Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для чего социологии нужен понятийный аппарат
В социологии не прекращаются споры по поводу того, нужен ли ей собственный понятийный аппарат. С одной стороны выдвигается такой аргумент: успешная коммуникация и даже продолжительные размышления не могут протекать упорядоченно, если за словами не закреплены обязательные значения. Однако с другой стороны, такая подчиненность противоречит динамичной природе мышления, которое характеризуется именно тем, что развивает понятие в процессе его функционирования, т. е. изменяет его содержание, объем, расширяет, сужает или осуществляет семантический сдвиг. Совершенно очевидно, что существуют диалектические мыслительные процессы, которые ведут к расширению объема познания. Несомненно, также и то, что спор о значимости понятий затрагивает важные теоретические вопросы, например вопрос о том, насколько понятия, обладающие 'весьма всеобщим и формальным значением, могут удовлетворять историчности социальных явлений. Однако спор часто оказывается неплодотворным или, во всяком случае, несущественным для обсуждаемого здесь вопроса. . Недоразумения могут быть связаны с тем, что понятие понимают по-разному. Если имеется в виду «все то, что я постигаю о вещи», то понятие фактически изменяется с каждым новым осмысленным высказыванием о рассматриваемом предмете. По крайней мере, оно приобретает содержательную полноту. Но тогда вернее было бы утверждать, что мое понимание предмета развивается дальше с каждым дополнительным мнением о нем. Таким установлением частичного содержания мыслительных построений вынуждено ограничиться не только научное, но вообще человеческое мышление. Без этих «институционализаций» значений слов была бы невозможна языковая коммуникация, хотя в повседневной речи она обеспечивается чаще всего не дефинициями. Остается фактом, что в обыденной речи — как, впрочем, и в поэтической — часто используются неоднозначные понятия, то есть слова без четких семантических границ. Двусмысленности, метафоры, которые расширяют сферу подразумеваемых подобий, оттенки прямого и переносного значений, случайное возвращение к первоначальному, но со временем забытому значению — все это характеризует живой язык и таит в себе возможности совершенствования познания. Кто глух к «ненормированным», но все же «резонирующим» значениям слов, не поймет своих ближних в повседневном разговоре и вряд ли станет хорошим социологом. Но даже если обыденная речь и нуждается в группе постоянных и обязательных значений и состоит не только из «многоголосного журчания», то в большей степени это касается языка науки. Ход мысли может быть убедительным лишь тогда, когда опирается на точно сформулированные понятия. Впрочем, само собой разумеется, что у диалектиков тоже есть определенные термины, которые отличаются своим значением от слов обыденной речи лишь специальным употреблением (например, понятие «способ производства» Produktionsweise имеет в марксистской терминологии вполне определенное значение, которое не идентично предполагаемому, прежде всего значению («типичный метод изготовления» — typische Herstellungsverfahren). Подтверждение необходимости терминологического мышления не исключает следования историческим изменениям значения слов и рассмотрения их самих в контексте общественной значимости. Например, изменение значения слова «Gesellschaft» («общество») после XVIII века интересно не только в плане истории идей, но и истории общества. Хотя нужно было когда-то однажды решить, использовать ли слово «Gesellschaft» в собственных высказываниях так, как оно встречалось у Риля, Моля или у Тённиса. Они придавали слову, смотря по обстоятельствам, ограниченное значение, так что многое «социальное» не охватывалось понятием «Gesellschaft» (к примеру, «семья» у Риля или «небольшие общины» у Тенниса). Может быть, следует говорить об «обществе» (Gesellschaft) в широком смысле, как это бытует в современной социологии? Мы не ставим перед собой задачу разработать точную теорию и типологию всех социологических понятий. Необходимо лишь представить краткие описания некоторых характерных для социологии типов понятий. Речь пойдет сначала о терминах, статистических категориях, операциональных понятиях, далее о моделях и о понятиях идеальных типов. В заключение мы приступим к так называемым аналитическим понятиям. Принадлежность отдельных понятий к определенному типу может точно выводиться лишь из контекста, в котором они находятся. Поэтому в сложных высказываниях вполне возможно, что используемое понятие может быть причислено к нескольким типам, тем более что упоминаемые выше типы понятий определяются таким образом, что их отличительные признаки не взаимоисключают друг друга. Рассматриваемые в следующих главах понятия, как правило, являются аналитическими по своему содержанию. Мы пытаемся дать их в таких формулировках, которые позволяют применять их в качестве «терминов». Прежде чем перейти к отдельным типам понятий, позволим здесь себе еще одно общее замечание. Понятие — это элемент высказывания, выполняющий функцию обозначения содержания, которое может касаться