Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведение судебного заседания и постановление приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве 4 страница






Президиум ВС РФ рассматривает надзорную жалобу и надзорное представление на определение Кассационной коллегии ВС РФ, на приговор, определение Судебной коллегии или Военной коллегии ВС РФ, на постановление судьи ВС РФ о назначении судебного заседания.

Действующий УПК не содержит указания на то, какой прокурор вправе принести надзорное представление в какой именно суд надзорной инстанции. Однако приказ Генпрокурора РФ от 20.11.2007 N 185 определяет, что Генпрокурор РФ и его заместители вправе приносить надзорные представления в любой суд надзорной инстанции, а прокурор регионального уровня и его заместители - соответственно в президиум суда областного звена. В ст. 401.2 и 412.3 УПК, вступающих в силу с 1 января 2013 г., также определены полномочия прокуроров по внесению надзорных представлений.

Закон устанавливает, что надзорное представление должно быть составлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к кассационному представлению. Исходя из этого, в нем должно быть указано: а) наименование суда надзорной инстанции, в который подается представление; б) данные о лице, подавшем представление; в) ссылка на приговор или иное решение, которое обжалуется; г) наименование суда, его постановившего или вынесшего; д) доводы лица, подавшего представление, с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения; е) перечень прилагаемых к представлению материалов; ж) подпись лица, подавшего представление. Прокурор вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны представить в надзорную инстанцию новые материалы.

Действующая редакция ст. 405 УПК допускает пересмотр судебных решений в порядке надзора по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела в срок, не превышающий одного года со дня вступления в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда. В дальнейшем с введением в действие гл. 48.1 УПК с 1 января 2013 г. будет действовать норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 412.9 УПК, которая, в свою очередь, содержит ссыпку на ст. 401.6, вступающую в действие также с 1 января 2013 г. Статья 401.6 УПК допускает пересмотр судебных решений в порядке надзора по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела в срок, не превышающий одного года со дня вступления в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Закон дифференцировал сроки рассмотрения надзорного представления прокурора и сроки рассмотрения уголовного дела в надзорной инстанции. Для рассмотрения надзорного представления суду отводится до 30 суток со дня их поступления. Если дело вынесено на рассмотрение суда надзорной инстанции, то срок рассмотрения уголовного дела в надзорной инстанции в судебном заседании составляет до 15 суток, а в ВС РФ - до 30 суток.

Надзорное представление первоначально рассматривается судьей суда надзорной инстанции, который выносит постановление о возбуждении надзорного производства и передаче представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом либо постановление об отказе в возбуждении надзорного производства и оставлении надзорного представления без удовлетворения. Председателю суда областного звена, Председателю ВС РФ и его заместителям законом предоставлено право не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления прокурора, отменить его и возбудить надзорное производство. Поэтому при несогласии с постановлением судьи прокурор обращается к председателю соответствующего суда, а в ВС РФ - к Председателю или его заместителю.

О дате, времени и месте проведения судебного заседания судом своевременно извещаются лица, указанные в ст. 402 УПК, в том числе и прокурор. Принимаются иные необходимые меры по организации судебного заседания. Неизвещение лиц, интересов которых касается надзорная жалоба или надзорное представление или просивших об извещении участников процесса, является существенным нарушением норм уголовного судопроизводства.

Судьи, которые ранее принимали участие в рассмотрении данного уголовного дела в судах первой и кассационной инстанции или в порядке надзора в составе Судебной коллегии, не вправе принимать участие в рассмотрении дела Президиумом ВС РФ. В законе установлены и другие случаи, когда судья не может участвовать в рассмотрении дела в надзорной инстанции и подлежит отводу (ст. 61-63 УПК). Подлежит отводу также судья, назначенный в качестве докладчика по делу в судебном заседании президиума соответствующего суда, в случаях, предусмотренных ст. 61 УПК.

Участие в судебном заседании прокурора является обязательным. Обязательно также участие осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, в случаях заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорным представлением.

Рассмотрение начинается с доклада уголовного дела членом президиума суда надзорной инстанции или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Он излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорного представления и вынесенного по нему постановления о возбуждении надзорного производства. Судьи и другие участвующие в рассмотрении дела лица могут задавать докладчику вопросы. Прокурору предоставляется слово для поддержания своего надзорного представления. Он также вправе изложить свое мнение по надзорной жалобе. Участвующие в судебном заседании осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель вправе дать свои устные объяснения. После этого стороны удаляются из зала судебного заседания. Требования председательствующего в судебном заседании надзорной инстанции по порядку ведения процесса обязательны для всех присутствующих.

