Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.
Правовое регулирование прокурорского надзора. Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в РФ Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ. Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с пКонституцией законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению РФ Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Закон о прокуратуре. Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности. Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников. Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах. Так, Закон о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовнопроцессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Например, в соответствии с Законом об ОРД по требованию прокурора, обеспечивающих ОРД, руководители этих структур обязаны представить им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные НПА, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц. Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в УПК. Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в АПК содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе: 1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в делеа также совершать иные предусмотренные ФЗ действия Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятель- ность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ: 1. Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников РФ 2. Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют НПА, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Указанные НПА занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку принимаются в соответствии с текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации своих полномочий, а также управлению всей системой ее органов. НПА, издаваемые Генеральным прокурором РФ, должны соответствовать следующим требованиям: 1. приниматься уполномоченным на это должностным лицом прокуратуры (Генеральным прокурором РФ или его заместителями) 2. не противоречить Конституции и ФЗ 3. быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следователями прокуратуры. Обязательное значение эти НПА имеют и для иных должностных лиц органов, поднадзорных прокуратуре 16. Основные понятия курса «Прокурорский надзор». Предмет курса «Прокурорский надзор в РФ» Предметом курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» являются правовые нормы, определяющие назначение, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. Изучение указанных норм, вопросов теории и практики их применения — основная цель данного курса. Однако, поскольку он предназначен для студентов высших учебных заведений, его содержание рассчитано на то, чтобы получить гораздо более широкое представление о российской прокуратуре, в частности, об истории ее возникновения и развития, о роли прокуратуры и ее месте среди других государственных органов и ветвей власти. Прокуратура в России существует более 250 лет, однако проводимая в Российской Федерации судебная реформа породила несколько концепций, касающихся дальнейшей судьбы прокурорского надзора. Поэтому курс включает в себя освещение научных взглядов по указанным проблемам прокурорской деятельности. В курсе рассматриваются основные вопросы организации и деятельности прокуратуры в других государствах; взаимодействия и сотрудничества российской прокуратуры с прокуратурами, как принято говорить, «ближнего и дальнего зарубежья» либо с иными учреждениями, выполняющими прокурорские функции, а также с международными организациями. Курс прокурорского надзора состоит из Общей и Особенной частей. В Общую часть включены темы, содержание которых освещает назначение прокуратуры и прокурорского надзора как ее главной функции; место и значение прокуратуры в структуре государственных органов; исторические предпосылки образования в России прокуратуру и основные этапы ее развития; дальнейшие перспективы, имеющиеся научные взгляды на этот счет; принципы организации и деятельности прокурорских органов, их функции; направления в работе прокуратуры, устройство прокуратуры и управление. Часть Особенная состоит из следующих тем: прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор); прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участие прокурора в рассмотрении судом уголовных, гражданских дел и в арбитражном судопроизводстве; координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах; взаимодействие и сотрудничество российской прокуратуры с органами и учреждениями зарубежных стран и международными организациями. Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные прокуратуры) или в соответствии с построением отношений в различных сферах (экологии, вооруженных силах), не совпадающих с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры). Генеральная прокуратура РФ – орган прокуратуры РФ, возглавляющий систему прокуратуры РФ (высшее звено системы), осуществляющий общее руководство и регулирующий вопросы организации и деятельности прокуратуры. Генеральный прокурор РФ – высшее должностное лицо федерального органа государственной власти (прокуратуры РФ), возглавляющее систему прокуратуры РФ и осуществляющее общее руководство, наделенное законодательством полномочиями для выполнения задач, возложенных на прокуратуру, и несущее ответственность за их осуществление. Прокурор – Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции. Прокурорский работник – сотрудник органов, учреждений прокуратуры (прокурор, следователь, научные и педагогические работники), имеющий классный чин (воинское звание), присвоенный ему в установленном законом порядке. Функция прокуратуры – конкретный вид деятельности, обусловленный назначением прокуратуры, выраженным в ее целях и задачах, направленный на их достижение и решение, характеризующийся определенным предметом ведения и связанный с использованием предусмотренных законодательством полномочий и правовых средств. Полномочия прокурора – система прав и обязанностей прокурора по осуществлению возложенных на прокуратуру задач и функций, закрепленная в Конституции РФ, Законе о прокуратуре, иных федеральных законах и нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ. Средства прокурорского надзора – совокупность правовых приемов, способов действия прокурора для достижения целей и осуществления задач прокуратуры, состоящих из юр. норм, прав и обязанностей, актов правоприменения, предусмотренных законом. Методы прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных и апробированных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств прокурорского надзора. Тактика прокурорского надзора – система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций, касающихся осуществления деятельности прокуратуры в целом и выполнения отдельных действий прокурора по выявлению и устранению нарушений закона, причин и способствующих им условий, привлечению нарушению к установленной законом ответственности. Акт прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора) – установленное законом правовое средство (протест, постановление, представление, предостережение) осуществления полномочий прокуратуры, зафиксированное в специальном документе, используемое прокурором в рамках своей компетенции в целях устранения и предупреждения нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, принятия мер по восстановлению нарушенной законности. Предмет прокурорского надзора – сфера общественных отношений, надзор за законностью которой осуществляет прокуратура. Объект прокурорского надзора – предусмотренная Законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов МСУ, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов (организаций, учреждений) и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры. Субъект прокурорского надзора – должностное лицо прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции. Участие прокурора в рассмотрении дел судами – направление деятельности, осуществляемое прокуратурой в соответствии с полномочиями, установленными процессуальным законодательством РФ. Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения, в т.ч. прокурором, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Следственный комитет при прокуратуре РФ – орган прокуратуры РФ, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
|