как действительного, так и возможного, или мнимого, положения вещей. Конечно, существуют также понятия, которые указывают не на положение вещей, а на феномены сознания субъекта, который хочет высказать нечто, к примеру, на способ, которым он хочет осуществить высказывание о вещах. Но сейчас речь должна идти о понятиях, характеризующих социальные явления. Такие понятия всегда подразумевают содержательные определения. Они отсылают к каким-либо свойствам явления, которые они обозначают. Но этим и ограничивается их задача. Бессмысленно ожидать от них удовлетворительного толкования предмета. Понятия социальных явлений выполняют свои характеризующие функции, репрезентируя для сознания свойства обозначаемых феноменов. Они никогда не могут отражать явление в его тотальности. Но они и не смутные, полностью бессодержательные знаки. Различия в объеме содержания, соответственно, абстрактность и различия в выборе выделяемых понятием аспектов, а также степень и способ разграничения вытекают из функций, которые реализуют понятия в высказываниях. Контекст соответствующих высказываний проясняет, смотря по ситуации, что в используемом слове должно быть, осмыслено сразу, а что — нет. Сообразно с этим, применяемое понятие является конкретным или абстрактным. Термин Термин служит коммуникации субъектов друг с другом или коммуникации субъекта с самим собой. Его задача состоит лишь в том, чтобы разграничить подразумеваемое положение вещей и такое, с которым его можно было бы спутать, и зафиксировать это разграничение для дальнейшего хода мысли. Функция термина заключается в том, чтобы в мыслительном процессе устанавливать моменты, служащие взаимопониманию. В его задачу не входит введение по возможности большего количества содержания в высказывание. Напротив, он тогда успешнее выполняет свою функцию, когда включает в себя лишь столько содержательных элементов, сколько требуется для точного определения элементов высказывания. Чем больше содержательных моментов включает термин, тем большая существует опасность, что он исказит содержание высказывания. Под признаками термина следует понимать критерии, то есть отличительные черты. Термин достигает своей цели, если пригодность критериев определяется их согласованностью. Критерии, конституируемые термином, не должны выражать нечто «существенное». Так, к примеру, в разговоре со служащими университетской администрации достаточно было бы определить социологию следующим образом: социология — это деятельность, которую осуществляют штатные преподаватели в рамках курса социологии, а также студенты, зачисленные на специальность «социология». Термины могут быть совсем несложными. Прежде чем начнется дискуссия о предмете, должно существовать согласие в терминах, насколько это возможно. Если применение их слишком сложно, то момент терминологического согласия легко может быть достигнут уже в обсуждении вопроса, которое потом неизбежно ведется с использованием несовершенной терминологии. Это, по меньшей мере, не лучший стиль научной дискуссии, а скорее — верный путь к разговорам, где никто не слушает друг друга. Конечно, в ходе дискуссии или длительной мыслительной работы может выясниться, что избранные термины неудачны, например, неточны. Тогда нужно пересматривать терминологию. В приведенной выше дефиниции социологии участникам разговора было безразлично, какие теоретические подходы существуют в социологии, зато их интересовало, на какое количество людей нужно рассчитывать при распределении помещений и планировании рабочих мест. Это сфера их компетенции. Однако дефиниция была неполной, поскольку здесь отчасти не имелись в виду студенты—философы, политологи — отдельные из которых по окончании обучения могли стать социологами и вести занятия по курсу социологии. Часто перед социологом стоит вопрос, должен ли он пользоваться привычным и понятным, но относящимся к другой предметной области термином, или он должен создавать новый термин и вводить его в употребление, так как он больше соответствует изучаемой области. Общего правила здесь нет. Часто этот вопрос встает особенно остро, когда речь идет о том, заимствовать ли термины из других дисциплин (например, из статистики или юриспруденции) или терминологизировать понятия общеупотребительного языка с помощью дефиниций. Определение термина осуществляется через дефиницию. Иными словами, определение понятия в качестве термина происходит путем выделения самого главного значения внутри иерархической системы классификации и путем выявления тех отличительных признаков (критериев), которые позволяют разграничить данное понятие и другие, находящиеся в этой же классификационной системе на том же уровне. На наш взгляд, целесообразно придерживаться традиционного определения дефиниции, поскольку известно, что предмет, подлежащий определению, может входить в разнообразные классификационные системы; это также значит, что дефиниции различного содержания не обязательно противоречат друг другу. Дефиниция является четко оформленным высказыванием. Но она сообщает не о социальном феномене, а о содержании понятия, которое мы хотим составить о социальном феномене.
|