Затем президиум суда областного звена, Президиум ВС РФ выносят постановление, а Судебная коллегия и Военная коллегия ВС РФ - определение.

Для принятия решения об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда необходимо простое большинство голосов судей, принимающих участие в рассмотрении уголовного дела. Согласно ст. 30 УПК рассмотрение уголовных дел в порядке надзора осуществляется в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции, один из них председательствует. Однако следует иметь в виду, что при рассмотрении уголовного дела в заседании президиума суда надзорной инстанции должно принимать участие большинство членов президиума. Надзорное представление при равенстве голосов судей считается отклоненным.

Принятое решение объявляется в обозначенное время Председателем Президиума. Участвовавшие в судебном заседании президиума лица вправе присутствовать при оглашении постановления.

Закон не ставит решение надзорной инстанции в зависимость от доводов заявителей и иных обстоятельств. Надзорная инстанция не связана границами надзорной жалобы или надзорного представления прокурора и вправе обосновать свое решение другими доводами или принять решение, отличающееся от предложенного в жалобе или представлении. Когда установлены обстоятельства, требующие отмены или изменения приговора, определения, постановления в отношении другого осужденного, надзорная инстанция обязана рассмотреть уголовное дело и принять соответствующее решение, если оно не ухудшает положения данного лица.

В компетенцию суда надзорной инстанции входит оставить без удовлетворения надзорную жалобу или надзорное представление либо отменить приговор, определение либо постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу. Надзорная инстанция вправе также отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение. Кроме того, суд надзорной инстанции имеет право отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение, отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение, внести изменения в приговор, определение или постановление суда, не ухудшающие положение осужденного. При этом суд надзорной инстанции должен мотивировать принятое решение, указать конкретное основание оставления надзорной жалобы или надзорного представления либо отмены или изменения судебного решения.

При вынесении определения, постановления суды надзорной инстанции должны четко указывать в них, в частности, в чем состоит необоснованность приговора или иного судебного решения, какие нарушения закона, влекущие отмену или изменение судебных решений, были допущены, а также что следует сделать при новом судебном рассмотрении дела для исправления допущенной ошибки.

В решении, принимаемом надзорной инстанцией, должны быть указаны основания прекращения производства по данному уголовному делу, передачи его на новое судебное, апелляционное и кассационное рассмотрение и внесения изменения в приговор, определение или постановление суда.

В определении или постановлении суда надзорной инстанции указывается место и дата вынесения решения, наименование суда и его состав, основания рассмотрения и данные о лицах, участвовавших в рассмотрении уголовного дела в надзорной инстанции. В тексте должно содержаться краткое изложение доводов надзорной жалобы или надзорного представления, объяснения лиц, участвовавших в заседании суда надзорной инстанции, мнение прокурора по надзорной жалобе. В решении надзорной инстанции излагаются мотивы принятия решения по надзорной жалобе или надзорному представлению. При отмене или изменении приговора указываются также нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, подлежащие устранению при новом разбирательстве, обстоятельства, повлекшие назначение несправедливого наказания, основания отмены или изменения приговора.

Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление - председательствующим заседания президиума. Они приобщаются к уголовному делу вместе с надзорной жалобой или надзорным представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи, в производстве которого находились данные надзорные жалоба либо представление. В случае возбуждения надзорного производства председателем суда надзорной инстанции (или другим должностным лицом, имеющим на это право), вынесенным в случаях несогласия с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы либо надзорного преставления, его постановление также приобщается к уголовному делу.

Определение или постановление суда надзорной инстанции, согласно которому осужденный подлежит освобождению из-под стражи, исполняется в этой части немедленно, если осужденный участвует в заседании суда. В других случаях копия выписки из резолютивной части об освобождении осужденного из-под стражи направляется администрации места содержания под стражей для немедленного исполнения.

При отмене приговора, определения, постановления с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение суд надзорной инстанции не вправе давать указания, предрешающие выводы суда первой или кассационной инстанций. Когда суд принимает окончательное решение (прекращает дело или изменяет приговор), он вправе в своем постановлении (определении) сослаться на обстоятельства, устраняющие либо смягчающие ответственность осужденного, если они исследованы судом.

