![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Об авторах.Стр 1 из 95Следующая ⇒
Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия. Учебник для ВУЗов Оглавление Об авторах. 4 Предисловие научного редактора. 4 Введение. 6 Глава 1. Психодинамическая терапия. 7 Введение. 7 Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии. 8 Классическая психоаналитическая теория Фрейда. 9 Эго-психология. 26 Школа объектных отношений. 27 Сэлф-психология. 34 Структурный психоанализ Ж. Лакана. 35 Психодинамическое учение о психической патологии. 38 Проблема психодинамического диагноза. 38 Типология организации личности. 40 Техника психодинамической терапии. 44 Первичное интервью. 44 Основные правила психодинамической терапии. 47 Специфические и неспецифические средства психодинамической терапии. 49 Процессуальные модели психодинамической терапии. 56 Основные этапы и факторы психодинамического воздействия. 59 Подходы к работе со сновидениями. 71 Техники психодинамической терапии при работе с пациентами, имеющими различные уровни нарушений. 76 Краткосрочная психодинамическая терапия. 84 Литература. 87 Глава 2. Групп-аналитическая психотерапия. 89 Генезис невроза. 100 Теория психотерапии. 100 Техника групп-анализа. 105 Балинт-группы. 117 Литература. 121 Глава 3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. 122 Генезис невроза. 123 Теория психотерапии в индивидуальной психологии. 135 Первичное интервью. 136 Методики метафорического общения с детьми. 140 Исследование ранних воспоминаний. 141 Литература. 152 Глава 4. Биоэнергетический анализ. 153 Введение. 153 Теория терапии. 153 Техника биоэнергетического анализа. 164 Общие принципы. 164 Техника работы с телом. 165 Пример биоэнергетической терапии. 170 Вопросы и задания. 171 Литература. 171 Глава 5. Первичная психотерапия. 172 Введение. 172 Теория психопатологии. 173 Теория психотерапии. 175 Механизмы терапии. 177 Процесс и техники терапии. 178 Этап индивидуальной терапии. 178 Этап групповой терапии. 181 Результат терапии. 181 Вопросы и задания. 183 Литература. 183 Глава 6. Психодрама. 183 Введение. 183 Генезис невроза. 185 Основные терапевтические факторы. 186 Эффект группового взаимодействия. 186 Спонтанность и креативность как результат и условие психодраматического действия. 187 Сверхреальность. 187 Средства психодрамы и уровни личностных изменений. 188 Катарсис, инсайт, научение. 188 Позиция терапевта. 188 Участники психодрамы. 189 Характеристики группы. 190 Фазы психодраматического действия. 190 Разминка. 190 Фаза игры (фаза психодраматического действия). 191 Фаза обсуждения. 192 Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика. 193 Техники психодрамы. 194 Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями. 196 Вопросы и задания. 197 Литература. 197 Глава 7. Экзистенциальная психотерапия. 198 Философско-психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии. 199 Методы и техники экзистенциальной психотерапии. 232 Работа с осознанием смерти. 233 Работа с ответственностью и свободой. 235 Работа с изоляцией. 238 Работа с бессмысленностью. 239 Литература. 239 Глава 8. Гештальт-терапия. 240 Фредерик Соломон Перлз (1893-1970). 240 Введение. 241 Теория терапии. 242 Генезис невроза. 245 Механизмы психотерапии. 247 Техника психотерапии. 248 Результат терапии. 251 Вопросы и задания. 251 Литература. 251 Глава 9. Клиент-центрированная психотерапия. 252 Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987). 252 Теория психотерапии. 253 Генезис невроза. 257 Механизмы терапии. 258 Результат терапии. 258 Техники психотерапии. 261 Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии. 264 Вопросы и задания. 267 Литература. 267 Глава 10. Когнитивная психотерапия. 268 Введение. 268 Теория терапии. 269 Патогенез психопатологических расстройств. 271 Когнитивная модель депрессии. 272 Когнитивная модель тревожных расстройств. 272 Фобия. 272 Суицидальное поведение. 272 Процесс психотерапии. 272 Начальные сессии. 272 Поздние сессии. 273 Техники терапии. 273 Техники выявления автоматических мыслей. 273 Техники проверки обоснованности (валидности) автоматических мыслей и когнитивного реконструирования. 274 Показания к терапии. 276 Эффективность когнитивной терапии. 277 Вопросы и задания. 278 Литература. 278 Глава 11. Инструментальные модели в психотерапии. 278 Поведенческая психотерапия. 279 Нейролингвистическое программирование. 