Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц
В ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71 Конституции РФ). Способ установления налога, включая процедуру принятия (опубликования), является конституционным принципом. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, по общему правилу акты вступают в силу при одновременном соблюдении двух условий: – истечении одного месяца со дня их официального опубликования; – наступлении 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Также в ст. 5 НК РФ допускается возможность придания вступившим в указанном порядке в законную силу актам обратной силы, т. е. распространения действия содержащихся в них норм на правоотношения, возникшие до введения этих актов в действие. Во-первых, имеют обратную силу независимо от специального указания на это (п.3 ст. 5 НК РФ) акты законодательства о налогах и сборах: – устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства; – устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Во-вторых, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п.4 ст.5 НК РФ) акты законодательства о налогах и сборах: – отменяющие налоги и (или) сборы; – снижающие размеры ставок налогов (сборов); – устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; – иным образом улучшающие их положение. При этом согласно п.2 ст.5 НК РФ обратной силы не имеют акты налогового законодательства: – устанавливающие новые налоги и (или) сборы; – повышающие налоговые ставки, размеры сборов; – устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; – устанавливающие новые обязанности; – иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников налоговых правоотношений. Таким образом, по общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступают в законную силу, т. е. влекут юридические последствия для участников налоговых правоотношений, по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и при наступлении 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом действие содержащихся в них правовых норм в строго определенных Кодексом случаях может распространяться на правоотношения, возникшие до этого момента. Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
|