![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение возвышает положение обучаемого, даже если речь идет о собаке
2. Из хадисов пророка [6],
В своем «Сахихе»[7] Муслим передает, что Омар, да будет доволен им Аллах, спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями долины (т.е. Мекки)?». Тот ответил: «Ибн Абзу». Омар, да будет доволен им Аллах, спросил: «А кто такой Ибн Абза?». Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». Омар воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине он знает наизусть Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и знает наследственное право». Тут Омар сказал: «Разве не говорил вам ваш пророк:
«Поистине Аллах с помощью этой Книги (Корана) возвысит одних людей и унизит других!». Посмотрите же, как знание возвысило одного из рабов до уровня достойнейших и почитаемых арабов, сделав его их руководителем и правителем над ними, которому они покорно подчинились и признали его превосходство и покровительство. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк,
«После того, как человек умирает, все его дела прекращаются (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни (садака джария)[8], знания, которыми пользуются люди, или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него».[9] Обратите внимание на то, что знание приравнивается к богатству и детям. И ведь это не просто богатство и не просто дети. Это имущество, из которого постоянно выплачивается милостыня, за что его хозяин будет получать вознаграждение неограниченно долго. И это праведные дети, которые будут выплачивать милостыню за своих родителей из излишка своих денег и обращаться к Аллаху с мольбами об их прощении и милости на протяжении всей своей жизни! Муслим передает со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,
«….Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай[10], а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие[11], и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает Аллах среди тех, кто находится перед Ним…[12]»[13]. Слова посланника Аллаха, То же самое относится к словам пророка, Поистине то, что на людей, совместно изучающих Коран, нисходит спокойствие, читающих его покрывает милость, что ангелы собираются вокруг них, выказывая свое уважение к ним и довольство тем, что они делают, и Всемилостивый Аллах поминает их среди ангелов, наилучших и самых почитаемых (из Его творений), – вс¸ это служит самым убедительным доводом в пользу достоинства знания и его превосходства над прочими видами поклонения и путями приближения к Аллаху. Слова пророка, «Аллах наставляет религии того, кому желает блага»[14] подтверждают, что настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание догматов ислама (‘ака‘ид), различных видов поклонения (‘ибадат), установлений шариата (ахкам) и норм нравственного поведения мусульманина (адаб). Поистине, если мусульманину посчастливится учиться и овладеть знаниями, если он достигнет понимания в религии Аллаха, то он станет способным творить добро и будет из числа благодетелей. Чтобы судить о достоинстве и почитании знания, достаточно уже того, что оно приводит человека к добру и указывает ему дорогу к этому! В обоих «Сахихах»[15] приводятся слова посланника Аллаха,
«Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) е¸ была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил е¸ на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать е¸ для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представляющую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям». Данный хадис убедительно и ясно показывает достоинство знания. В этом благородном хадисе представлен прекрасный, правдивый и удивительный пример, который аль-Куртуби комментирует следующим образом: «Пророк,
«Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова, запомнил их и передал (другим) так, как слышал».[16] Среди них есть и такие, которые слушают то, что имеет отношение к знанию, но не запоминают, не применяют и не передают это другим. Они подобны солончаку или гладкой поверхности земли, которая не впитывает воду или портит ее для всех остальных. Две достойных похвалы группы людей в этом примере он упоминает вместе, поскольку и те, и другие приносят пользу людям, выделяя третью, достойную порицания группу людей, которые пользы не приносят». Я скажу[17], что даже при поверхностном знакомстве с этим прекрасным и удивительным примером можно увидеть достоинство знания. Посланник Аллаха, Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк,
«Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них (, что были лучшими во времена) джахилиййи (, остались) лучшими и в исламе, если усвоили (установления) религии».[18] Сообщается, что Зирр ибн Хубайш сказал: «Однажды я пришел к Сафвану ибн ’Ассалю аль-Муради и он спросил меня: «Что привело тебя?». Я ответил: «Стремление к знанию». Он сказал: «Поистине я слышал, как посланник Аллаха,
«Как только кто-нибудь выходит из дома в поисках знания, ангелы возлагают на него крылья в знак удовлетворения тем, что он делает».[19] Этот хадис ясно говорит о достоинстве искателя знания, ведь нет никого лучше, чем тот, на кого ангелы возлагают крылья в знак внимания и уважения к нему и удовлетворения тем, что занят благим делом – поисками знания, ради которого он вышел из дома. Сообщается, что Касир ибн Кайс сказал: «Я сидел вместе с Абу д-Дардой в Дамасской мечети, когда к нему подошел человек и сказал: «О Абу-д-Дарда! Я пришел к тебе из Медины, города посланника Аллаха,
«Тому, кто вступит на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в Рай, и поистине ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое¸ удовлетворение тем, что он делает, и поистине прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков, пороки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел».