284 Приложение. БИАС-тест для определения репрезентативных систем. 301 Литература. 303 Глава 12. Принцип процессуальности в психотерапии. 303 Литература. 310 Глава 13. Механизмы психотерапии. 310 Литература. 315 Вместо заключения. Пространство психотерапии: психотерапевт—клиент. 315 Алфавитный указатель. 317 Ссылки. 324 Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов. Об авторах. Бурлачук Леонид Фокич — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины, действительный член нескольких международных академий, зав. кафедрой психодиагностики и медицинской психологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, координатор и участник международных проектов в области профессионального (психологического) образования (программа TEMPUS-TACIS, 1995-2000) и научных исследований (программа INTAS и др.), член Международной комиссии по психологическим тестам. Кочарян Александр Суренович — доктор психологических наук, профессор, руководитель Харьковской школы клиент-центрированной психотерапии, зам. директора НИИ сексологии и медицинской психологии при Харьковской медицинской академии последипломного образования, профессор кафедры прикладной психологии Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Жидко Максим Евгеньевич — ассистент кафедры психологии Харьковского национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского. Предисловие научного редактора. Первый вопрос, который задает студент, начинающий изучать психотерапию, касается того, насколько быстро и эффективно можно освоить теорию и практику терапевтического воздействия. Ответы преподавателей зависят от их взгляда на подготовку психотерапевта: одни склонны рассматривать ее как посвящение в тайное знание и считают, что этому нужно учиться всю жизнь, другие — как решение обычной учебной задачи, полностью укладывающееся во время, отведенное программой. Но, как обычно, истина лежит посередине. Помимо этого ответ на данный вопрос напрямую зависит от того, о какой психотерапевтической методике идет речь. Гарольд Стерн, основатель и многолетний президент Филадельфийской школы психоанализа, в своем интервью «Психологической газете» (февраль 1998 г.) говорил о том, что для овладения большинством методов психотерапии достаточно внимательного прочтения трех или четырех основополагающих книг, но для того, чтобы овладеть психоанализом как методом лечения, требуется изучить не менее ста книг. Конечно, Стерн, как свойственно психоаналитикам, несколько упростил ситуацию: чтобы стать психотерапевтом, все же недостаточно даже самого внимательного прочтения основополагающих книг. Огромное значение имеют опыт взаимодействия с пациентами, супервизорская подготовка. Поэтому я должен разочаровать тех, кто надеется получить профессиональные навыки в психотерапии только путем чтения соответствующей литературы. Второй вопрос, который задают студенты, начинающие осваивать психотерапию, касается степени воздействия терапевтической процедуры на личность пациента, ее эффективности. На этот вопрос нельзя ответить без учета того, о каких терапевтических методах идет речь, с какими психическими нарушениями работает терапевт, каковы личностные особенности самого терапевта, и, наконец, без анализа того, какие средства измерения используются для оценки эффективности той или иной терапевтической процедуры. О каждой из перечисленных составляющих эффективности психотерапии уже написаны и продолжают писаться статьи и книги, к которым я и отсылаю читателей, интересующихся этими проблемами. Здесь же я лишь кратко остановлюсь на вопросе о характере изменений личности иод воздействием психотерапии. Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым подразумевается, что психотерапия меняет личность. Прежде чем говорить об изменениях личности при психотерапевтическом воздействии, сделаем небольшое отступление. Проблема личностных изменений — одна из важнейших проблем психологической науки, имеющая методологическое значение. Большинство отечественных и зарубежных исследователей небезосновательно полагают, что изменения личности происходят только в период ее активного формирования, не позднее 30 лет. В ходе решения проблемы изменчивости личности были предложены ее различные теоретические модели. К наиболее популярным относится модель П. Косты и Р. Мак-Крэя /1/, американских психологов, известных своими работами в области измерения базисных факторов личности. Они ввели понятия основных