Отмена приговора, определения или постановления суда может быть полной с прекращением уголовного дела или его направлением на новое рассмотрение. Частичная отмена может сочетаться с его изменением или оставлением без изменения в остальной части, а также с его изменением в другой части и оставлением без изменения в остальной части.

Основаниями отмены или изменения приговора, который был оставлен без изменения кассационной инстанцией, являются несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции, нарушение уголовно-процессуального закона, неправильное применение уголовного закона, несправедливость приговора. Эти основания толкуются также, как и при рассмотрении уголовных дел судом кассационной инстанции.

Суд отменяет обвинительный приговор и прекращает уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 и 27 УПК.

Уголовное дело направляется на новое судебное разбирательство другому судье суда апелляционной инстанции в случаях отмены приговора, постановленного мировым судьей, и постановления суда апелляционной инстанции или приговора суда апелляционной инстанции. В остальных случаях уголовное дело направляется в суд, постановивший приговор, для его рассмотрения иным составом суда.

При отмене приговора и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение суд надзорной инстанции не вправе предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими, а также о мере наказания.

Приговор, постановленный на основании вердикта присяжных заседателей и противоречащий ему, подлежит отмене с передачей уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В этом случае новое рассмотрение уголовного дела начинается с момента, следующего за вынесением вердикта присяжными заседателями.

При принятии решения надзорная инстанция должна проверить по материалам уголовного дела, соблюдены ли в процессе расследования и судебного рассмотрения нормы уголовно-процессуального закона, нарушение которых в силу п. 2 ч. 1 ст. 379 УПК является основанием отмены или изменения судебных решений, вступивших в законную силу. Установив хотя бы одно из нарушений уголовно процессуального закона из перечисленных в ст. 381, суд надзорной инстанции обязан отменить приговор в отношении осужденных, которых это нарушение касается.

В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение либо постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорная жалоба или надзорное представление прокурора не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение.

Суд надзорной инстанции может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе ухудшить положение осужденного.

Указание суда надзорной инстанции о том, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело, является обязательным для этого суда.

Суд надзорной инстанции не вправе считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им, а также предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими. Он не вправе принимать и решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того либо иного уголовного закона и о мере наказания. Отменяя определение суда кассационной инстанции, суд надзорной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Суд надзорной инстанции проверяет решения в полном объеме. В том числе проверяется законность и обоснованность осуждения лиц, в отношении которых надзорная жалоба или надзорное представление не были принесены. Если в решении суда надзорной инстанции было указано, что уголовное дело проверено в полном объеме и приговор, определение, постановление в отношении всех осужденных (оправданных) признаны правильными, суд надзорной инстанции не вправе повторно рассматривать надзорную жалобу или надзорное представление в отношении того же лица, даже если они были принесены по другим основаниям. Следовательно, в решении суда надзорной инстанции нельзя указывать, что уголовное дело проверено в полном объеме и ранее состоявшиеся решения оставлены в силе, если рассматривались только надзорные жалоба или представление в отношении одного либо нескольких осужденных (оправданных).

Отменяя определение суда кассационной инстанции, надзорная инстанция не вправе предрешать выводы, которые мог сделать суд кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции.

Законом не предусмотрено внесение повторных надзорных представлений в суд надзорной инстанции, который ранее оставил их без удовлетворения.

Одна и та же надзорная инстанция не вправе вторично рассмотреть уголовное дело по надзорному представлению прокурора на те же приговор, определение, постановление и в отношении того же осужденного, хотя бы внесенным и по другим основаниям. В то же время надзорное представление прокурора на приговор, определение или постановление суда, вынесенные после отмены предыдущих решений в кассационном или надзорном порядке, могут быть внесены повторно независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные приговор, определение или постановление суда.

Как уже было указано выше, гл. 48 УПК " Производство в суде надзорной инстанции" утрачивает силу с 1 января 2013 г. Одновременно вступает в силу гл. 47.1 " Производство в суде кассационной инстанции". Этой главой установлен порядок пересмотра в кассационном порядке судебных решений, вступивших в законную силу, по уголовным делам, аналогичный существующему порядку пересмотра приговоров судом надзорной инстанции. Президиум суда областного звена, судебные коллегии ВС РФ становятся судами не надзорной, а кассационной инстанции. Внесение прокурорами кассационных представлений на судебные решения, вступившие в законную силу, и их рассмотрение в соответствии с гл. 47.1 будет осуществляться в порядке, аналогичном установленному действующей гл. 48 УПК порядку пересмотра приговоров, вступивших в законную силу, в порядке надзора.

