Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие массового сознания и его изучение
Феномен «массового сознания» является объектом изучения разных наук — психологии, социологии, политологии, культурологии, социальной философии. В советский период феномен «массового сознания» приписывали буржуазному обществу, как связанный с развитием «массовой культуры», с упадком духовного развития общества и преобладанием потребительских тенденций в нем. Позднее, когда понятие «массовое сознание» было реабилитировано, оно ассоциировалось либо с классовым сознанием, либо с сознанием трудящихся масс, что вело к отождествлению этого понятия с групповым сознанием, с одной стороны, или с общественным сознанием — с другой. Часто этот феномен воспринимался как патологический, аномальный. В условиях кризиса, ломки всех общественных устоев, институтов, привычных условий жизни, норм поведения роль массового сознания на ход исторического процесса резко возрастает. Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Массовое сознание — это сознание масс конкретного общества или один из видов общественного сознания — это совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества, но не сводимых к ним. Массовое сознание является не только отражением «массового бытия» (К. Маркс), состояния конкретного общества в конкретный период времени, но и состояния «массы» или «человека-массы» (X. Ортега-и-Гассет). При выделении структуры массового сознания необходимо различать виды масс (толпа, публика, народ, аудитория, целое общество). Западные социологи под «массой» понимают гетерогенную аудиторию, противостоящую классу. «Человек-масса», «массовое сознание» ключевое понятия социологии Ортеги-и-Гассета. Под «человеком-массой» он понимает определенный тип человека, а не определенный общественный класс. М. Шелер считал, что современный человек становится только частью массы, а не относительно свободной и автономной частью структуры целого. Масса — это бессубъектный субъект, это плохо структурированное образование, обладающее всегда определенными границами, но которые почти невозможно определить. Принадлежность к массе — чисто психологический признак, ибо человек массы чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные», «масса — это средний, заурядный человек» (X. Ортега-и-Гассет. Восстание масс//Вопросы философии, 1989, №2). Американский социолог Д. Белл попытался систематизировать различные определения «массы», существующие в западной социологии: 1) «масса как недифференцированное множество», как аудитория массовых коммуникаций, которая подвергается обработке стандартизированной информацией через радио, 2) «масса как синоним невежественности» — то есть «широкие массы человечества не в состоянии стать истинно образованными и овладеть культурными ценностями»; 3) «масса как механизированное общество», как превращение человека в «аппарат», делая его жизнь математически точной, когда бытие приобретает * характер; 4) «масса как бюрократическое общество», когда происходит процесс превращения человека в вещь, в объект, управляемый, регулируемый обществом, когда все решения принимаются «наверху», в отрыве от основных производителей, в результате подчиненные массы лишаются инициативы, теряют самоуважение. Требование подчиняться лишает человека возможности действовать в соответствии с разумом — осознанно. В массе, по словам французского социолога Ж. Ларуа, происходит «потеря личности в пользу стадности». Такое понимание массы прослеживается в работах М. Вебера, К. Мангейма, Д. Рисмана; 5) «масса как толпа», причем толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Становясь частью толпы даже культурный человек может начать действовать бессознательно: он теряет собственное «Я», а верх берет инстинктивное, иррациональное (Г. Лебон). Типичные признаки человека в массе, по мнению западных исследователей, следующие: обезличен-ность, преобладание чувств над разумом и импульсивность, утрата интеллекта, утрата личной ответственности. А поведение массы обычно стихийно, в своих действиях масса не руководствуется традициями, культурным опытом, наружу прорываются общие для всех подсознательные импульсы. Единство чувства и идей устанавливается не с помощью разума, а с помощью внушения или вербального заражения. Разновидности массы: 1) по способу образования — искусственная и естественная; 2) по степени сплоченности — текучая и постоянная; 3) по степени организации — примитивная и организованная, возглавляемая вождем; 4) по цели — агрессивная и индифферентная, революционная; 5) по виду — толпа, аудитория, публика, церковь, армия и т. д. В марксизме под категорией «массы» понимали трудящуюся часть населения, имеющую непосредственное отношение к историческому действию, то есть революционная активность масс меняет лицо общества. «Под понятием массы разумеют большинство всех эксплуатируемых» (В. Ленин), и нет понимания масс вне борьбы, вне активной деятельности, поэтому понятие «революционной массы» противоположно понятию «обыватель», т.