Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние дорог и безопасность движения






Отрицательное следствие автомобилизации — дорожно-транспортные происшествия, одной из причин которых является недостаточно высокое состояние автомобильных дорог.

Ежегодно в мире на дорогах и улицах погибают около 500 тыс. человек, ранения различной степени тяжести получают до 15 млн. человек. Общий социально-экономический ущерб составляет до 3 % валового национального продукта.

Согласно сведениям комиссии по транспорту ЕЭК ООН, ежегодно публикуемым в специальных справочниках, в первые годы XXI века в 55 странах с наиболее высокой автомобилизацией (Европейские страны, США, Канада, Израиль) в общей сложности регистрируется около 1 млн. ДТП с пострадавшими (половина – в США), в которых число погибших составляет порядка 150 тыс. человек, число раненых – 6 млн. человек.

В период с 1986 по 2001 гг. в России ежегодно совершалось в среднем около 160 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибало около 30 тыс. человек. Начиная с 1992 г. показатели аварийности ежегодно снижались, затем несколько стабилизировались, а с 2002 г. возросли в связи с существенным увеличением количества автотранспортных средств в стране (рис. 1.9), главным образом в крупных городах.

Период снижения и стабилизации числа ДТП явился результатом ряда принятых мер по обеспечению безопасности дорожного движения. В 1995 г. был принят закон «О безопасности дорожного движения», а в 1996 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России на 1996—1998 гг.» (в дальнейшем пролонгированная до 2001 г.). В качестве основной цели Программы было установлено 10—15%-е снижение аварийности на дорогах России. В целях стабилизации и сокращения уровня аварийности на дорогах России намечена реализация дополнительных крупных мер, в том числе связанных с развитием и совершенствованием состояния дорожной сети в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» на 2002—2010 гг.

 

Рис. 1.9. Показатели аварийности в Российской Федерации за период 1986—2001 гг.:

1 – количество раненых в ДТП, тыс. человек; 2 – количество ДТП, тыс.; 3 – количество погибших, тыс. человек

 

В целом в большинстве экономически развитых стран мира за последние 10 лет несмотря на увеличение парка транспортных средств наблюдается снижение аварийности. Эти данные свидетельствуют, что решение проблемы безопасности дорожного движения является предметом эффективно проводимой государственной политики в этой сфере, реализации программ, направленных на сокращение аварийности (табл. 1.25).

Таблица 1.25

№ п/п Страна Число ДТП, тыс. Снижение (увеличение) числа ДТП за период 1990—1999 гг., ±%
всего в том числе вне населенных пунктов всего в том числе вне населенных пунктов
           
  США 2091, 0 - -3, 3 -
  ФРГ 395, 7 143, 6 +1, 6 +1, 6
  Соединенное Королевство 242, 6 66, 7 -8, 6 -4, 9
  Италия 219, 0 55, 6 +35, 4 +35, 6
  Российская Федерация 184, 4 52, 1 -6, 7 +5, 2
  Канада 150, 9 - -17, 2 -
  Франция 124, 5 41, 6 -23, 4 -11, 7
  Испания 97, 8 44, 8 -3, 6 -5, 3

Примечание. Для России взят период сравнения 1991—2002 гг.; прочерк в таблице означает отсутствие соответствующих данных.

 

Тяжесть последствий ДТП является одним из важнейших показателей, характеризующих состояние аварийности. В табл. 1.26 представлены сведения об абсолютном числе пострадавших в ДТП для стран с большой численностью погибших и раненых по состоянию на 1999 г. (для Российской Федерации – 2002 г.).

Российская Федерация занимает второе место после США как по числу погибших, так и раненых в ДТП. Следует подчеркнуть тот факт, что доля пострадавших на внегородских участках дорог в Российской Федерации ниже, чем в других странах, поскольку наибольшее число ДТП и, соответственно, пострадавших приходится на города. В целом в Российской Федерации, согласно сведениям официальной статистики, до 1997 г. наблюдалась тенденция снижения числа раненых и погибших в ДТП, однако, начиная с 1998 г., наметился рост числа пострадавших.