С 1 января 2013 г. также вступит в действие гл. 48.1 Кодекса " Производство в суде надзорной инстанции", в соответствии с которой пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке надзора, будет осуществляться только Президиумом ВС РФ, который будет вправе в соответствии с ч. 3 ст. 412.1 пересматривать судебные решения судов областного звена, если эти судебные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ; определения Судебной коллегии и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном и кассационном порядке, а также постановления Президиума ВС РФ.

Статья 412.3 УПК определяет, что надзорное представление, которое подается в ВС РФ, должно быть подписано Генпрокурором РФ или его заместителем. Прокуроры регионального уровня направляют в Генпрокуратуру РФ проекты надзорных представлений для внесения в ВС РФ в порядке, установленном ст. 412.2 УПК.

 

9.5. Участие прокурора в возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств*(129)

 

Институт возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, регламентируемый гл. 49 УПК, является самостоятельной стадией уголовного судопроизводства и эффективным способом пересмотра вступивших в законную силу судебных решений. Цель данного производства заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости этих решений, устранении выявленных нарушений. По своему предназначению и содержанию этот институт призван гарантировать правосудность судебных актов как необходимое условие судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. В действующей системе уголовно-процессуального регулирования он должен применяться в качестве дополнительного (резервного) способа обеспечения правосудности судебных решений и использоваться в тех случаях, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты.

В отличие от пересмотра судебных решений в порядке надзора в связи с допущенными органами уголовного преследования и судом нарушениями закона, которые могли и должны были бы быть предотвращены и исправлены до вступления судебного решения в законную силу, возобновление производства осуществляется при выявлении таких обстоятельств, которые либо возникли уже после рассмотрения уголовного дела судом, либо существовали на момент рассмотрения уголовного дела, но не были известны суду, либо были известны суду, но намеренно либо в результате заблуждения или ошибки получили с его стороны оценку, не соответствующую фактическим обстоятельствам совершенного преступления. Кроме того, если надзорное производство состоит преимущественно в документальной проверке судом материалов уголовного дела, то производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств предусматривает элементы как досудебного производства (возбуждение производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам прокурором, их проверку или расследование, проведение необходимых следственных и иных процессуальных действий с направлением материалов в суд - ст. 415 и 416 УПК), так и рассмотрения дела судом с учетом установленных в результате проведенных проверки или расследования фактических обстоятельств (ст. 407, 417 и 418 УПК).

Согласно ч. 1 ст. 413 и ст. 417 УПК предметом пересмотра в порядке возобновления производства являются вступившие в законную силу судебные решения судов первой, второй и надзорной инстанций. В соответствии с ч. 2 ст. 127 УПК посредством этой процедуры может быть также пересмотрено вступившее в законную силу судебное решение, принятое в процессе как судебного, так и досудебного производства, например постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения ходатайства о разрешении производства следственных и иных процессуальных действий, производимых лишь с санкции суда (ч. 2 ст. 29 УПК), или жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора (ст. 125 УПК).

Предметом пересмотра являются вступившие в законную силу судебные решения, принятые не только по уголовным делам и материалам проверок, находившихся или находящихся в производстве правоохранительных и судебных органов РФ, но и иностранных государств по их запросам об оказании правовой помощи, осуществлении уголовного преследования либо выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, отбывания наказания и иным вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В частности, в порядке, установленном гл. 49 УПК, может быть пересмотрено вступившее в законную силу определение суда, принятое по жалобе на решение Генпрокурора РФ (его заместителя) о выдаче лица иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 462 и 463). Таким образом, предметом пересмотра в порядке возобновления производства являются, по сути, любые вступившие в законную силу судебные решения, принятые в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу, независимо от того, рассматривалось ли дело в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 413 УПК вновь открывшимися признаются обстоятельства, существовавшие на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но неизвестные суду. К ним отнесены установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников уголовного судопроизводства: дача заведомо ложных показаний свидетелем и потерпевшим, ложного заключения эксперта, заведомо неправильного перевода, фальсификация вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов, а равно преступные действия дознавателя, следователя и прокурора, если эти действия повлекли за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления (п. 1 и 2 ч. 3 ст. 413).