е. «народные массы» — это творцы исторического процесса имеют свою творчески-активную позициюВ отечественной философской литературе массовое сознание рассматривают как «своеобразный фокус, в котором сходятся все существенные сечения общественного сознания, и массовое сознание является наиболее емким, суммарным выражением уровня или состояния общественного сознания той или иной эпохи в целом» (Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967. С. 61). Массовое сознание в широком смысле есть сознание больших масс людей, народа. В более узком смысле массовое сознание есть та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего средств массовой информации. Массовое сознание, непосредственно отражая действительность на обыденном, привычном, реально-практическом уровне, концентрированно выражая народный здравый смысл, в то же время включает в себя и элементы теоретического, научного знания. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы. Обыденное, привычное, одинаково для всех необходимое и в этом смысле массовое сознание есть непосредственная духовная основа жизнедеятельности людей, та ее сторона, которая объединяет отдельных индивидов в одно целое — социум. Особенность массового сознания состоит в том, что оно сходно, в некоторых отношениях инвариантно у массы членов общества, поставленных в близкие условия жизни. В массовом сознании людей (с точки зрения его структурной организации) всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К узко понимаемому обыденному сознанию относится все то, что связано с отражением минимального набора повседневных потребностей, т. е. обыденное сознание стихийно воспроизводит общественное бытие через призму бытовых потребностей и отношений. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека, в нем синтезируются обыденно-бытовые представления со всей совокупностью профессиональных знаний, умений, общих представлений о мире и т. п. В содержание практического сознания входят оценки, все многообразие переживаний, убеждения, устремления, цели, вера, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Способность людей на уровне обыденного сознания правильно улавливать смысл происходящего коренится в жизненном опыте. Здравый смысл в его позитивном значении может быть охарактеризован как «квинтэссенция обыденно-практического сознания эпохи, сердцевина социальных смыслов, форма выражения общей логики мышления и поведения людей. Здравый смысл содержит рациональное зерно, что не позволяет сознанию оторваться от действительности. То, что противоречит здравому смыслу, не найдет признания у большинства людей. Здравый смысл имеет и свою ограниченность — это проявляется в его односторонности, в неумении видеть процессы в развитии, во всей сложности их взаимосвязи, в неспособности к осознанию концепций, научных достижений. Критерием истины может оказаться общепризнанность, правдоподобность, достоверность, полезность, выгода. На уровне обыденных оценок событий возможны искажения действительности, возможны конформизм и субъективизм. Значительное место в обыденном сознании занимает вера, которая возникает вследствии недостатка информации и ликвидирует противоречия из-за неполной информированности человека. Для веры характерны такие черты как желаемость, непосредственность, эмоциональность, ассоциативность, кумулятивность. Большое влияние на веру оказывают авторитеты и общезначимый опыт предшествующих поколений. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов являтся основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания — мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью. Стереотипы — это стандартизированные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы, представления, понятия, устойчивые формы поведения. «Несмотря на то, что социальные стереотипы неизбежно упрощают, схематизируют или даже искажают видение социальной реальности, стерео-типизация выполняет объективно полезную функцию, поскольку само это упрощение объективно необходимо и полезно в общей психической регуляции деятельности» {Агеев B.C.). Стереотипы массового сознания отличаются большой устойчивостью, ригидностью, консерватизмом. Это свидетельствует о способности стереотипов сопротивляться информации, направленной на их изменение. Однако воздействовать и даже манипулировать массовым сознанием путем использования специальных языковых формул, искусственно создаваемых «имиджей», специальных приемов воздействия на сознание и подсознание людей пытаются на практике пропаганды, рекламы, бизнеса, политики. Массовое сознание предстает как особая форма группового и общественного сознания. Противоречивость функционирования массового сознания: 1) консервативная природа, выражающаяся в феномене «сопротивления среды» социальным преобразованиям; 2) радикализм массовых настроений, характеризующийся склонностью к неповиновению и революционным изменениям существующего порядка. Массовое сознание играет и деструктивную, и креативную роли. Особенности массового сознания: 1) сложность и противоречивость — в массовом сознании присутсвуют несовместимые взгляды — прогрессивные и негативные реакции; 2) синкретизм; 3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.; 4) эмоциональность; 5) «упрощенное» отражение социальной дейстительности. Массовое сознание — неоднородное, внутренне противоречивое многоуровневое образование. Это сознание разных групп людей конкретного общества конкретно-исторического периода от целого общества до отдельных общностей, имеющих временную и случайную природу образования. Это позволяет абстрагироваться от конкретной личности до «усредненного» абстрактного человека и определить тем самым законы функционирования общества, способы манипулирования или механизмы управления им в зависимости от целей и задач власти. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению. В определенном психическом состоянии обнаруживает себя практическая сторона сознания масс. Изменения массового настроения отражают изменения массового сознания.«Состояние общественного сознания» — это понятие ввел А.К. Уледов «как доминирующее значение каких-либо идей и взглядов, оказывающих наибольшее воздействие на общественную жизнь людей». В «состояние сознания» включают мотивы, установки, потребности, интересы, массовое сознание на уровне группы отражает то типичное, что присуще всем индивидам. Это типичное не есть «одинаковое» для всех, а именно общее. В России противоречивый характер массового сознания усугублен конфликтом между массовым стремлением сохранить исторически сложившиеся отношения и периодически возникающим стремлением правящего слоя нейтрализовать эту тенденцию массовой реорганизацией различных сфер жизни путем реформ, насаждаемых «сверху» Стереотипы сознания, привычки, традиции тесно связаны с образом жизни масс, сохраняясь до тех пор, пока существуют эти формы жизни и их носители. Массовое сознание можно сравнить с «подсознанием» общества. Оно является: I) хранилищем совокупного социально-культурного опыта, фактором социальной стабильности; 2) с другой стороны — в периоды кризисов и переустройств общества оно может «срываться» и приводит к «непредсказуемым последствиям». Сопротивление общественным преобразованиям может носить: 1) радикальный характер бунта; 2) пассивный характер молчаливого сопротивления — «психология социальной инерции»: в результате все преобразования начинают пробуксовывать. Возможны резкие изменения массового сознания, массовых настроений в кризисных ситуациях. Массовые настроения зависят от того разрыва, который существует между потребностями, интересами масс и возможностью их реализации, ожиданиями и реальными условиями жизни. Массовое сознание может играть и креативную роль (стабилизирующий фактор), и деструктивную роль, усугубляя противоречия общества, доводя идеи до абсурда. Как массовое сознание соотносится с идеологией? Существует две точки зрения по этому вопросу: 1) массовое сознание способно воспринимать любую идеологию, отвечающую потребностям социально-экономического развития; 2) нижние слои общественного устройства полностью инертны к идеологическим воздействиям. Вероятным моментом рождения новой идеологии является период кризиса существующей общественной системы. Уже на начальных стадиях своего развития идеологическая система соприкасается с массовым сознанием: 1) благодаря связи генерируемой идеи с общим интеллектуальным фоном эпохи, т. е. потребности развития общества отражаются не только в сознании интеллектуалов в виде идей и концепций, но и воздействуют на сознание широких масс населения; 2) выражая идеи посредством языка, мыслитель непроизвольно «включает» один из важнейших каналов трансляции идеологии. По мере того как идеология внедряется в общественное сознание, она неизбежно взаимодействует со структурами массового сознания. Если идеология стала достоянием массового сознания, неизбежен синтез духовных образований различных уровней общественного сознания, формируется «стиль мышления» — согласно общим правилам формирования суждений и оценок у большинства членов данного общества, независимо от принадлежности к тому или иному уровню социальной структуры. Средства масовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации, содержащаяся в каналах средств массовой информации (СМИ), приводит к быстрому стиранию традиционных форм мышления. Телевидение как важнейший источник информации является мощным средством воздействия и даже манипулирования массовым сознанием людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного мнения, интервью зрителей на телевидении способствуют не выявлению реального представления о состоянии массового сознания, а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать массовым сознанием.