Российская Федерация занимает одно из самых первых мест по тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Число погибших на 100 ДТП в России в 8—10 раз больше, чем в США, Канаде и других странах с высоким уровнем автомобилизации. Такое же соотношение характерно для числа погибших на 100 тыс. ед. транспортных средств. Это свидетельствует о наличии больших резервов в решении проблемы безопасности дорожного движения в России.

Таблица 1.26

№ п/п Страна Число погибших Число раненых
всего в том числе вне населенных пунктов всего в том числе вне населенных пунктов
           
  США 41 611 25 717 (61, 8)* 3 236 000 -
  Российская Федерация 33 243 16 732 (50, 3) 215 678 68 002 (31, 5)
  Франция 8 029 5 650 (70, 4) 167 572 62 748 (37, 4)
  ФРГ 7 772 5 894 (68, 4) 521 127 211 982 (40, 7)
  Италия 6 633 3 886 (58, 6) 316 698 91 563 (28, 9)
  Испания 5 738 4 709 (82, 1) 142 894 74 145 (51, 9)
  Соединенное Королевство 3 564 2 025 (56, 8) 330 195 98 526 (29, 8)
  Канада 2 927 - 193 444 -

* Цифры в скобках — % от общего числа погибших.

 

Исследования показывают, что безопасность движения представляет собой одно из важнейших потребительских свойств автомобильных дорог и характеризует надежность функционирования комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда» и его основных систем «дорожные условия – транспортные потоки» и «условия движения – режим движения автомобилей».

Каждое ДТП совершается, как правило, в результате неблагоприятного сочетания нескольких факторов, тесно связанных одного с другим. Оценить в каждом случае долю участия составляющих комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда» могут только специалисты, оснащенные современными приборами и оборудованием.

Особое место в обеспечении безопасности движения принадлежит дорожным условиям, т.е. транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог, хотя к наиболее весомым факторам, влияющим на безопасность дорожного движения, обычно относят ошибки водителей (так называемый человеческий фактор). По официальной статистике, виновность водителя в совершении ДТП фиксируется почти в 90 % случаев, а на влияние дорожных условий официально отводят 10—20 % поломки транспортных средств, как причина возникновения ДТП регистрируются в 5 % случаев.

Вместе с тем результаты отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют, что возникновение значительной части ДТП является следствием влияния отдельных неблагоприятных факторов дорожных условий или их сочетаний. Так, в исследованиях условий движения на дорогах в равнинной местности и на горных дорогах выявлено косвенное влияние неблагоприятных дорожных факторов, соответственно в 60—75 % и 47, 3 % ДТП, причем было установлено, что влияние дорожных условий на процесс возникновения ДТП следует рассматривать в качестве фактора, стимулирующего ошибки водителей в выборе режима движения автомобиля, снижение надежности его работы ввиду неверного восприятия дорожных условий.

Официально регистрируемая ГИБДД доля ДТП, в которых неблагоприятные дорожные условия способствовали их возникновению, являлась стабильной в течение целого ряда лет, и, как правило, не превышающая 12 % от всех ДТП, начиная с 2000 г., получила тенденцию к росту благодаря, главным образом, формальным мерам по расширению учета несоответствия параметров дорог нормам на проектирование (с 5, 8 % в 1998 г. до 17, 0 % в 2002 г.). В результате общая доля ДТП, связанных с дорожными условиями, например на федеральных дорогах, превысила 20 %.

Из числа дорожных самыми частыми причинами ДТП являются скользкость, недостаточная ровность покрытия и другие факторы, зависящие от уровня содержания дорог (табл. 1.27).