В особую категорию вновь открывшихся обстоятельств выделены установленные вступившими в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела, причем независимо от того, повлекли ли они постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления или нет (п. 3 ч. 3 ст. 413 УПК), поскольку если судья формально и не вышел за рамки закона при вынесении судебного решения, то все равно остается сомнение в правосудности итогового решения по данному делу, принятому лицом, совершившим при его рассмотрении уголовно-наказуемое деяние. Следует также отметить, что по смыслу рассматриваемой нормы речь в ней идет о преступных действиях судьи любой судебной инстанции, совершенных им по одному и тому же уголовному делу, решение по которому вступило в законную силу и является предметом рассмотрения в порядке гл. 49 УПК. Если же преступные действия судьи не связаны с данным уголовным делом и имели место при рассмотрении им иного уголовного дела, то они не могут быть отнесены к категории вновь открывшихся обстоятельств.

Как правило, к вновь открывшимся обстоятельствам, которые должны устанавливаться вступившим в законную силу приговором суда, признавшего действия участников уголовного судопроизводства преступными, относятся преступления против правосудия, уголовная ответственность за которые предусмотрена ст. 299-303, 305-307, 309 УК. Однако постановить приговор в отношении лица, чьи преступные действия привели к вынесению незаконного или необоснованного решения, не всегда возможно, например, если истек срок давности уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности, издан акт об амнистии, наступила смерть обвиняемого или лицо не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Поэтому в ч. 5 ст. 413 УПК определено, что вновь открывшиеся обстоятельства могут быть установлены не только приговором, но и постановлением или определением суда, постановлением следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела по упомянутым нереабилитирующим основаниям*(130).

Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ из регламентированного ч. 5 ст. 413 УПК перечня лиц, чьи постановления о прекращении уголовного дела могут устанавливать вновь открывшиеся обстоятельства, совершенно необоснованно, на наш взгляд, исключен прокурор. В результате эта норма вступила в противоречие с п. 3 ч. 1 ст. 226 УПК, согласно которому прокурор по результатам рассмотрения уголовного дела, поступившего к нему от органа дознания с обвинительным актом, вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 и перечисленным в ч. 5 ст. 413 УПК. При этом постановление о прекращении уголовного дела, вынесенное прокурором по вышеуказанным основаниям в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 226 УПК, может содержать достаточные данные, свидетельствующие о наличии вновь открывшихся обстоятельств и устанавливать эти обстоятельства в той же мере, что и аналогичное постановление следователя или дознавателя.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 414 УПК вновь открывшиеся обстоятельства позволяют пересмотреть вступившее в законную силу судебное решение не только в интересах осужденного или оправданного, но и в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотреть оправдательный приговор или решение о прекращении уголовного дела. Правомерность поворота к худшему в этих случаях не вызывает сомнений и полностью соответствует правовой позиции решений КС РФ*(131).

В качестве новых обстоятельств п. 2 ч. 2 и ч. 4 ст. 413 УПК определяют обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния, т.е. влекущие за собой исключительно улучшение положения осужденного. К ним отнесены: признание КС РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, несоответствующим Конституции РФ; установление Европейским Судом по правам человека нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении российским судом уголовного дела, связанного с применением федерального закона, не соответствующего данной Конвенции, и другие нарушения ее положений; а также иные новые обстоятельства.

Сфера применения института возобновления производства была расширена Федеральным законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ, дополнившим УПК особым порядком принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве между сторонами обвинения и защиты (гл. 40.1).

Согласно ст. 317.8 УПК, если после назначения подсудимому наказания в соответствии с положениями гл. 49.1 будет обнаружено, что он умышленно сообщил ложные сведения или умышленно скрыл от следствия какие-либо существенные сведения, то приговор подлежит пересмотру в порядке, установленном разд. XV УПК. При этом закон не уточняет, по какой именно процедуре данного раздела УПК должен пересматриваться приговор: в порядке надзора или возобновления производства (соответственно гл. 48 и 49 УПК). Полагаем, что, исходя из не запрещенного УПК, признанного КС РФ*(132) и правоприменительной практикой принципа процессуальной аналогии, в данной ситуации, как правило, следует применять положения наиболее близкого по своей правовой природе и предназначению института возобновления производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал