Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология прогнозирования
Закон отражает строгую зависимость, причинно-следственную связь между социальными явлениями.
Закономерность выступает в виде тенденции, как отражение выявленных степени и тесноты взаимосвязей.
Основу методологии прогнозирования составляют как общие, так и специфические законы.
Требования законов обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов, т.е. исходных, основополагающих положений и правил.
Сознательное применение закономерностей и принципов служит условием получения нового знания.
Методология прогнозирования включает как общефилософский метод, так и метод конкретной науки.
Философский метод познания содержит диалектику.
Основу ее составляют наиболее общие законы развития природы, общества, а также принципы научного мышления (индукция. дедукция, анализ, синтез, аналогия, с равнение, эксперимент.)
Используются законы:
-формальной,
математической
и диалектической логики.
Формальная логика позволяет выстроить логическую систему дедукции, что необходимо для получения истинных результатов.
Математическая логика является этапом в развитии формальной логики. Она вооружает специальным языком символов и формул, с помощью которых осуществляются логические исчисления, программирование.
Диалектическая логика служит всеобщим методом познания и мышления. Система логических категорий, фиксирующих взаимопроникающие противоположности, позволяет восходить в познании от абстрактного к конкретному, от явления к сущности, от простого к сложному. Теория познания объясняет процесс отражения в мышлении действительности. Познание ее объективной истины происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению. И от него к практике.
Эмерджентная эволюция [ emergence- возникновение, появление нового] – философская теория современного англо-американского идеализма, согласно которой возникновение нового качественного нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности; возникла в противовес материалистической диалектике.
Олвин Тоффлерhttp: //files.school-collection.edu.ru/
1798-1857

| | Тоффлер Элвин (р. 1928) — амер. социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, т. е. на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации; предупреждает о новых сложностях, соц. конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке XX и XXI вв. Основные работы: «Шок будущего» (1970); «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Сдвиг власти» (1990) и др.
Элвин Тоффлер начал свою карьеру как журналист. Откликаясь на злобу дня, он, однако, не превратился в простого летописца наших дней. За обыкновенными буднями, каждодневными смещениями власти, перипетиями семейной ячейки, метаморфозами политики, потоками информации он стремился разглядеть некоторые общие тенденции социального развития. Не разделяя традиционных представлений о том, что история подпитывается социальными революциями, Тоффлер начал создавать иныеИСТОРИОСОФСКИЕ СХЕМЫ.
Так он стал известным американским социологом и футурологом.
Всемирную известность Тоффлеру принесла его книга «Шок будущего», переведенная на многие языки. Ее основная идея: ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для адаптации, оказывающих шоковое воздействие на индивида и на общество в целом. В данных условиях сохранение демократии возможно лишь на основе ее расширения и признания плюрализма как основного принципа во всех сферах общественной жизни.
Представители апокалипсического течения просто растерялись перед лицом бурного потока событий КОНЦА 60-Х ГГ. и отошли на задний план в глазах общественности Запада. Их сменили новые, малоизвестные или даже вовсе неизвестные прежде люди. В центре внимания оказался «Футурошок» Э. Тоффлера (1970).< /p>
< p> Тоффлер ярким, образным языком публициста рассказал о том, как социальные последствия научно-технической революции развеивают в прах мир современного буржуа, все привычные каноны его социального времени и пространства, его социальной среды, социальных ценностей.< /p>
< p> Бешено ускоряется темп жизни. Одежда, домашняя обстановка, все вещи, окружающие человека, сами по себе теряют прежнюю престижную ценность. Чем чаще человек может позволить себе их менять, тем выше его престиж в глазах «общества массового потребления». Начинается царство «вещей одноразового пользования». Исчезает прежнее обаяние «отчего дома». Каждая пятая американская семья в среднем ежегодно меняет место жительства! Для «современных кочевников» жилой дом превращается в «жилье одноразового пользования».< /p>
< p> Разваливается социальный институт семьи и брака, тесный круг друзей. На каждые две свадьбы – один развод! «Друзей» меняют, как перчатки, по мере надобности в «нужных людях» для продвижения по службе или успеха в обществе. Растет не только проституция, но и просто число безобразных оргий почти совершенно незнакомых друг другу людей. Появляется и тут же распадается множество «брачных коммун». Порнография становится «обычной» литературой, фотографией и кинематографией. Супругу, возлюбленную, друзей заменяют «знакомые одноразового пользования». Преступность, наркомания, массовая деморализация людей растут как на дрожжах.< /p>
