Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
технической учебы для проводников пассажирских вагонов Северного филиала ОАО «ФПК».
К О Н С П Е К Т
ТЕМА: «Тележки пассажирских вагонов. Типы тележек, конструктивные особенности, основные узлы, требования в эксплуатации, неисправности и их устранение»
1.Типы тележек. Конструктивные особенности. Основные узлы.
1.1.Тележки передают все нагрузки от массы кузова на рельсовый путь и обеспечивают движение вагона с необходимой плавностью хода. Тележки являются основными узлами вагонов в обеспечении безопасности движения. Тележки вагонов классифицируются по следующим признакам: назначению, числу осей, устройству рессорного подвешивания, способу передачи нагрузки от кузова на ходовые части, а также от надрессорной балки на раму тележки, устройству буксовой связи и конструкции рамы. 1.2.С 1962 года под все пассажирские вагоны весом брутто до 60 т подкатывалась тележка типа КВЗ - ЦНИИ-I. Данная тележка имеет: раму, надрессорную балку с подпятником и горизонтальными скользунами, рычажную передачу, надбуксовое рессорное подвешивание и центральное, включающее трехрядные пружины и гидравлические гасители колебаний, которые валиками крепятся к кронштейнам рамы и надрессорной балки. Рама и надбуксовое подвешивание удерживается на приливах корпуса буксы с помощью шпинтонов и гаек, устанавливаемых на резьбовой части шпинтонов. Шпинтоны болтами крепятся к боковым продольным балкам рамы. Рычажная передача навешивается на кронштейны средних продольных и концевых балок рамы. Пружины центрального подвешивания установлены в поддоне, который через валики, серьги, подвески и верхние валики опорными подшипниками соединен с боковыми балками рамы. На случай обрыва деталей центрального подвешивания предусмотрена защита в виде болтов с гайками, на которые в критической ситуации опирается поддон. Опора кузова на надрессорную балку выполняется через вкладыши горизонтальных скользунов. Кроме горизонтальных скользунов, на раме и надрессорной балке предусмотрены боковые и торцевые вертикальные скользуны. Перемещение рамы тележки по отношению к надрессорной балке ограничивается поводками. 1.3.Тележка КВЗ - ЦНИИ типа II подкатывается под вагоны -рестораны, багажные, почтовые и другие, вес брутто которых составляет от 60 до 72 т. Эта тележка имеет повышенную прочность. Основные элементы рамы, рессорное подвешивание усилены. Внешне тележку КВЗ - ЦНИИ типа II легко отличить от тележки КВЗ -ЦНИИ типа I по количеству гидравлических гасителей колебаний. Кроме того, тележка типа II отличие от тележки типа I имеет следующие особенности конструкции: - центральное рессорное подвешивание имеет другую конструкцию подвесок. Подвески устанавливают на опорные валики, которые вмонтированы внутрь боковых балок рамы. Для смазки валиков в их крышках предусмотрены масленки. Защита от падения поддона на путь в случае обрыва деталей подвесок осуществляется посредством скоб, обхватывающих снизу крюки поддона; - рама тележки и надрессорная балка усилены и, в связи с другим устройством центрального рессорного подвешивания, имеют незначительные конструктивные особенности. 1.4.Тележка ТВЗ – ЦНИИ - М – это улучшенный вариант тележек КВЗ-ЦНИИ. Имеет увеличенный прогиб рессорного подвешивания и удлиненные серьги, по размерам которых внешне легко определить тип тележки. Это самая распространенная из пассажирских тележек. Она более 20 лет используется под всеми типами вагонов России. 1.5.Тверской вагоностроительный завод разработал и освоил выпуск нескольких типов тележек для вагонов нового поколения: модели 68 - 4071 (68 - 4072), 68 - 4075 (68 - 4076), 68 - 4095 (68 - 4096). Все указанные тележки двухосные безлюлечные, обеспечивают повышенную плавность хода вагонов и имеют расчетный срок службы основных несущих элементов 28 лет. 1.5.1.