3. Предпочтение знания поклонению [20]
Посланник Аллаха,
«Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие».[21] Передают, что Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «Я больше желаю удела знания, чем удела поклонения, и я больше желаю пользоваться благополучием и благодарить, чем подвергаться испытаниям и терпеть. Посмотрел я на благо, в котором нет зла, и не увидел ничего подобного благополучию и благодарности». Ибн Аббас сказал: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении[22]». Передают, что Исхак ибн Мансур сказал: «Я передал Ахмаду ибн Ханбалю слова Ибн Аббаса: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении», и спросил: «Какое знание он имел в виду?». Он ответил: «Это знание, приносящее пользу людям в вопросах их религии». Затем я спросил: «В вопросах омовения (вуду), молитвы (салят), поста (саум), паломничества (хаджж), развода (талак) и тому подобного?». Он ответил: «Да». Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем постижение Его религии». Передают, что Ибн Вахб сказал: «Однажды, когда я находился у Малика ибн Анаса, читая ему и учась у него, пришло время совершения полуденной или послеполуденной молитвы. Я собрал свои книги и встал, чтобы совершить молитву, а Малик спросил: «Что это ты делаешь?». Я ответил: «Собираюсь совершить молитву». Он сказал: «Поистине это удивительно! Ведь то, ради чего ты встал, не лучше того, чем ты был занят до этого, если твои намерения были правильными». Аш-Шафи‘и сказал: «Приобретение знания лучше, чем дополнительная молитва». Суфьян ас-Саури сказал: «Наилучшее занятие – это приобретение знания, если намерения человека являются правильными». Абдуллах ибн Вахб, ученик Малика, сказал: «Я начал с поклонения прежде приобретения знания, и шайтан увлек меня вопросами об ‘Исе, сыне Марьям: «Как Великий и Всемогущий Аллах создал его?» – и подобными ему. Я пожаловался одному шейху, и он воскликнул: «Ибн Вахб!» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Приобретай знания». И это послужило причиной того, что я занялся поисками знания». Умар ибн Абдуль‘азиз сказал: «Тот, кто совершает дела не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы».
4. Некоторые изречения [23] сподвижников, да будет доволен ими Аллах,
Аль-Хасан сказал: «Поистине, приобретение части знания и применение его на практике лучше всего этого мира со всем, что в нем есть». Он также сказал: «Для стремящегося узнать хадис ради лика Аллаха это лучше всего того, над чем восходит солнце». Ибн Мас‘уд сказал: «Как прекрасно собрание людей, где распространяется мудрость и просят (Аллаха) о милости». Суфьян ас-Саури сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем давать людям знание». Передают, что об аяте, в котором говорится:
Маймун бин Михран сказал: «В каждом городе я ищу обладателей знания, к которым я стремлюсь, если не нахожу таких людей сразу, ибо обр¸ л я благо для своего сердца в общении со знающими». Аббан ибн Сулайм сказал: «Мудрое слово твоего брата в исламе лучше тех денег, которые он тебе даст, ибо деньги заставляют тебя преступать пределы дозволенного, а мудрое слово укажет тебе прямой путь». Аль-Хасан сказал: «Весь этот мир – тьма, кроме собраний знающих». Маймун сказал: «Поистине ученый в своем городе подобен источнику чистой питьевой воды». Суфьян ас-Саури сказал: «Нет ничего лучше для снискания милости Великого и Всемогущего Аллаха, чем поиски знания, и никогда еще знание не приобреталось лучшим образом, чем сегодня». Суфьян сказал одному арабу: «Горе вам! Ищите знание, ибо поистине я боюсь, что знание уйдет от вас и перейдет к другим, а вы окажетесь униженными. Ищите знание, ведь это честь в этом мире и честь в мире вечном». Халид бин Хаддаш сказал: «Провожая Анаса ибн Малика, я попросил его: «О Абу Абдуллах! Дай мне совет». Он сказал: «Следует тебе бояться Аллаха тайно и явно и сердечно относиться к каждому мусульманину и записывать то, что узнаешь от обладателей знания». Абу-д-Дарда сказал: «Аллах наделяет знанием счастливых и лишает его злосчастных». Кумайль ибн Зийад ан-Наха‘и передает, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя; расходование уничтожает средства, а знание от этого