Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговое законодательство зарубежных странСтр 1 из 2Следующая ⇒
В условиях развитых рыночных отношений налоговая система является важным элементом регуляции экономических и социальных процессов в государстве. Эффективность ее функционирования определяется самыми разнообразными факторами и в первую очередь экономическим положением, расписанием политических сил, уровнем налоговой культуры, достижениями экономической науки и тому подобное. Однако есть обобщающие показатели, за которыми можно определить эффективность налоговых систем. Это — достижение баланса между стимулированием экономической активности и социальной справедливостью налогов и уровнем перераспределения валового внутреннего продукта с помощью налогов. Частица налогов в валовом внутреннем продукте свидетельствует о роли и месте налоговой системы в государственной регуляции экономикой. В то же время нужно учитывать, что этот показатель должен способность изменяться под воздействием экономических, политических и социальных факторов, имеющихся в каждом государстве. Следовательно, любой опыт нужно придирчиво анализировать, а не заимствовать без достаточных оснований. Кроме того, частица налогов в валовом внутреннем продукте любого государства постоянно изменяется. Это дает основания для вывода, что, во-первых, слишком большая доля налогов в валовом внутреннем продукте не менее вредна, чем имела. Во-вторых, она не должна превышать умный оптимум. Приведены данные свидетельствуют, что частица валового внутреннего продукта, которую государство мобилизирует в свое распоряжение с помощью налогов, имеет тенденцию к увеличению. Да, на протяжении тридцати восьми лет она выросла в Швеции на 25.0 пункты, в Японии — на 15, 0, во Франции — на 10, 1, в Канаде — на 10, 9. Конечно, во многих странах этот процесс происходит под воздействием разных факторов. Однако общим правилом является то, что рыночная экономика нуждается в вмешательстве государства в процессы перераспределения созданного валового внутреннего продукта для ускорения темпов экономического развития и социальной защиты разных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждом определенном периоде найти рациональную величину перераспределения и в соответствии с ней построить налоговый механизм регуляции, который бы включал систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения, и тому подобное.[5, c.105] Не менее важное значение приобретает структура налогов. Она постоянно изменяется под воздействием экономических, социальных и политических факторов. В целом, налоговые системы нынешних зарубежных стран основываются на трех самых значительных налогах — личном прибыльном и социальном страховании и на налоге на добавленную стоимость. Другие налоги, в том числе налог на прибыль корпораций, имущественную, на наследство и дарование, имеют второстепенное значение. У большинства стран мира является достаточно значительной частица личного подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений — свыше 30 процентов, что почти в 6 раз больше, чем в России. Налоги на потребление, то есть непрямые налоги, которые бывают преимущественно в форме налога на добавленную стоимость и разных видов акцизных собраний, составляют, в среднем, четверть от всех поступлений. В сравнении с Украиной их частица ниже более чем вдвое. Для экономически развитых стран характерной является также небольшая частица налогов из прибыли корпораций. Характеризуя эволюцию налоговых систем развитых стран мира, следует отметить, что в течение последних 38 лет имеется является тенденция к росту частицы личного подоходного налога. Одной из причин такого положения есть рост доходов граждан, благодаря чему они приобщаются к высшим группам шкалы налогообложения. Увеличивается также количество налогоплательщиков, повышаются налоговые ставки. Налоговые реформы характеризовались уменьшением налогов на потребление, то есть непрямых налогов. Самыми быстрыми темпами уменьшались количество акцизов. К похожему выводу можно прийти и относительно налога на прибыль корпораций. За этим налогом уменьшаются налоговые ставки, отменяются льготы, пересматриваются условия налогообложения и тому подобное. Однако ставки налога на прибыль корпораций остаются достаточно высокими. Да, в Германии она составляет 50%, Италии — 46, Канаде — 44, США — ЗО. Франции — 39, Великобритании — 35%.[10, c.23] В целом, развитию налоговых систем присущи такие черты расширения налогообложения личных доходов, модернизация налогов на потребление; уменьшение влияния налогов на прибыль корпораций; непрестанный рост отчислений на социальное страхование.