Термин «манипулирование» первоначально означал «управлять со знанием дела», а сейчас трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами», как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено. К. Фарбер в работе «Манипулируемое большинство» пишет: «Объект манипулирования считает, что действует на основе своего свободного решения. Но это " свободное решение" — иллюзия. На самом деле им управляют, а его мнением манипулируют. Даже так называемые нравственные принципы зачастую являются результатом манипуляции в целях сохранения власти меньшинства». Среди западных исследователей проблемы духовного манипулирования можно выделить приверженцев двух основных направлений. Сторонники апологетического направления рассматривают манипулирование как необходимый способ управления сознанием масс и стремятся оправдать его. Они убеждены, что современное общество не может существовать без целенаправленного манипулирования сознанием масс, что рационально-техническая организация современного общества и массовый характер потребления, вызванный техническим прогрессом индустриального общества, делает необходимым и реально осуществимым процесс управления массовым сознанием людей и социальными процессами в целом. Характерным является утверждение, что современный человек страдает от бремени собственной индивидуальности, и поэтому он пытается избавиться от нее, начинает поступать «как все». Представители социально-критического направления утверждают, что практика нивелировки, стандартизации и упрощения личности, манипулирования массовым сознанием чужда подлинным человеческим интересам. Духовное манипулирование способствует формированию человека-обывателя, удовлетворенного своим положением, человека-конформиста, довольствующего товарами массового потребления. Основные социальные функции духовного манипулирования можно охарактризовать как функции организации, подчинения и иллюзорной компенсации. Американский футуролог А. Тоффлер в книге «Третья волна» пишет: «В индустриальной цивилизации инфосфера — система производства и распространения информации — действует по типу фабрики. Средства массовой информации штампуют одинаковую информацию и заталкивают ее в миллионы голов точно так же, как на фабрике штампуется одинаковая продукция для миллионов домов. Стандартизованные, произведенные массовым способом «факты» поступают от нескольких производителей идей к миллионам потребителей. Без этой огромной, мощной системы информации индустриальная цивилизация не смогла бы оформиться и существовать. Бывший президент Американской ассоциации политических наук Г. Лассуэлл пишет о том, что развитие современной коммуникационной техники, позволяющей почти одновременно распространять ту или иную информацию по всему миру, в конечном счете неизбежно приведет к всемирной интеграции, к всемирной идентичности, когда каждый житель планеты будет воспринимать себя и свою жизнь как неразрывную часть планетарной системы на уровне не только научного, но и обыденного сознания, в результате появится глобальная взаимозависимость, все будут мыслить в одних и тех же «глобальных категориях». Ученые Э. Деннис, Ч. Стэйнберг, Б. Рубин предостерегают о том, что распространение манилулятивных процессов в современном мире создает опасность превращения человеческого общества в отлаженный механизм тоталитарного господства над человеком, превращения его в послушный «винтик» этой системы, в существо «одномерное». В теориях У. Липпмана, Э. Бернайса предлагается управлять массовым сознанием в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно-эмоциональную сторону психики человека, например, через метод «создания событий», когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый. В пропагандистких кампаниях широко используют приемы и принципы обработки массового сознания: — принцип «наклеивания ярлыков»; — наделение какой-либо личности или идеи оскорбительной кличкой для подрыва авторитета; — принцип «рекомендаций»; — использование в целях усиления эффекта внушения популярных актеров, певцов, спорстменов, которые должны своей личной популярностью привлечь внимание к какому- — принцип «переноса» — идентификация качеств какого-либо известного объекта с качествами малоизвестного объекта, т. е. оценка по ассоциации; — принцип «простых людей» — идентификация интересов самого информатора или передаваемой им информации с интересами «простых» людей, большинства населения — принцип «подтасовки карт» — откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приемов, незаметных для массовой аудитории;
— принцип «блестящей посредственности» — оперирование привычными, хорошо знакомыми, но в то же время достаточно абстрактными понятиями, над содержанием которых обычно не задумываются («закон и порядок», «права человека», «гуманизм, свобода, справедливость» и т. п.); — принцип «общего вагона» — стимулирование определенной реакции путем внушения мысли о ее общепринятости («все так думают», «все так делают»). Экономические, политические и духовные виды манипуляций способны достаточно сильно изменять массовое сознание людей. В переходные исторические периоды происходит своеобразный разрыв между динамическими слоями массового сознания и устойчивыми слоями менталитета, вследствии чего растет противоречивость, напряженность людей, что, в свою очередь, способствует количественному росту психологических, социальных, политических противоречий и конфликтов, росту соматических заболеваний и нервно-психических нарушений, девиаытных форм поведения. За период осуществления рыночных преобразований массовое сознание россиян динамично менялось от поддержки реформ в 1985—1992 гг. к скептицизму по отношению к реформам и власти в настоящее время. Политическая апатия, социальная аномия и протестное поведение — одни из проявлений современного массового сознания, которые отражают дезинтеграционные процессы в обществе, разрыв связей между личными, групповыми и общественными ценностями. Социологические исследования показывают, что труд, «интересная работа» сейчас утрачивает значение фундаментальной ценности, но резко возрастает ценность «денег», «материального благополучия», «семьи». Однако, возрастание ценности семьи есть отражение глубокого социального кризиса, а стоимость выживания и сохранения семьи настолько высока, что перекрывает остальные интересы и блокирует иные потребности людей, ставя таким образом семью на грань распада. Агрессивность и аномия, крен в сторону асоциального самовыражения и девиантного поведения детерминированы именно утратой прежней идентичности, прежней системы ценностей. Таким образом, противоречия современного массового сознания проявляются как: 1)структурные противоречия массового сознания, которые отражают структуру общественных связей, противоречия потребностей, притязаний, интересов людей, вызванные социальными, экономическими, политическими позициями людей; 2) как динамические противоречия между различными элементами массового сознания (стереотипов, привычек, идеалов, ценностей, настроений, идеологем), различным по скорости и механизмам формирования; 3) как генетические противоречия, которые определяются источником происхождения духовных образований: индивидуальные и групповые, надгрупповые феномены, отража-ющие различные стороны и уровни социально-экономически-политических процессов (различия форм отражения социальной и политической жизни по уровням, устойчивости, динамизму). Механизм идентификации можно рассматривать как способ развития и разрешения противоречий массового сознания. Можно выделить уровни идентификации: оценка человеком своего повседневного социального и политического поведения, оценка человеком функционирования социальных и политических институтов, оценка возможностей собственной интеграции в новые социально-экономико-политические структуры. Для выявления уровня идентификации могут быть использованы следующие эмпирические переменные: переменные первого уровня (удовлетворенность жизнью, уверенность в будущем; выделение и осознание проблем развития общества, затрагивающих коренные интересы и потребности людей; степень идентичности с общностью и государством; готовность защищать свои интересы); переменные второго уровня (оценка политической и экономической ситуации в стране; степени соблюдения прав и свобод; состояния межэтнических отношений; отношение к деятельности Президента, Государственной Думы, правительства и местных органов власти и управления); переменные третьего уровня (политические, экономические, нравственные, религиозные установки и факты поведения; осознание себя в качестве гражданина данного государства; способность и готовность влиять на общественно-политические процессы; принятие законов и норм общества; представления о приоритетных сферах и видах деятельности, реальности социально-профессиональной и территориальной мобильности).
|