увеличивается; знание управляет, а деньгами распоряжаются; хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми до скончания времен: сами они исчезают, но дела их остаются в сердцах». Исма‘ил ибн Джа‘фар бин Сулейман аль-Хашими сказал: «Я удивляюсь тому, кто не записывает то, что узнает: как душа может побуждать его к чему-то достойному?». Му‘тамир ибн Сулейман сказал: «Отец написал мне в письме, когда я находился в Куфе: «Сынок! Купи бумагу и записывай хадисы, ведь знание остается, а динары кончаются». Один из знающих сказал: «Достоинство знания столь велико, что любой, кому приписывают обладание знанием, радуется этому, даже если не является его обладателем, в то время как любой, кого знающим не считают и кому приписывают невежество, тяжело переносит подобное и считает это оскорбительным, даже если действительно является невежественным». Один мудрец сказал: «Свидетельством достоинства ученых является то, что люди подчиняются им». Раньше говорили: «Знание является самым достойным родственником, а благопристойность и благородство указывают на самое высокое происхождение». Один мудрец сказал: «Лучшим и наиболее достойным видом знания, ради которого можно соревноваться, является знание о том, как добиться большего в религии и стать более благородным». Говорят: «Ученые подобны воде, ибо они приносят пользу везде, где только оказываются». Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Цари правят людьми, а знающие правят царями». Бузурджмихра спросили: «Кто лучше: богачи или ученые?». Он ответил: «Ученые». Его снова спросили: «Так почему же ученые приходят к дверям богачей?». Он ответил: «Потому, что ученые знают о достоинстве богатства, а богатые не ведают о достоинстве знания». Говорят: «Знающие на земле – что звезды на небе; знающие – выдающиеся люди Ислама; знающий как светильник: кто проходит мимо, заимствует у него (свет); если бы не знание, то люди были бы подобны животным». Говорят: «Приобретайте знание, ведь оно становится причиной обращения к религии, и знание есть напоминание людям, утешение в одиночестве, друг на чужбине, тема для бесед, источник богатства и средство удовлетворения потребностей». Ибн аль-Мукаффа‘ сказал: «Приобретайте знание, ибо если вы относитесь к числу царей, то благодаря ему сможете выделиться, а если относитесь к простым людям, то с его помощью сможете существовать». Он также сказал: «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, ведь уважение закончится, когда ты лишишься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание или (приверженность к) религии». Говорят: «Если человек соединит в себе три качества: понимание религии, надежность и благовоспитанность, то несомненно станет господином». Мудреца Лукмана спросили: «Кто лучший из людей?» Он ответил: «Верующий обладатель знания, у которого найдется благо, если обратиться к нему за этим». Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?» Он ответил: «Аль-Хасан». Аль-Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем, когда дело касалось их религии, а он не нуждался в том мирском, что у них было, и я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел посетить его кружок, чтобы послушать, что он скажет, и записать его знание». Тогда Аль-Хаджжадж сказал: «Клянусь Аллахом, это и есть господство!»
5. Отрывки из стихов
Знание – честь владельца, украшение. Его постигнув, ты идешь по верному пути. Неиссякаем знаний клад и накопления. Прекрасен этот друг, коль с ним в союзе ты. Ты можешь деньги собирать, потом без них остаться: И богача постигнет унижение, боль, А знанием ты будешь вечно наслаждаться, И нет боязни, что уйдет оно. О собиратель знаний! твой запас прекрасен И не меняй его на золото и жемчуга. От знания дух твой жив и ясен, Как оживает почва от прошедшего дождя. И свет оно несет в умы людские, Как свет луны рассеивает мрак ночной. Учись, поскольку мудрым не рожден на свет ты И не сравнится знающий с невеждой и глупцом. И важный человек, не обладатель знаний, Окажется ничтожным средь людей. В невежестве – удел кончины ранней, Ибо мертвы невежды прежде всех смертей, Поистине, покойник, кто не видит смысла в знании. Он не восстанет вплоть до Воскрешения Дня.
|