Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая справка






Основы ФСА в нашей стране были заложены в конце 40-х годов Ю. М. Соболевым, инженером-конструктором Пермского телефонного завода. Исходя из положения, что резервы имеются на каждом производстве, Соболев пришел к мысли использовать системный анализ и поэлементную отработку конструкции каждой детали изделия. Он рассматривал каждый конструктивный элемент, характеризующий деталь (материал, допуск, резьба, шероховатость и т. д.) как самостоятельную часть конструкции, и в зависимости от функционального назначения включал его в основную или вспомогательную группу. При этом элементы основной группы должны отвечать эксплуатационным требованиям, предъявляемым к изделию, элементы вспомогательной группы служат для конструктивного оформления детали или изделия.

Поэлементный экономический анализ конструкции показал, что затраты, особенно по вспомогательной группе элементов, как правило, завышены и их можно сократить без ущерба для качества изделия. Именно в результате расчленения детали на элементы лишние затраты стали заметными. Индивидуальный подход к каждому элементу, выявление излишних затрат на реализацию каждого элемента и составили основу метода Соболева.

Его работы нашли широкий отклик в печати в 1948-52 годах и привлекли внимание зарубежных специалистов. Именно после ознакомления с методом Соболева на предприятиях ГДР начали использовать одну из модификаций ФСА – поэлементный экономический анализ (ПЭА).

К сожалению, идеи Ю. М. Соболева не получили широкого распространения на предприятиях СССР. В то же время за рубежом еще в период второй мировой войны американские специалисты проводили аналогичные исследования. Так, инженер Л. Майлс, сотрудник американской электротехнической компании General Electric, решал проблему по замене некоторых видов стратегического сырья, поставляемого из других стран, на отечественное. Его исследования привели к широкому пересмотру классических решений по применению материалов и замены их экономически более выгодными аналогами. В конце 1947 года группой специалистов под руководством Л. Майлса был разработан функциональный подход, легший в основу анализа стоимости. В 1952 году Майлс разработал методику, получившую название «стоимостный анализ» – value analysis (VA). Согласно Л. Майлсу, «анализ стоимости – это организованный творческий подход, цель которого – эффективная идентификация непроизводительных затрат или издержек, которые не обеспечивают ни качества, ни полезности, ни долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика».

Постепенно сфера использования ФСА расширялась, и в начале 50-х годов был впервые в США применен на стадии проектирования метод, в дальнейшем называемый «стоимостным проектированием (value engineering -VE)». Резкое увеличение объемов применения элементов ФСА произошло после указания Пентагона включать во все контракты на разработку военной техники требования по использованию стоимостного анализа.

В начале 60-х годов «стоимостный анализ» стал широко применяться на предприятиях Западной Европы и особенно Японии. Так в 70-х годах японские фирмы применяли этот метод в 10 раз чаще, чем фирмы ФРГ. Бурное развитие ФСА в Японии объясняется тем обстоятельством, что применение ФСА требует коллективного творческого мышления, что особенно было присуще менталитету японских специалистов.

В нашей стране метод ФСА стали осознанно внедрять в различных отраслях промышленности в конце 60-х годов. Основным пропагандистом этого метода стал Е. А. Грамп, работник «Информэнерго». В 1970-71 гг. Грамп подготовил и опубликовал ряд аналитических обзоров и статей, в которых привел основные теоретические, методологические и организационные положения ФСА и дал рекомендации по его практическому применению. Особенно широко эти рекомендации использовались на предприятиях электротехнической отрасли. С начала 80-х годов в СССР наметился качественно новый этап развития ФСА, характеризующийся планомерным внедрением метода в различных отраслях экономики.

В настоящее время за рубежом методу ФСА придается особое значение, и он широко применяется в сочетании с современным менеджментом качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. При этом метод ФСА становится в ряд важнейших учебных дисциплин подготовки специалистов по качеству. К сожалению, такая зависимость в России пока практически отсутствует. Это можно объяснить и недостаточной подготовкой персонала предприятий, и недопониманием важности и роли ФСА в конкурентной борьбе. В США накоплен большой опыт подготовки кадров, использующих в своей деятельности функциональные методы анализа, в том числе ФСА. Согласно отчетам частных фирм и правительственных организаций на каждый доллар, вложенный в программы по обучению ФСА, можно ожидать от 7 до 20 долларов экономии за счет снижения себестоимости продукции. Большинство зарубежных компаний широко используют это метод для решения различных проблем, но, главным образом, для поддержания своей конкурентоспособности. ФСА используется в различных модификациях, таких как стоимостный анализ, стоимостное проектирование, или стоимостный инжиниринг и управление стоимостью (value management).

Методология ФСА со времени своего первого упоминания в 1947 году претерпела значительные изменения. Были устранены недостатки, вызванные субъективным подходом к выявлению и формулированию функций, отсутствием четкости во взаимосвязях между функциями, отсутствием графического представления функций и их связей.

В настоящее время наибольшее распространение получила усовершенствованная методика системного анализа функций – FAST (Function Analysis System Technique), основы которой разработаны в 1964 году Ч. Байтуэем (США).

FAST во многом способствовала выполнению наиболее важной стадии ФСА – функциональному анализу, который представляет собой упорядоченный способ мышления, позволяющий понять и выразить в функциональной форме сущность предметов в процессе исследования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал