![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и способы определения цен
Цены базисные – это цены, публикуемые в справочниках (справочные цены) и прейскурантах (прейскурантные цены). Эти цены можно использовать при заключении договоров (контрактов) на срочную поставку небольших партий товаров. Цена каталога (проспекта) – разновидность цен, применяемых во внутренней и внешней торговле, как правило, к готовым изделиям, машинам и оборудованию. Эти цены относятся к справочным ценам, близким к ценам производителя, публикуются продавцом (экспортером, производителем). Цены биржевые или биржевые котировки – цены на товары, действующие на биржах. Эти официальные публикации являются основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле. Цены закупочные – вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий. Цены монопольные – разновидность рыночных цен товаров, связанная с использованием особых условий производства и реализации либо с отсутствием конкурентов, обеспечивающая получение большей прибыли. Цены нетто – чистые цены товара на месте купли-продажи. Для покупателя – это сумма, фактически уплаченная за продукцию, для продавца – фактическая выручка от продажи товара за вычетом, расходов, понесенных в связи с исполнением сделки. Цены оптовые – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям. Цены покупателя – фактическая денежная сумма покупки продукции на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Эта цена отражает интересы покупателя. Цены продавца – цены, запрашиваемые продавцом, или фактическая сумма цен от реализации товара на рынке, по которым осуществляется сделка купли-продажи в условиях превышения спроса над предложением. Цены производителя – цены, определяемые предприятием-изготовителем продукции на стадии начала производства и ориентирующиеся на затраты по производству и реализации. Цены розничные – цены, по которым продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителям. Они складываются с учетом ситуации на рынке. Цены мировые – совокупность цен, действующих на мировых рынках. Они характеризуются множественностью. Под мировыми ценами понимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях. Цены фактических сделок (контрактов) – цены купли-продажи продукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены отражают конкретные условия реализации продукции и являются важной достоверной информацией для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены являются коммерческой тайной. Цены трансфертные – цены, применяемые корпорациями в сделках между филиалами, подразделениями и подконтрольными фирмами, действующими в одной или разных странах.
Способы определения цены
В гражданско-правовых отношениях цена товара может устанавливаться следующими способами.* * Богатых Е. А. Гражданское и торговое право: Учеб. пособие. – М: Юридическая фирма «Контракт», 2000. – 352 с.
Договором: Способы определения цены по договору купли-продажи изложены ниже. Право установить цену по договору может быть предоставлено третьему лицу. Если третье лицо не может или не хочет произвести оценки: · продажа считается несостоявшейся (ст. 1592 Французского гражданского кодекса, англо-американское право); · или цену назначает суд (Итальянский гражданский кодекс и др.). В соответствии с Единообразным торговым кодексом США право установить цену может быть предоставлено Продавцу или Покупателю, которые при этом должны действовать добросовестно.
Диспозитивной нормой закона:
· обычная цена на рынке или бирже в момент сдачи товара; · разумная цена» на момент сдачи товара (англо-американское право); · цена товара, по которой Продавец торговал в день заключения договора (ст. 883, п. 1 ГК РФ).
Органом государственной власти: Для товаров, имеющих большое социальное значение, государство может устанавливать предельно допустимые цены. В регулировании цен определенное значение имеет антитрестовое законодательство, которое запрещает или ограничивает соглашение о минимальных ценах. Продажа товаров по цене, отличной от нормированной, делает договор ничтожным либо цена назначается судом. Судом: В случае возникновения спора, при невозможности определения цены ни одним из перечисленных способов.
|