![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль тары и упаковки в складской системе
Все техническое разнообразие складов во многом определяется используемой грузоединицей и той тарой или упаковкой, в которой она складируется. От этого зависят определение способа складирования, выбор необходимого оборудования, подъемно-транспортных механизмов и расчет их параметров, определение необходимых площадей, типа помещения, организации процесса разгрузки/выгрузки, размещения, хранения, поиска и др. В настоящее время особенно популярна стала унифицированная тара. Применение ее сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации. Унифицированная тара в зависимости от ее предназначения может быть разнообразной. Примерная классификация такой тары приведена на рис. 4.2. Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров. По определению, данному международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер — это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции — специальными. Главное в контейнере, независимо от его конструкции, материала и назначения, — это унификация габаритов, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование. Уже упомянутая организация ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и равнялись 2438 мм. Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транспортному средству и друг с другом. В зависимости от характера грузов в различных складах применяются различные устройства для хранения единиц грузов. Классификация устройств для хранения грузоединиц приведена на рис. 4.3. Устройства для хранения единиц грузов вместе с оборудованием для механизации и автоматизации различных складских операций размещаются на соответствующим образом определенных складских площадях. Определению в таком случае подлежат: 1. полезная площадь склада, т. е. площадь, непосредственно занятая хранимым товаром; она обычно определяется на основе действующих норм допустимой нагрузки на единицу площади пола либо на основе норм на степень заполнения объема склада хранимым материалом; 2. площадь, необходимая для выполнения приемочных и отпускных операций (размеры приемочной и отпускной площадок); 3. служебная площадь (площадь офиса для размещения 4. вспомогательная площадь, включая определение размеров Определив суммарную общую площадь склада, нужно удостовериться, находится ли полезная площадь склада в пределах той доли общей площади, которая допустима для данного вида склада. Эта доля обычно составляет для складов: • изделий внешних продуцентов 0, 35—0, 4; • металлопроката 0, 25—0, 5; • литья, поковок и штамповок 0, 4—0, 6; • готовых изделий 0, 35—0, 6. Упаковка существенным образом влияет на уровень издержек и производительность логистической системы. Элементы таких издержек — расходы на приобретение упаковочных материалов, налаживание ручных или автоматизированных операций по упаковке, последующая утилизация упаковочных материалов. Упаковка влияет на уровень издержек всей логистической деятельности. Контроль за состоянием запасов во многом определяется точностью идентификации грузов, а идентификационную маркировку несет в себе упаковка. Скорость, точность и эффективность подсборки заказов тоже зависит от надежности идентификации упаковок, их формы и габаритов, а также от пригодности их к грузопереработке. Расходы на транспортировку и хранение прямо зависят от качества упаковки. Упаковка должна быть прочной, удобной, информационно насыщенной и соответствовать экологическим стандартам. Наличие всех этих свойств повышает потребительские качества продуктов и соответственно уровень логистического сервиса. Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений. Применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров. Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него. Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным, упаковочным средством. Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет: 1. защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров; 2. защитить товары от влияния других товаров и внешней среды; 3. обеспечить сохранность количества и качества товаров; 4. упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций; 5. эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов; 6. упростить количественный учет товаров; 7. эффективно использовать емкость складских помещений при хранении товаров; 8. донести необходимую информацию о товаре до потребителя. Полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность логистической деятельности. От полезности, или технологичности упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций — от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств. Информационная функция упаковки играет ключевую роль в идентификации грузов, контроле за их прохождением и грузопе-реработке, приобретая тем самым все более важное значение для конечного успеха всего логистического канала. Самое очевидное предназначение упаковки - информировать участников логистического канала о ее содержимом, т. е. о помещенных в упаковку грузах. Обычно в состав такой информации входят сведения о производителе, наименовании тары, количестве продуктов и их номер по универсальному коду продукции (UPC). Нанесенная на упаковку информация служит для «распознавания» грузов при получении заказов, подборке и проверке отправок. Главное требование к маркировке — заметность. Различают два типа упаковок: потребительскую, обращенную, к конечному потребителю товаров и, следовательно, выполняющую маркетинговые функции, и промышленную, обеспечивающую удобство логистических операций. Потребительская упаковка разрабатывается из соображений удобства для потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений. Если упаковка привлекает внимание потребителя своей необычной формой и габаритами, она по тем же причинам неприемлема для логистики, так как продуманная конструкция упаковки обязательно должна учитывать требования всех компонентов логистической системы. Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (или отдельные их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы, укладывая в коробки, мешки, ящики или бочки. Все эти емкости, служащие для первичного объединения отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Иногда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки. Этот процесс называется контейнеризацией, или созданием укрупненных грузовых единиц. Промышленная упаковка и укрупненная грузовая единица являются основными объектами грузопереработки в логистическом канале. Тара, применяемая в торговле, должна отвечать экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим требованиям. Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевозках товаров и порожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему). Например, при одинаковой емкости картонный ящик весит примерно в три раза меньше чем деревянный и в четыре раза меньше чем изготовленный из пластмассы. Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении. Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров. Большую роль играет экологическая безопасность тары. Очень важно, чтобы она изготавливалась из материалов, подлежащих утилизации и позволяющих использовать их вновь после переработки. Поэтому необходимо создание системы сбора и переработки вышедшей из употребления упаковки и тары. Для этого следует развивать производство оборудования для сбора и переработки использованных упаковки и тары. Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека. Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о покупке. Классификация тары по след. Признакам: 1. • функциям в процессе товарного обращения; 2. • кратности использования; 3. • принадлежности; 4. • назначению; 5. • методам изготовления; 6. • конструктивным особенностям; 7. • прочности; 8. • устойчивости к внешним воздействиям; 9. • материалу изготовления. По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование. Транспортная тара применяется для транспортирования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу. Потребительская тара (флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т. п.) поступает к потребителю с товаром. Ее стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров. В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара. Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику. В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и инвентарную, принадлежащую конкретному предприятию и подлежащую возврату данному предприятию. По назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и с п е циализированную — только для определенных товаров. По методам изготовления различают клееную, сварную, штампованную, получаемую пневмо- и вакуумным формованием, бондарную и другую тару. По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую, конструкция и свойства которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель. По степени прочности тара бывает жесткой (деревянные и полимерные ящики, бочки и др.), полужесткой (картонные ящики, полимерные бутылки, тубы и др.) и мягкой (бумажные или текстильные мешки и др.). В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара может быть пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой. По материалу изготовления тару подразделяют на картонную, бумажную, деревянную, текстильную, металлическую, стеклянную, полимерную и комбинированную.
|