![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. (подготовлено с учетом положений Федерального законаСтр 1 из 28Следующая ⇒
Пособие по медиации (подготовлено с учетом положений Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)») Май 2011 года Предупреждение: Мнения и утверждения, содержащиеся в настоящем документе, являются мнениями и утверждениями исполнителей и экспертов, занятых в Проекте. Они не отражают официальной позиции или взглядов Европейского Союза или Делегации Европейской Комиссии. Содержание Стр.
Авторы: Николай Дмитриевич Шевченко – Заместитель руководителя команды Проекта «Совершенствование доступа к правосудию в Российской Федерации» Мирьяна Висентин - эксперт Проекта «Совершенствование доступа к правосудию в Российской Федерации»
Введение В настоящем учебном пособии описываются принципы медиации и подходы к ней, излагается информация о процедуре медиации, об инструментах, используемых медиаторами. Пособие в значительной мере основано на зарубежном опыте[1], вместе с тем, оно подготовлено с учетом положений принятого 27 июля 2010 года и вступившего в силу 1 января 2011 года Федерального закона № 193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – ФЗ о медиации), так как адресовано российской аудитории. В соответствии с ФЗ о медиации деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Для того, чтобы стать медиатором, действующим на профессиональной основе, необходимо, в том числе, пройти курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (эта программа обучения утверждена Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2011 г. № 187). Составители настоящего пособия не ставили перед собой задачу заменить данным текстом курс обучения для профессиональных медиаторов. В этой связи пособие во многом адресовано тем, кто намеревается осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе, а будущих профессиональных медиаторов оно может заинтересовать в качестве дополнительного материала. Настоящее учебное пособие предназначено не только для тех, кто намеревается стать медиатором, но также для юристов и адвокатов, специалистов, работающих в коммерческих организациях, государственных органах, общественных организациях, так как описанные в пособии подходы могут быть использованы в ситуациях, когда требуется наладить взаимопонимание между конфликтующими сторонами, помочь найти взаимоприемлемое решение. Пособие также может быть интересно тем, кто хочет составить представление об институте медиации, а также определиться по вопросу о целесообразности разрешения того или иного спора с помощью процедуры медиации. Глава 1. Общие положения Что такое медиация? Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ о медиации, процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. В ходе медиации нейтральное лицо (медиатор) оказывает содействие сторонам в проведении переговоров. С одной стороны, медиация не является чем-то сверхъестественным, ведь люди научились договариваться также давно, как и научились спорить. Большинство из нас обладает навыками ведения переговоров благодаря своему жизненному опыту. С другой стороны, медиация как формализованная процедура стала широко применяться в мире совсем недавно. Задача медиации состоит в том, чтобы помочь сторонам в принятии разумных и взаимовыгодных решений в ходе урегулирования конфликтов, что в большинстве случаев приводит к заключению медиативного соглашения по итогам проведенной процедуры. При этом некоторые ученые и медиаторы полагают, что заключение такого соглашения не должно рассматриваться как единственная цель медиации, а задача медиатора, скорее, состоит в том, чтобы помочь сторонам увидеть проблемы как можно более объективно и всесторонне, сделать разумные, продуманные шаги. Такой подход не означает, что заключение медиативного соглашения не важно, но подразумевает, что этот итог следует рассматривать не как цель, а как продукт или один из результатов медиации. К помощи медиации можно обращаться при разрешении многих видов споров, а также для предотвращения возникновения конфликтов в будущем. Медиация показала свою эффективность в урегулировании коммерческих, трудовых, арендных и семейных споров, в спорах по правам потребителей. Доля успешно проведенной по всему миру медиации составляет 60 - 85%. Среди факторов успеха медиации обычно называются: - неудовлетворенность стоимостью и длительностью сроков судопроизводства; - неочевидность исхода судебного разбирательства для сторон; - идущие (во многих странах) процессы преобразований, включающие в себя образование новых институтов, способных отвечать потребностям людей в быстром реагировании на возникающие проблемы, соответствовать современным тенденциям интенсификации, глобализации, ориентированности на потребителя, уровню развития технологий. В частности, бизнесу сегодня, как никогда, требуется оперативность в разрешении споров, необходимы процедуры, укрепляющие, а не разрушающие отношения с клиентами и партнерами. Кроме того, учитывая связанные со спором экономические интересы, судопроизводство само по себе является риском для сторон коммерческого спора, поэтому они предпочитают сохранять за собой возможность контролировать исход спора, обращаясь к процедуре медиации. Нередко компании не могут позволить себе наступления неблагоприятных последствий для своей репутации и рыночных позиций в связи с участием в судебном процессе (который может повлечь широкую огласку). Применение медиации символизирует собой подвижки в культуре разрешения споров, воспринимается как средство, расширяющее арсенал средств урегулирования конфликтов. Медиацию также рассматривают как действенный инструмент предотвращения эскалации конфликтов, минимизации материальных и временных затрат. За время, прошедшее с момента внедрения медиации в экономический сектор во многих странах мира, она стала причиной изменений в отношении участников бизнеса к конфликтным ситуациям: теперь часто задача ставится по-новому - не победить в споре, а разумно урегулировать его. Зарубежный опыт показывает, что многие, например, стороны семейных споров, очень часто выигрывают в результате применения процедуры медиации. С помощью медиации можно продуктивно урегулировать конфликты, связанные, например, с разделом имущества, определением места жительства несовершеннолетних детей, порядка общения с ребенком того родителя, который проживает отдельно и т.д. Споры такого рода часто являются очень сложными, отличаются высоким эмоциональным напряжением, в результате чего принять верные решения в судебном процессе бывает непросто. Поэтому конфиденциальная обстановка процедуры медиации, как правило, более уместна для подобных дел, нежели открытая и состязательная атмосфера судебного процесса. Во многих странах мира медиация начинает применяться все шире, в самых разных ситуациях, когда для урегулирования конфликта между сторонами полезна помощь независимого третьего лица. Нередко уместность медиации зависит не столько от предмета спора, сколько от его конкретных особенностей, в какой бы среде он ни возник - в семье, между участниками деловых отношений, между соседями и т.п. Становление института медиации в России происходит на наших глазах. Какова сфера действия принятого ФЗ о медиации, то есть в каких случаях применяются его положения? В соответствии с частью 2 статьи 1 этого акта: «Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений». В дальнейшем расширение сферы применения ФЗ о медиации будет производиться (согласно части 3 его статьи 1) федеральным законодателем, по всей видимости, с учетом анализа правоприменительной практики и опыта, приобретенного после вступления данного акта в силу. Важно и то, что ФЗ о медиации определил, в каких случаях процедура медиации применяться не должна. Согласно части 5 его статьи 1 процедура медиации не применяется, если споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, а также публичные интересы. Процедура медиации также не применяется и к коллективным трудовым спорам, это связано с тем, что процедура разрешения таких споров установлена в главе 61 Трудового кодекса РФ и предусматривает их рассмотрение как с помощью примирительной комиссии, так и с участием посредника. На наш взгляд, такой посредник также может успешно применять целый ряд приемов и подходов, используемых медиаторами. Согласно части 6 статьи 1 ФЗ о медиации его положения не применяются и к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.
|