![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информация для проектирования рабочей
программы учебной дисциплины и фонда........ 27
Образовательная система университета «как она есть»................................................................... 28 2.2. Образование в университете «как надо»................ 30 2.3. Комплексная программа развития – КПР ТПУ-2010 33 2.4. Проект стандарта ООП – своевременная необходимость................................................................. 34 2.5. Информация из КПР подразделений........................ 36 2.6. Инновационное образование.................................... 36 2.6.1. Понятие «инновация».............................................. 37 2.6.2. Педагогическая инноватика.................................... 38 2.7. Творчество в системе образования.......................... 44 2.7.1. Мотивация участников учебного процесса........... 45 2.7.2. Творчество и креативность...................................... 48 2.7.3. Критическое мышление............................................ 50 2.8. Компетентностный подход в образовании............ 51 2.8.1. Квалификация............................................................. 52 2.8.2. Компетенции................................................................ 53 Цели и задачи рабочей программы учебной дисциплины........................................................ 57 Рекомендации по формированию раздела «Цели и задачи» рабочей программы....................... 58 3.1.1. Цели.............................................................................. 58 3.1.2. Возможные задачи для реализации целей........... 59 3.2. Постановка самостоятельной работы студента.... 63 3.2.1. Планирование............................................................. 63 3.2.2. Нормирование............................................................ 64 3.2.3. Организация................................................................ 65
4. Контролирующие материалы фонда....................... 66 4.1. Контроль: Виды и определения................................. 66 4.1.1. Вступительные испытания...................................... 68 4.1.2. Входной контроль..................................................... 69 4.1.3. Текущий (внутри семестровый контроль)............ 69 4.1.4. Семестровые испытания......................................... 69 4.1.5. Контроль остаточных знаний, умений и компетенций.............................................. 70 4.1.6. Государственные экзамены................................... 70 4.2. Виды тестов...................................................................... 72 Пример формирования требований К контролирующим материалам фонда оценочных средств дисциплины............................. 74 6. список литературных источников........................... 79 Предисловие Тезис железного канцлера Отто Бисмарка о том, что войны выигрывает школьный учитель, справедлив и в наши дни [59]. При государственной аккредитации образовательного учреждения по разделу «Методическая работа» появились новые показатели, связанные с обеспеченностью основных образовательных программ учебно-методическими комплексами дисциплин и использованием инновационных методов в образовательном процессе. В соответствии с приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки аккредитация ВУЗов предполагает проверку всех рабочих программ по учебным дисциплинам кафедр. В связи с этим Комплексной программой развития университета предполагается разработка и усовершенствование учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), состав которых обновлен и регламентирован Приложением №1 к приказу №52/од от 10.07.2007 г. Как известно, важнейшей частью УМКД является рабочая программа учебной дисциплины, обновляемая в установленном порядке, в которой находится фонд оценочных средств из набора различных контролирующих материалов для всех предусмотренных видов контроля и методических указаний к ним. Комиссия по учебно-методическому обеспечению учебного процесса, работающая в рамках научно-методического совета университета, к сожалению, констатирует, что работа по обновлению материалов фонда оценочных средств проводится недостаточно интенсивно. При усовершенствовании фонда слабо учитываются новые черты парадигмы образования, требования Болонской декларации, связанные, в частности, с компетентностным подходом и с организацией инновационного и элитного образования студентов. Слабо востребованы разработки профессорско-преподавательского состава университета, отражающие современные тенденции образовательного процесса. К ним можно отнести тематические подборки газеты «За кадры» по элитному техническому образованию, академическому инновационному университету и др., публикации сотрудников университета в журналах и методических конференциях разного уровня. Практически не заметно влияние при обновлении документов в составе УМКД семинаров, посвященных проектированию образовательных программ на основе компетентностного подхода и кредитной системы (Боев О.В., Коростелева Е.Н. [60]) и др. Подобного рода материалы, несомненно, полезны при разработке контролирующих материалов, несмотря на то, что они лишь частично касаются проблематики фонда. Работ, непосредственно акцентирующих внимание к вопросам контроля, существенно меньше. К ним можно отнести работу автора (совместно со Смирновой О.В.) «Информация и рекомендации по созданию фонда оценочных средств дисциплины», находящуюся на сайте учебного управления ТПУ с 2004 г. и подготовленную к аккредитации университета. К сожалению, она несколько устарела и не в полной мере отражает потребности сегодняшнего дня. По глубокому убеждению автора необходимость в таких работах существует. В предлагаемом учебно-методическом пособии для преподавателей автор делает попытку снабдить преподавателей, разрабатывающих рабочую программу и фонд оценочных средств в ней информацией и рекомендациями, соответствующими требуемому качеству образования. Пособие не рассчитано на всех преподавателей. Прежде всего, оно не предназначено для тех, кто сам умеет грамотно формировать контролирующие материалы и фонд в целом. Как говорит профессор Ройтман М.С.: «Кто знает, как делать – тот делает. И нечего ему мешать». Во вторых, оно не вызовет особого интереса недовольных: «И вы хотите, чтобы я что-нибудь делал за такую зарплату?». В-третьих, преподаватели, работающие по принципу – и так сойдет или: «вверху шумят, шумят, а внизу тихо-тихо», также не нуждаются в методических рекомендациях подобного вида. Все равно все останется по-прежнему. Пособие может заинтересовать лишь тех, кому еще «за державу обидно», кто к качеству предоставления образовательных услуг относится по принципу – «если не я, то кто – же?» Автор будет благодарен всем, кто сочтет необходимым сделать критические замечания и предложения, направленные на улучшение преподавательской деятельности, направленной на повышение качества обучения студентов в нашем университете. В свою очередь, я считаю необходимым поблагодарить своих коллег по работе в комиссии по организационно-методическому обеспечению учебного процесса (рук. Лисицын В.М.) НМС ТПУ за полезные дискуссии.
|