Тележки модели 68 - 4075 (68 - 4076) Служат для подкатки под пассажирские вагоны магистральных железных дорог для скоростей движения до 200 км/час и массой брутто до 62 т. Тележка модели 68 - 4075 оборудована дисковым и магниторельсовым тормозом, а также приводом ручного тормоза. тележка безлюлечного типа, с двойным рессорным подвешиванием, с буксами на конических подшипниках кассетного типа, с гидравлическими гасителями в буксовом и центральном подвешивании. Сварная рама тележки связана с колесными парами с помощью буксовых пружин, поводков и гидравлических гасителей. На пружинах центрального подвешивания, установленные в поддонах рамы, опирается надрессорный брус, связанный с рамой в продольном направлении диагонально расположенными поводками, а в поперечном направлении горизонтальной жесткостью пружин, гидравлическими гасителями колебаний и упругими упорами. на поперечных балках рамы закреплены по два тормозных блока с клещевыми захватами и тормозными цилиндрами со встроенным регулятором выхода штока. к кронштейнам, расположенным с внутренней стороны продольных балок рамы тележки, подвешены пневматические цилиндры тормозных башмаков магниторельсового тормоза. Опора кузова на тележку выполнена чрез горизонтальные скользуны, а между пятником и подпятником имеется зазор 15 – 18 мм под вкладыш скользуна уложена резиновая и регулировочная металлическая прокладка. 1.5.2.Тележки модели 68 - 4095 (68 - 4096) предназначены для подкатки под пассажирские вагоны массой брутто до 72 т, для скоростей движения до 160 км/час. Спроектированы на базе тележки модели 68 - 4075, но основные элементы усилены. Буксовое и центральное подвешивание имеет такую же конструкцию, как и тележка модели 68 - 4075. Тормоз на тележке только дисковый. Тележка модели 68 - 4076 оборудована приводом подвагонного генератора. 1.5.3.Тележка модели 68 - 4071 (68 - 4072) служат для подкатки под пассажирские вагоны массой брутто до 62 т, для скоростей движения до 160 км/час. Тележки отличаются жесткостью рессорного подвешивания, а также наличием у тележки модели 68 - 4072 привода подвагонного генератора и ручного тормоза. Конструкция рамы, надрессорной балки и центрального подвешивания сходна с тележкой модели 68 - 4075. Буксовое подвешивание состоит из пружин и фрикционных гасителей колебаний. Тип тормоза – дисковый.
2.Требования в эксплуатации, неисправности и их устранение.
2.1.Требования в эксплуатации.
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, в тележках, которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей: - трещины в балках, в сварных швах; - трещины в деталях рессорного и люлечного подвешивания, доступных для визуального контроля при осмотре вагонов или в видимой зоне, трещины предохранительных скоб и неисправности их крепления, трещины поддонов центрального подвешивания тележек КВЗ – 5, КВЗ – ЦНИИ и ТВЗ - ЦНИИ – М; - трещины в пятниках, подпятниках, скользунах, неисправность их крепления, трещины в продольных поводках тележек КВЗ – ЦНИИ; - суммарный зазор между горизонтальными скользунами с обеих сторон тележки (кроме тележки КВЗ – ЦНИИ) более 6 или менее 2 мм; - суммарный зазор между вертикальными скользунами (с одной стороны тележки): - у тележки типа ЦМВ более 16 мм; - у тележки типа КВЗ – 5 более 8 мм; - у тележек типа КВЗ – ЦНИИ и ТВЗ – ЦНИИ – М более 30 мм, при этом зазор между вертикальными скользунами поперечной балки и рамы надрессорной балки и рамы надрессорной балки должен быть не менее 5 мм; - у тележек типа 68 – 4075 и 68 – 4076 скользун должен выступать из коробки на высоту не менее 5 мм; - превышение кромки вкладыша – скользуна над кромкой коробки надрессорной балки тележек КВЗ – ЦНИИ менее 11 мм; - зазор между упорной кромкой подпятника и пятником в тележках КВЗ – ЦНИИ менее 9 мм; - наличие зазора между втулкой шпинтона и затянутой корончатой