[7, c.89] Налоговая система в каждой стране имеет свои особенности, а потому все изменения, которые в ней происходят, нуждаются в глубоком анализе и могут служить лишь дополнительным информативным материалом для практических действий в каждом конкретном случае. Научное мнение европейских стран чаще всего сосредоточивает свое внимание на проблеме достижения справедливого налогообложения в обществе. Решением этой проблемы с помощью налогов заботились Р. Хар (Англия), Дж Смарт (Австралия) — последователи основных идей учения И. Бентама и Д Млля, которые сдерживались справедливости в разрезе удовлетворения потребностей наибольшего круга людей. Оценивая точку зрения западных авторов на справедливость в налогообложении, нельзя не заметить их либеральный, даже гуманистический, общечеловеческий характер. Западные ученые отмежевываются от социальной конфронтации и классового подхода к распределительным процессам, проповедуют свободу хозяйственной и интеллектуальной деятельности, политического выбора, как абсолютной общественной ценности. Наличие общих подходов относительно формирования налогообложения подтверждает, что разные страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами. В частности: современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. В свою очередь это влечет появление все новых способов уклонения от уплаты налогов; личная прибыльная обкладка характеризуется несправедливостью распределения налогового груза, которое заключается в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем налогообложения; большая разница в ставках личной прибыльной обкладки и обкладки компаний стимулирует последних до принятия решений об инкорпорации за налоговыми причинами. Дискриминация дивидендов приводит к тому, что новые инвестиции лучше финансировать за счет ссудных средств; налогообложение компаний стимулирует их инвестиции и перестройку не из экономических, а из налоговых, причин. Это негативно отражается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов. В целом зарубежные специалисты считают основными изъянами налоговых систем их сложность, неустроенность и избыточность налоговых ставок. Ввиду того, что эффективность налогообложения в значительной мере зависит от уровня контроля за уплатой налогов, следует отметил сразу, что в отдельных странах налоговая служба существенно отличается как за организационной структурой, так и за уровнем административной ответственности.
2 Характеристика некоторых налоговых систем зарубежных стран.
Налоги в США служат одним из важнейших инструментом развития экономики страны. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Налоговая система США развивается и совершенствуется уже более двухсот лет и способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не только фискальным - обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Самой крупной статьей доходов является подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется не облагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо доходы отдельного человека, либо семьи. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Интересно проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986 г. действовала сложная прогрессивная система из 14 ставок от 11 до 50%. После реформы 1986 г. было введено 5 ставок: 11%, 15, 28, 35 и 38, 5% в зависимости от размера облагаемого дохода и семейного положения налогоплательщика. Основное направление развития подоходного обложения имеет целью упрощение шкалы ставок, снижение максимального уровня налога, увеличение необлагаемого минимума. Но одновременно уменьшается и количество налоговых льгот.[11, c.34] Отчисления в фонды социального страхования - вторая по величине статья доходов бюджета. Эти взносы уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В США действуют две государственные системы социального страхования: федеральная пенсионная система и федерально-штатная система страхования по безработице, в которых аккумулируются названные взносы. В отличии от России, где единый социальный налог платят только работодатели, в США взнос уплачивается в равных долях как работодателем, так и работником. Ставка меняется при формировании бюджета, но при этом имеет тенденцию к росту. Так, в 1980 г. комбинированная ставка для предпринимателей и лиц наемного труда составляла 12, 3% (уплачивали они по 6, 15%), в 1988 г. - 15, 02%, в 90-х годах - 15, 3% фонда заработной платы. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 50, 1 тыс. долл. В год в расчете на каждого занятого. В России ставка единого социального налога существенно выше (см. ст.241 НК РФ).[9, c.105] Третье место по степени доходности занимает налог на прибыль корпораций. Основная ставка налога 34 %. В ряде отраслей применяются ускоренные нормы амортизации оборудования. До реформы 1986 г. налог на прибыль корпораций составлял 46%, в 1987 г. - 40%. Среди косвенных налогов преобладает налог с продаж.