![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возбуждение прокурором уголовного дела.
Прокурор не принимает решения о возбуждении уголовного дела (за исключением случаев, предусмотренных п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК) и о передаче его для производства органу расследования. При выявлении в процессе служебной деятельности прокуратуры каких-либо данных, указывающих на нарушение уголовного закона, он должен обратиться в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. 25. Прокурорский надзор за законностью правовых актов: понятие и задачи. Сущность и предмет прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Основные направления надзорной деятельности Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов называется общим надзором и призван содействовать обеспечению законности в сфере государственного управления. Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры РФ. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина. В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования. Предмет надзора определен ст. 21 Закона о прокуратуре: 1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 2) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами. Предметом надзора за исполнением законов являются: 1) соблюдение Конституции РФ — прокурор должен осуществлять надзор за точным соблюдением требований Конституции РФ; 2) исполнение законов — исполнение всех законов, действующих на территории Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ; 3) законность правовых актов — под правовыми актами следует понимать акты, которые порождают, изменяют или прекращают определенные правоотношения. Правовые акты могут быть изданы в форме приказов, распоряжений, инструкций и др. Они должны издаваться на основании Конституции РФ и других законов РФ и не противоречить им. Определяя относимость к предмету надзора подзаконных актов, необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) подзаконные нормативные акты должны исходить от высших органов государственной власти. Согласно ст. 80, 110 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции, главой государства; Правительство РФ — высшей исполнительной властью, ответственной за деятельность отраслевых министерств, государственных комитетов, названных в числе объектов прокурорского надзора в ст. 21 Закона о прокуратуре; 2) среди многочисленных подзаконных актов, издаваемых Президентом РФ и Правительством РФ, в предмет надзора входят только нормативные правовые акты, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на длительное применение; 3) акты должны быть изданы по специальному полномочию; 4) в указах Президента РФ и постановлениях Правительства Нередко в самом тексте закона содержится прямое указание на направление подзаконного регулирования. Без знания подзаконных актов подчас нельзя однозначно ответить на вопросы, имеет ли место нарушение закона и кто за него ответствен. Деятельность прокуроров в сфере данного надзора многогранна. Но при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются на режиме законности в государстве. Конкретными направлениями в осуществлении прокурорами надзора являются: 1) надзор за исполнением законов об охране собственности от преступных на нее посягательств; причем прежде всего и, федеральную собственность субъектов РФ; 2)надзор за исполнением законов в сфере экономики, а именно законов о земле, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, банковского, таможенного законодательства; 3) надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов, использование мер прокурорского воздействия в отношении должностных лиц допускающих хищническое отношение к земле, ее недрам, растительному и животному миру; 4) надзор за исполнением законов в социальной сфере, здравоохранении, социальном обеспечении, торговле, бытовой обслуживании; 5) надзор за исполнением законов об охране трудовых, жилищных, имущественных и иных прав и законных интересов граждан, о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан; 6) надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, иными антиобщественными проявлениями. В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека» гражданина был издан приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
|