тенденций и адаптационных характеристик. Первые после 30 лет остаются стабильными (к ним в первую очередь относится «большая пятерка» личностных факторов), а вторые, включающие привычки, аттитюды, отношения, интересы и т. п., могут меняться в течение всей жизни. Развитием модели Косты и Мак-Крэя явилась модель Д. Мак-Адамса /2/, который выделил три параллельных и не взаимодействующих друг с другом уровня личности. Содержание первого из них соответствует содержанию понятия «основные тенденции» в концепции Косты и Мак-Крэя, этот уровень относительно устойчив в течение периода взрослости. Он состоит из качеств, которыми индивид обладает независимо от воздействий среды. Второй уровень может быть соотнесен с адаптационными характеристиками. На этом уровне личность испытывает влияние контекстуальных и мотивационных воздействий. Если первый уровень может быть попят как уровень наблюдателя (внешнее описание личности), то второй уровень характеризует внутреннее, непосредственное содержание личности, существующее в данный момент. Изменения как функция развития личности ожидаются именно на этом уровне. Третий уровень — экзистенциальная личность. На этом уровне человек конструирует представление о себе, смысле и значении своей активности в окружающем его мире. Мак-Адамс полагает, что этот уровень личности напрямую связан с борьбой за создание жизнеспособной идентичности личности, или так называемого мифа жизни. На этом уровне изменения происходят непрерывно. Теперь вернемся к вопросу о влиянии на личность психотерапевтического воздействия. Многочисленные данные говорят о том, что терапия эффективна. Но личность ли изменяется в ее процессе? М. Л. Смит и коллеги /3/ полагают, что наиболее очевидный терапевтический эффект достигается в ходе лечения депрессии и отдельных симптомов, например беспокойства. Когда же речь идет о таких особенностях личности, как, например, нейротизм, желаемый эффект не достигается. Это мнение поддерживается многими психологами, а Л. Люборский и коллеги /4- P.39-47/ делают вывод, что психотерапия не воздействует на основную структуру личности, а помогает пациенту становиться более гибким в удовлетворении своих потребностей и использовании способностей. Таким образом, изменений личности в плане формирования каких-либо новых или исчезновения уже имеющихся качеств под влиянием психотерапии не происходит (мы не имеем в виду те случаи, когда психотерапевтическое воздействие, применяемое наряду с химическим, например психотропным, приводит к подлинной трансформации личности; такие воздействия в силу их направленности на руинирование индивидуальной психики не изменяют, а уничтожают личность). Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие, собственно, и делает личность личностью. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими!) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений. Подтверждением этой мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях глубокого невроза или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее выраженная деструкции личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. При работе с такими пациентами психотерапевт, по сути, стремится возродить уже разрушенное в психике путем апелляции к сохранному, но такое «приращение», как и в случае тканевой несовместимости, оказывается временным. Сторонники психоанализа считают, что он является наиболее эффективным методом терапии при серьезных формах патологии. В известной мере эта эффективность обеспечивается длительностью психоаналитического процесса, нередко длящегося годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни. Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: каждый, кто приступает к изучению психотерапии, должен отчетливо представлять себе не только сильные, но и слабые стороны методов, направленных на возвращение личности к психологическому благополучию. Авторы благодарят Ирину Грабскую и Надежду Терещенко за помощь в создании этого учебника и признательны за многолетнюю поддержку проректору Мюнхенского университета профессору Вернеру Шубо. От имени всех авторов выражаю искреннюю признательность сотрудникам психологической редакции Издательского дома «Питер», приложившим немало усилий для того, чтобы этот учебник вышел в свет. Авторы будут рады замечаниям и предложениям читателей, которые можно направить по электронному адресу psydiag@i.kiev.ua. Л. Ф. Бурлачук Киев, май 2003 г.
|