В России ставка аналогичного налога с 1.01.2002 г. установлена в размере 24% (см. ст. 284 НК РФ). В Англии, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, на первом месте среди доходных источников стоят налоги с населения. Основные общегосударственные налоги в Англии - это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на прирост капитала, налог на доходы от нефти, налог с наследства, налог на добавленную стоимость, пошлины, акцизы, гербовый сбор. Перечисленные налоги обеспечивают более 90% поступлений. На долю местных налогов, в основе которых лежит обложение имущества, приходятся остальные 10% налоговых доходов. Почти две трети прямых налогов в федеральный бюджет Англии дает подоходный налог с физических лиц (для сравнения: в России ~ 13%). Впервые он был введен в 1799 г. как временный, а затем окончательно утвердился в налоговой практике и стал основным доходным источником государства. В стране до сих пор действует шедулярная формула построения подоходного налога, которая предполагает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода. Каждая шедула облагается особым порядком. Такое раздельное обложение доходов преследует цель уплачивать налог у источника. Ранее подобная система функционировала во многих европейских странах, с 1.02.2000 введена в России (см. ст.244 НК РФ). В Англии три ставки подоходного налога: при облагаемом доходе до 2500 фунтов стерлингов - 20%; от 2501 до 23 700 фунтов стерлингов - 25%; свыше 23 700 фунтов стерлингов - 40%. В России основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. При определении облагаемой прибыли из валового дохода вычитаются помимо обычных затрат представительские расходы, расходы развлекательного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, все затраты на научно-исследовательские работы. В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке. В России эта проблема находится на " высоте" научных обсуждений. Налог на прирост капитала уплачивается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и др.). Цель налога - ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. Важное место занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Главное место среди косвенных налогов принадлежит налогу на добавленную стоимость. По своему " весу" в доходной части бюджета он занимает второе место после подоходного налога и формирует около 17% бюджета страны (для сравнения: в России его доля существенно " тяжелее" - 34%). Акцизами облагаются алкогольные напитки, горючее, табачные, изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (литра). Ведущим звеном систем налогов Франции выступает налог на добавленную стоимость. Налогом облагаются все товары и услуги, потребляемые или используемые на территории страны. Операции, связанные с экспортом товаров и услуг, от налога на добавленную стоимость освобождены. Как и вежде этот налог сугубо территориальный. Действует 4 ставки налога на добавленную стоимость. Основная ставка налога равна 18, 6%, повышенная ставка - 22% - применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кинофототовары, алкоголь, табачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы роскоши. До недавнего времени повышенная ставка была 33, 33%. Пониженная ставка - 7% - установлена на товары культурного обихода. Самая низкая ставка - 5, 5% - применяется для товаров и услуг первой необходимости. Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления. Подоходный налог уплачивают предприятия и физические лица. У предприятий обложению подоходным налогом подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка подоходного налога 34%. В отдельных случаях она повышается до 42% (в России - 24%). Подоходный налог с физических лиц взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего года. Субъектом налогообложения признается фискальная единица - семья, состоящая из супругов и лиц, находящихся у них на иждивении либо один человек. Подоходный налог с физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56, 8%. Не облагаются налогом доходы до 18 140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода более 246 770 франков. В России применяется пропорциональная или одинаковая для всех (плоская) ставка налога - 13%. Во Франции важное место в бюджете, как и в Англии, занимают налоги на собственность. Обложению налогом на собственность подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности, по состоянию на 1 января. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога. Применяются прогрессивные ставки налога, размер которых приведен в таблице: Основу налоговой системы Японии составляют государственные и местные налоги. При этом более 64% налоговых поступлений дают государственные налоги, а остальные 36% - местные налоги. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3 045 городов, поселков, районов, каждый их которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84%, а неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33, 48%, префектурный подоходный налог в размере 5% государственного, что дает ставку 1, 67% прибыли, и городской подоходный налог в размере 12, 3% государственного, или 4, 12% прибыли. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги. Сверх того, каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3 200 иен в год. Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что существует довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает также семейное положение человека, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1, 4% стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года. Объектом налога является: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества.
|