гайкой, ослабление крепления фрикционных гасителей и отсутствие или неправильная установка тарельчатых пружин между втулкой и корончатой гайкой или ее шплинта; - зазор между надрессорной балкой и рамой тележки или планкой на раме тележки типа КВЗ – 5, КВЗ – ЦНИИ менее 20 мм и более 100 мм; - зазор между рамой тележки и потолком буксы у тележек типа КВЗ – 5, КВЗ – ЦНИИ, ТВЗ – ЦНИИ – М менее 56 мм, у тележек типа ЦМВ менее 43 мм; - отсутствие зазора между опорной шайбой предохранительного болта и сферой для поддона тележек типа КВЗ – ЦНИИ и ТВЗ – ЦНИИ – М; - зазор между опорной балкой и подвеской надрессорной балки тележек типа ЦМВ менее 20 мм; - ослабление крепления или разрушение резиновых пакетов поводков тележек КВЗ – ЦНИИ, ТВЗ – ЦНИИ – М; - зазор между корпусом гасителей колебаний и кронштейном надрессорной балки менее 7 мм; - зазор между накладкой продольной балки рамы и опорным листом надрессорного бруса у тележек ТВЗ – ЦНИИ – М менее 25 мм; - разность зазоров, относящихся к одной продольной балке более 6 мм; - зазор в тележке ТВЗ – ЦНИИ – М между верхней накладкой (скользуном) на продольной балке и скользуном на надрессорном брусе менее 30+5 мм (суммарный зазор должен быть 85±5 мм). Все зазоры проверять под тарой вагона, перед постановкой его в поезд, на прямолинейном участке пути. - выпуклость резины, в креплении поводка, по отношению к металлической армировке пакета более 6 мм. У безлюлечных тележек 68 – 4075 и 68 – 4076 проверять: - состояние сварных швов. Трещины в сварных швах и основном металле не допускаются; - износ втулок кронштейнов крепления вертикальных и горизонтальных гасителей колебаний не более 0, 5 мм; - при подготовке в рейс состояние и величину износа скользуна, рабочая поверхность которой должна быть гладкой, без задиров. Задиры, риски удалить механической обработкой. Скользун высотой менее 12 мм заменить новым; - крепление болтового соединения скользунов; - центральное и буксовое подвешивание; - пружины центрального и буксового подвешивания осмотреть, пружины с трещинами, деформацией, отколами, потерявшие упругость (смыкание витков), должны быть заменены новыми; - состояние поводков: - трещины и деформация буксовых поводков не допускаются. Люфт резинометаллических шарниров, а также износ резиновых втулок не допускаются; - износ резьбовой части продольного поводка, смятие резьбы на гайках не допускается. Трещины и выкрашивание на любой части поводка, полное отслоение резины от армировки в резинометаллических пакетах не допускаются. У поводков К-0493.00.00.000/1 и К-0493.00.00.000/3 производства ООО «ИВП-ЭД» внешним осмотром проверить отсутствие трещин, изломов деталей поводка, плотность затяжки болтов (размер 110±1 мм) и центральной стопорных шайб (усики шайб должны плотно прилегать к головке болта).
3.Используемая литература:
1. Руководство по техническому обслуживанию № 021 ПКБ ЦЛ - 2007 РЭ; 2. В.П. Егоров «Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов» - М.: УМЦ МПС России, 2004 г. 3. Б.В. Быков «Устройство и техническое обслуживание пассажирских вагонов» - М.: Желдориздат, Трансинфо, 2006 г.
4.Вопросы для проверки:
1. По каким признакам классифицируются тележки? 2. Основные узлы тележки КВЗ ЦНИИ тип I. 3. Чем отличается тележка КВЗ-ЦНИИ тип I от КВЗ-ЦНИИ типа II? 4. Чем отличается тележка ТВЗ-ЦНИИ-М от КВЗ-ЦНИИ тип I? 5. Каким видом тормоза оборудована тележка модели 68-4075? 6. С трещинами в каких узлах тележек, запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов? 7. Какой суммарный зазор между вертикальными скользунами допускается в тележках? 8. Какой зазор должен быть между рамой тележки и потолком буксы у тележек? 9. Каким образом проверяют зазоры у вагона, перед постановкой его в поезд? 10.Какой зазор допускается между корпусом гасителей колебаний и кронштейном надрессорной балки?
|