Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в семиологиюСтр 1 из 91Следующая ⇒
Умберто Эko
Отсутствующая структура Введение в семиологию ББК 87.4 Э. 40 У. ЭКО. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с. Перевод книги — А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник Редактор — М. Г. Ермакова © 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Sp.a Via Pisacane, 26 - Milano.
Умберто Эко известен в России, прежде всего как автор двух романов: " Имя Розы" и " Маятник Фуко". Специальные работы философа и ученого широкому российскому читателю до последнего времени были недоступны. Как с ученым читающую публику познакомил с У. Эко Ю. М. Лотман. обрисовав в общих чертах в послесловии к роману " Имя Розы " его семиотическую концепцию. Обстоятельства сложились так. что мы все еще плохо знакомы с деятельностью одного из самых крупных представителей мировой семиотики, тем более достойного внимания, что У. Эко никогда не замыкался в узких границах специальных исследований. Он всегда, и едва ли не в первую очередь, философ и искусствовед с самыми широкими интересами. Общие проблемы семиотики, разграничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т. д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры. кино. современной живописи, музыки, рекламы и пр. Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем. кто на практике имеет дело со средствами массовой информации. Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета " Translation Project" при поддержке Регионального издательского центра Института " Открытое общество" (OSI — Budapest) и Института " Открытое общество. Фонд Содействия." (OSIAF — Moscow) Э 1403000000-001 У 34-03-98 ISBN 5-86708-114-1 © ТОО ТК " Петрополис", 1998 г. © А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г. Предисловие. 7 1. Размышления 1980. 7 2. Размышления 1971/1972. 14 Введение. 22 A. Сигнал и смысл (Общесемиологические понятия) 24 1. Мир сигнала. 24 I. Знаковые системы.. 24 II. Коммуникативная модель. 26 III. Информация. 28 IV. Код. 31 2. Мир смысла. 33 I. Значение " значения". Денотация и коннотация. 33 II. Коды и лексикоды*. 38 III. Структура как система, держащаяся внутренней связью.. 40 IV. Структура как теоретическая модель. 42 V. Семиология источника. 45 VI. Коды и их модификации.. 46 VII. Сообщение как источник и семиологическая информация. 48 3. Эстетическое сообщение. 50 I. Неоднозначное и авторефлексивное сообщение. 50 II. Идиолект произведения искусства. 54 III. Кодифицируемость уровней.. 56 IV. " Открытая" логика означающих. 59 4. Побудительное сообщение. 62 I. Античная риторика и риторика современная. 62 II. Риторика: между избыточностью и информацией.. 64 III. Риторика как хранилище устоявшихся формул. 65 5. Риторика и идеология. 67 I. Идеология и код. 67 II. Взаимоотношения риторики и идеологии.. 69 Б. Дискретное видение (Семиология визуальных сообщений) 77 1. Визуальные коды.. 77 I. Обоснование подхода. 77 II. Иконический знак.. 79 III. Возможность кодификации иконических знаков. 85 2. Миф двойного членения. 91 3. Артикуляция визуальных кодов. 93 I. Фигуры, знаки, семы.. 93 II. Коды: анализ и синтез. 95 III. Иконическая сема. 96 4. Некоторые пояснения: кино и современная живопись. 100 I. Кинематографический код. 100 II. От нефигуративности к новой изобразительности.. 106 5. Некоторые пояснения: реклама. 108 I. Соображения общего порядка. 108 II. Риторические коды.. 109 III. Регистры и уровни рекламных кодов. 111 IV. Примеры анализа рекламных сообщений.. 114 V. Заключение. 123 В. Функция и знак (Семиология архитектуры) 124 1. Архитектура и коммуникация. 124 I. Семиология и архитектура. 124 II. Архитектура как коммуникация. 125 III. Стимул и коммуникация. 126 2. Знак в архитектуре. 127 I. Характеристики архитектурного знака. 127 II. Денотация в архитектуре. 130 III. Коннотация в архитектуре. 132 3. Коммуникация в архитектуре и история. 132 I. Первичные и вторичные функции.. 132 II. Архитектурные означаемые и история. 134 III. Потребление и воспроизводство форм.. 135 4. Архитектурные коды.. 139 I. Что такое код в архитектуре. 139 II. Классификация архитектурных кодов. 141 5. Архитектура: вид массовой коммуникации?. 142 I. Риторика в архитектуре. 142 II. Информация в архитектуре. 144 6.Внешние коды.. 145 I. Архитектура обходится без собственных кодов. 145 II. Антропологические коды.. 147 III. Заключение. 153 Г. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных моделей) 155 1. Структуры, структура и структурализм.. 155 I. Понятие " структуры" в истории мысли.. 156 II. Уроки Аристотеля: теория структуры как конкретной формы и как формальной модели 157 2. Сомнение первое: объект или модель?. 159 I. Структурная модель как система различий, приложимая к разным феноменам 159 II. Структурализм и генетический структурализм.. 161 III. Структурализм и структуралисты.. 162 IV. Структурализм и феноменология. 163 V. Структурализм и критика. 165 VI. Художественное произведение как структура и как возможность 169 3. Второе сомнение: онтологическая реальность или оперативная модель? 173 I. Структура как оперативная модель. 173 II. Методология Леви-Строса: от оперативной модели к объективной структуре 174 III. Философия Леви-Строса: неизменные законы Духа. 178 4. Структурное и серийное мышление. 182 I. Структура и " серия". 182 II. Леви-Строс как критик современного искусства. 185 III. Возможность порождающих структур. 188 IV. Призрачные константы.. 191 V. Структура как константа и история как процесс. 192 5. Структура и отсутствие. 194 I. Саморазрушение Структуры.. 194 II. Лакан: логика Другого. 195 III. Лакан: структура детерминации.. 197 IV. Лакан: последствия для " новой критики". 199 V. Лакан: лик Отсутствия. 201 VI. Лакан и Хайдеггер. 203 VII. Отмена структурализма (Деррида и Фуко) 206 VIII. O последнем прибежище Отсутствия... 210 IX.... И о том, как с ним быть. 212 6. Методы семиологии. 216 I. Оперативная фикция. 216 II. Структура и процесс. 217 III. Языковые универсалии.. 219 IV. Фактор психолингвистики.. 221 V. Произвольность кодов и временный характер структурной модели 222 VI. Эпистемологический генезис структуры.. 224 VII. Действовать так, как если бы Структуры не было. 226 Д. Граница семиологии. 227 1. Систематизирующаяся система. 227 I. Семиология и семиотики.. 227 II. По поводу возможной каталогизации.. 229 2. Семиотики. 230 1. Коды, считающиеся " естественными". 230 II. Паралингвистика. 231 III. Кинезика и проссемика. 233 IV. Музыкальные коды.. 234 V. Формализованные языки.. 235 VI. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды.. 235 VII Естественные языки.. 235 VIII. Визуальные коммуникации.. 236 IX. Семантика. 236 X. Структура сюжета. 237 XI. Культурные коды.. 238 XII. Эстетические коды и сообщения. 239 XIII. Массовые коммуникации.. 239 XIV. Риторические и идеологические коды.. 240 3. Границы семиологии и горизонты практики.. 241 Примечания. 244 Именной указатель. 245
Предисловие
|