< p> Вместо привычного стиля жизни появляется множество разнообразных «стилей жизни», один другого экстравагантнее и возмутительнее, по прежним понятиям. Вместо привычных «солидных» фирм со строгой иерархией престижа и сфер компетенции служащих раскручивается калейдоскоп возникающих и исчезающих комитетов, центров, комиссий, институтов, корпораций, по-разному (иногда очень значительно) влияющих на развитие экономики, политики, культуры. Вместо стабильной «профильной» организации управления по отраслям возникает «проблемная» организация, каждый раз новая для решения каждой новой проблемы. Вместо привычной бюрократии и плутократии появляется невиданная прежде «адхократия» – «комитеты ад хок» (для данного случая), «калифы на час», которые на этот час оказываются важнее самых важных президентов и директоров.< /p>
< p> Средства массовой информации – пресса, радио, телевидение, поглощающее кино и театр, – становятся средствами массового оглупления людей, бесцеремонной и бессмысленной манипуляции личностью человека. Искусство превращается в стремительно сменяющие друг друга модные кривлянья, в «потеху одноразового пользования». Наука, подбираясь к секретам управления развитием физического и психического облика человека, готовится поставить массовое оглупление людей и манипуляцию личностью на «научную» основу, ускоряет процесс превращения гомо сапиенс в какой-то кибернетический организм.< /p>
< p> Все более неуютно чувствует себя человек в этом «безумном, безумном мире». Все чаще оказывается он в состоянии шока. А ведь все это, доказывает автор, только начало. Потому что это – не просто шок, а футурошок, шок от столкновения с будущим.
< p> Все это, вместе взятое, произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Динамика ВНП на душу населения, радужные миражи «постиндустриального общества», «конвергенция», экзистенциалистские стенания по поводу «отчуждения личности» – все это показалось сущим вздором по сравнению с обрисовавшейся угрозой надвигающейся катастрофы.
Почти два года вокруг книги Тоффлера кипели споры на тему о том, реальна ли грядущая катастрофа, и если да, то как ее избежать. Однако прошло лишь немногим более года – и появились книги, по сравнению с которыми Тоффлер выглядел таким же оптимистом, как ранее Белл и Канн по сравнению с ним самим.
Как же встретить этот «вызов будущего»?
Тоффлер предлагает рецепты:
· во-первых, срочно развивать «исследования будущего», интегрировать прогнозирование – целеполагание – планирование – программирование – проектирование – управление в единую систему;
· во-вторых, начать «обучение будущему» в школах, университетах, по каналам массовой информации, знакомя людей, особенно молодежь, с социальными последствиями научно-технической революции, облегчая их «приспособление» к будущему;
· в-третьих, расширять практику социальных экспериментов, искусственно создавая «плацдарм для наступления на будущее».< /p>
< p> Слов нет, и то, и другое, и третье немаловажно. Но столь же ясно, что одним лишь исследованием, преподаванием и социальным экспериментом беде не поможешь. Без изменения образа жизни любые попытки «наступления на будущее» остаются заведомо утопическими. Тем самым еще более усиливается впечатление безысходности «футурошока»
Эти идеи были теоретически углублены в книге «Третья волна» (1980 г.), посвященной направлению изменений в жизни современного общества.
Тоффлер констатирует крах всех социальных институтов последнего и стремится выявить тенденции, свидетельствующие, что производство, семья, система коммуникаций, само направление научной мысли (от анализа к синтезу) ведет от централизации к децентрализации, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от скученности на предприятиях к надомному труду в «электронном коттедже», от унификации к многообразию жизни в децентрализованных общинах.
Кризис, переживаемый современным обществом, Тоффлер объясняет переходом к новой цивилизации «третьей волны» (первая — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная). Современное общество может выжить в неизбежных катаклизмах лишь при условии перехода к новым формам социальной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия.
Тоффлер не берется дать точное определение новой цивилизации. Такие определения, как «космическая эра», «информационное общество», «глобальная деревня», «постиндустриальное общество» и др., с его точки зрения, неприемлемы, т.к. «не дают ни малейшего представления о действительной динамике происходящих изменений и вызываемых ими напряженностях и конфликтах».
В противовес утопии и антиутопии свою концепцию будущего Тоффлер называет «практопией». Концепция Тоффлера эклектична и методологически ординарна, но она выражает широкий спектр идей экологизма с его требованием «мягкой технологии», его антимонополистический демократический пафо с. В своих выступлениях Тоффлер ратует за революцию в сфере мышления.
Не относя себя ни к левым, ни к правым, считает, что политическая ось «левые—правые» устарела, как и вся политическая система, в которой центральное место занимают партии.
|
|