Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект дохода и эффект замещения






Тема 1. Теория поведения потребителя и рыночный спрос

1. Поведение потребителя и его рациональность. Кривые безразличия для различных типов предпочтений потребителя.

2. Равновесие потребителя при разных типах предпочтений.

3. Эффект замены и эффект дохода по Дж.Хиксу.

4. Эффект замены и эффект дохода по Е.Слуцкому. Уравнение Слуцкого.

5. Номинальные и реальные доходы с точки зрения теории потребительского выбора

6. Кривые компенсированного спроса и различные виды благ.

7. Перекрестные эффекты изменения цены, замещения и дохода.

ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

 

Необходимо учитывать два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен:

Эффект дохода возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

 

КРИВАЯ КОМПЕНСИРОВАННОГО СПРОСА

Компенсированная кривая спроса выражает зависимость между P и Q только по эффекту замещения и строится при фиксированном реальном доходе, т.е. потребителю " компенсируют" изменения цены, и его полезность в каждой точке хиксианской кривой спроса является одной и той же. В случае маршаллианской кривой спроса благосостояние потребителя при более высоких ценах ниже, чем при более низких, поскольку его доход постоянен.

Кривая компенсированного спроса по Хиксу   Кривая компенсированного спроса по Слуцкому
Нормальные (лучшие) товары
 
Для нормальных товаров на графике кривая компенсированного спроса круче маршаллианской.
Худшие товары
 
Для товаров низкого качества (худших) эффект дохода меньше эффекта замещения. Как следствие, на графике маршаллианская кривая круче кривой компенсированного спроса.

 

Товары Р.Гиффена
 
Для товаровРоберта Гиффена отрицательный эффект дохода больше положительного эффекта замещения. Как следствие, на графике маршаллианская кривая имеет парадоксальный вид, а кривая компенсированного спроса – отрицательный наклон.

 

 

Нейтральные (по цене и по доходу) товары
   
В случае блага, нейтрального по цене и по доходу, кривые компенсированного спроса по Хиксу и по Слуцкому выглядят абсолютно одинаково. При этом вид кривых безразличия для таких товаров нейтральных по цене и по доходу выглядят в виде множества прямых углов с общей стороной (U0, U1, U2). На первый взгляд это противоречит общему принципу транзитивности (рациональности), однако в случае абсолютно дополняемых благ, когда уровень потребления одного из них (нейтрального товара X) определяется жесткими физиологическими или медицинскими нормами, уровень полезности при достижении оптимального объема его потребления, зависит только от количества другого блага (Y). Для нейтральных товаров такого вида обе кривые спроса (маршаллианская и компенсированная) сливаются и имеют вид вертикальной прямой.
Частный случай Нейтральные по доходу (но не по цене) товары
 
Для нейтральных товаров наклон маршаллианской и компенсированной кривых спроса одинаков. Когда потребитель считает данное благо нейтральным (при изменениях дохода спрос на такое благо не меняется), то эффект дохода равен нулю и общее изменение потребления такого блага совпадает с эффектом замены.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал