Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовый сценарий (основная концепция) социально-экономического развития Калининградской области
Набор возможных сценариев социально-экономического развития Калининградской области может быть описан как результат реализации одной из нескольких альтернатив. При этом основные внешние условия остаются при всех данных альтернативах четко установленными и включают в себя: - окончание в 2016 году режима таможенных преференций по Федеральному Закону от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; - вступление Российской Федерации в июле 2012 года во Всемирную торговую организацию; - сохранение основных тенденций развития мировой экономики. Эти альтернативы могут быть описаны как: - «инерционный сценарий», опирающийся на сохранении действующих тенденций развития экономики региона и традиционном развитии таких секторов, как оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство. В этом сценарии структура приоритетов останется преимущественно отраслевой. Лидеры «транзитной экономики» те же, что и сейчас: преобладание импортных операций, отрасли, «выросшие» на таможенных преференциях (автосборочные производства, пищевая промышленность, включая рыбную переработку, сборка бытовой электроники, мебельная промышленность и т.д.). Будет идти умеренное совершенствование инфраструктур (транспортной и энергетической), но без существенных прорывов, позволяющих реализовать крупные проекты на европейском или российском рынках. При сохранении относительно стабильной ситуации в Балтийском регионе можно прогнозировать умеренный экономический рост в 4-5% на ближайшие 2 – 3 года. Сложившаяся модель экономики, ориентированная на импортозамещение на основе конкуренции на таможенных издержках с низкой долей добавленной стоимости (не более 20% в основных отраслях промышленного производства), а также отсутствие значительных запасов сырья, обусловила то, что предприятия существующей региональной экономики не строят долгосрочные планы развития, формируют при таком сценарии уклон на сборочные производства, не могут обеспечить качественных рабочих мест и рост заработной платы. Таким образом, валовой региональный продукт на душу населения в настоящее время составляет примерно две трети от среднероссийского значения. Еще более ситуация отставания экономики Калининградской области от среднероссийской и сопредельных стран проявится в условиях вступления Российской Федерации в Таможенный Союз и Всемирную торговую организацию. В силу отмены льгот переходного периода с 1 апреля 2016 года валовый региональный продукт Калининградской области по экспертной оценке может потерять 16, 8% своего объема или 37, 8 млрд. рублей в ценах 2011 года, а налоговые доходы консолидированного областного бюджета сократятся на 4, 2 млрд. рублей. - «активный сценарий» опирается на активные действия руководства региона, сохранение благоприятной экономической конъюнктуры, увеличение локализации действующих производств. Оценка ежегодного прироста валового регионального продукта основана на текущих результатах и тенденциях развития отраслей экономики области, а также на ряде принятых в рамках «активного сценария» допущений, таких как: - увеличение темпов производства в секторе обрабатывающих производств в связи с началом функционирования в 2014 году промышленных зон в муниципальных образованиях Калининградской области; - увеличение объемов работ по виду деятельности строительства в связи с началом строительных работ на объектах Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также работ по строительству туристско-рекреационных объектов в рамках деятельности по созданию на территории региона туристического и спортивного кластеров; - увеличение оборотов розничной торговли и платных услуг населению с учетом кумулятивного эффекта от развития малого и среднего предпринимательства в секторах торговли и оказания услуг населению в условиях постоянного роста количества туристов, посещающих регион. - успешная реализация крупных инвестиционных проектов в промышленности, строительстве, транспортном, энергетическом комплексах, в том числе реализуемых резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области, а также окончание строительства 1-го блока Балтийской АЭС. Реализация «активного сценария» предполагает осуществление структурной модернизации отраслей экономики региона. В целях перехода к «активному сценарию» инновационного социально ориентированного развития руководство региона в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами: - создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; - снижение административных барьеров в экономике, превращение Калининградской области в регион с низким уровнем коррупции; - формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики; - поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции; - развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры; - поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала; - расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики. «амбициозный проектный сценарий». Предлагаемое нововведение состоит в том, чтобы в логике бизнес-проекта рассмотреть не только развитие инвестиционного проекта, но и развитие региональной экономики как таковой. В этом случае проекты регионального развития будут иметь двухслойный характер: в первом слое – забота об инвесторе, во втором – забота о бюджете с логикой, которую можно представить следующим балансом: бюджетные инвестиции – возврат через налоги (при необходимости можно эту логику вклада-отдачи разделить на федеральный и региональный уровни). Особенность Калининградской области состоит в том, что она не может построить свою экономику на обеспечении внутреннего спроса, а с 2016 года - и на импортозамещении. Единственное, с нашей точки зрения, решение – освоение умения развертывания предприятий, захватывающих и удерживающих за собой доли мировых рынков. Это специфическое умение в Российской Федерации не очень хорошо освоено даже на уровне предприятий, и совсем плохо понимается в качестве основы проектов развития региональной экономики. Например, одним из требований такого рода подхода является надлежащее масштабирование, что ставит региональное управление перед необходимостью не столько работать со сложившимся положением дел, сколько работать над обеспечением минимально необходимого масштаба экономического проекта. С этой точки зрения, региональное управление в этом случае стоит не столько перед спросом, сколько перед уже сформировавшимся распределением сил (долей рынка) в масштабе всей мировой экономики. Сама логика новой экономической политики требует дальнейшего развертывания, накопления надлежащих компетенций, но и поиска финансов. С нашей точки зрения, финансовой основой для такого рода программ могут служить страновые финансовые резервы, получаемые либо за счет удачной конъюнктуры, либо за счет активной денежно-кредитной политики (удержание национальным Центробанком пониженного курса национальной валюты). В реалиях Российской Федерации 2012 года развертывание такой политики может рассматриваться как способ конвертации нефтегазовых (сырьевых) доходов в несырьевые с попутным решением региональных проблем и формированием долгосрочной устойчивости региональных экономик Российской Федерации. Таким образом, «проектный сценарий» предполагает не только осуществление активных действий со стороны руководства региона, но и обеспечение финансовой поддержки претворения в жизнь региональных инициатив со стороны федерального центра, а также формирование новой законодательной базы, опирающейся на разработку нового Закона о Калининградской области как об эксклавном регионе Российской Федерации. Данный Закон должен создать правовые условия реализации Стратегии и реализации перспективной экономической и социальной политики. Его необходимость вызвана тем, что одних только капитальных вложений не достаточно для реализации новых моделей хозяйствования, ориентированных на быстрое развертывание современных производств и мобильность поставки продукции на внешние рынки. Соответственно Закон должен создать правовой режим, отвечающий требованиям дальнейшего развития Российской Федерации, которые с учетом специфики Калининградской области могут быть в полном объеме введены на ее территории как в пилотном регионе. Развитие Калининградской области невозможно без серьезной перестройки региональной экономики. Новая модель экономики региона должна строиться на отказе от преференций и компенсаций. Базовыми приоритетами должны стать развитие и увеличение объема внутреннего рынка, что особенно важно для Калининградской области, у которой выход за пределы внутреннего рынка всегда связан с преодолением государственных границ; использование объективных конкурентных преимуществ, например, таких как запасы янтаря, географическое положение и климат; включение в мировое разделение труда, которое изначально ориентирует на уровень и объемы производства, достаточные для преодоления входных барьеров. Проведенная предварительная работа по анализу ключевых экономических показателей региона, диагностике секторов экономики, оценке конкурентоспособности Калининградской области, в том числе с учетом тенденций развития российской, европейской и мировой экономики, привела к определению первых приоритетов направлений развития региона: - туристская отрасль, с развитием сильного сектора коммерческих медицинских услуг и экологически чистого сельского хозяйства; - янтарно-ювелирный кластер; - сектор информационных технологий, опирающийся на привлечении в регион высококвалифицированных специалистов, всестороннем развитии Балтийского федерального университета им. И. Канта, формировании в области международного образовательного центра; - дальнейшее развитие машиностроения, прежде всего, автомобилестроения, в том числе, путем создания промышленных площадок. Практическим подходом в условиях реализации «проектного сценария» является метод создания якорных проектов в приоритетных секторах и последовательное формирование локальных территориальных кластеров вокруг них. Реализация «амбициозного сценария» позволит обеспечить темпы экономического роста, достаточные для достижения индикативных показателей, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Таким образом, именно данный сценарий выбирается в качестве базисного и руководство региона будет прилагать все необходимые усилия для его реализации. Целевые показатели социально-экономического развития Калининградской области на период до 2020 года
|