Таблица 1.27

Элементы и характеристики дорог как причины происшествий Дороги федеральные Другие дороги
Скользкое покрытие 60, 3 45, 1
Покрытие с неровностями 9, 6 20, 5
Плохое содержание дорог в зимнее время 7, 6 4, 7
Плохое содержание, недостаточная ширина или отсутствие обочин 6, 0 6, 1
Отсутствие знаков, разметки в необходимых местах, плохая видимость знаков днем и ночью 4, 8 5, 2
Сужение проезжей части дорожно-строительными машинами или материалами, отсутствие ограждений в местах производства работ 2, 7 4, 4
Отсутствие карманов для остановки автобусов, тротуаров и пешеходных дорожек 1, 4 1, 5
Отсутствие удерживающих ограждений, большой уклон, малый радиус кривой в плане, несоответствие габаритов моста, оборудования железнодорожных переездов требованиям и другие недостатки 6, 7 10, 9

 

Более полное представление о роли дорожных условий дают специальные обследования дорог группами специалистов с использованием передвижных дорожных лабораторий. Такие обследования в широких масштабах выполнены сотрудниками МАДИ, Росдорнии и многих других институтов. Их анализ позволяет разделить причины каждого происшествия на группы по степени влияния: главная или основная причина, оказавшая наибольшее влияние на возникновение ДТП; активные причины или факторы (их обычно несколько), в значительной мере способствующие его возникновению; косвенные или второстепенные (их тоже, как правило, несколько), оказывающие незначительное влияние. Исследования показывают, что ошибки водителей в управлении автомобилем и нарушение правил дорожного движения действительно являются главной причиной большинства происшествий. Но эти ошибки и нарушения очень часто связаны с недостатками автомобильных дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50—80 % случаев являются одной из активных или косвенных причин, а в 15—20 % случаев главной причиной происшествий.

Роль технического уровня и состояния дорог в безопасности движения особенно четко проявляется в неблагоприятные периоды года. Существуют определенные закономерности распределения количества ДТП по сезонам года [2, 10].

Минимальное количество происшествий отмечается зимой. Весной начинается рост количества происшествий, который продолжается все лето и достигает максимума осенью, когда высокая интенсивность движения сочетается с неблагоприятными погодными условиями. Количество происшествий при неблагоприятном состоянии дорог, вызванном действием различных метеорологических факторов, колеблется в широких пределах и зависит как от климата, так и от технического уровня и уровня содержания дорог (табл. 1.28).

 

Таблица 1.28

Дороги областей Количество ДТП, %, при состояниях дорожных покрытий
сухое мокрое, грязное, скользкое снежное накатанное Обледенелое
Ростовской 80, 4 16, 5 1, 2 1, 9
Самарской 71, 9 13, 8 11, 3 3, 0
Московской 65, 4 20, 7 7, 8 6, 1
Мурманской 41, 0 10, 0 33, 0 16, 0

 

В табл. 1.28 приведены данные по областям, находящимся примерно на одной долготе, расположенных по территории России с юга на север. Из приведенных данных видно, что чем севернее расположена территория, тем больше погодные условия влияют на дорожно-транспортные происшествия. Наиболее опасными являются условия движения во время дождя, снегопада, при ограниченной видимости (туман, пасмурно) и при действии сильного ветра. Учитывая продолжительность указанных явлений и долю ДТП во время этих явлений, можно установить их относительную опасность (табл. 1.29).

Таблица T T 1.29

Вид происшествия Относительная опасность возникновения ДТП при различных состояниях погоды
ясно пасмурно дождь снегопад туман
Столкновение 0, 68 1, 3 2, 4 1, 3 3, 84
Опрокидывание 0, 9 0, 99 3, 58 0, 17 1, 76
Наезд на препятствие 0, 99 0, 77 2, 54 1, 05 5, 96
Наезд на пешехода 0, 77 1, 25 1, 81 1, 28 1, 69
Наезд на велосипедиста 1, 35 0, 52 1, 89 - -
Прочие происшествия 1, 21 0, 72 1, 57 0, 49 1, 85
Все вместе 0, 75 1, 11 2, 36 1, 08 2, 32

 

Возрастающие объемы автомобильных перевозок, увеличение скоростей и интенсивности движения и связанный с ними рост числа дорожно-транспортных происшествий предъявляют новые, более высокие требования к техническому совершенству существующих автомобильных дорог, их инженерному оборудованию, транспортно-эксплуатационным характеристикам и организации движения в процессе эксплуатации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал