![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация надзора и формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности органов административной юрисдикции.
Организация прокурорского надзора за законностью в деятельности органов административной юрисдикции должна включать в себя: • целенаправленное, основанное на постоянном анализе состояния законности планирование; • всесторонний и полный учет работы по надзору за законностью и обоснованностью постановлений по делам об административных правонарушениях; • систематический анализ практики прокурорского надзора; • правильный подбор кадров, их прав и информационного обеспечения; • систематический контроль вышестоящей прокуратуры за деятельностью нижестоящих; • координация и взаимодействие прокуратуры с государственными и правоохранительными органами; • прогнозирование работы прокурора. Основные формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности органов административной юрисдикции: • протест на незаконные или необоснованные правовые акты; • представление об устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствовавших; • предостережение о недопустимости нарушения закона; • постановление о возбуждении производства об административным правонарушении; • заявление в суд об отмене или изменении правового акта органа административной юрисдикции. В соответствии со ст. ст. 23, 28 ФЗ «О прокуратуре РФ» протесты могут быть принесены: • на правовой акт, изданный во исполнение законов, регулирующих административно-правовые отношения; • на постановление органа административной юрисдикции по конкретному делу об административном правонарушении. Могут быть опротестованы прокурором не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении: • вынесенные судьей — в вышестоящий суд; • вынесенные коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; • вынесенные должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо районный суд по месту рассмотрения дела; • вынесенные иным органом, созданным в соответствии с законом субъектом РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела (ст. ст. ЗОЛ). Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении по протесту вышестоящего прокурора правомочны пересматривать председатели судов субъектов РФ и их заместители. Также вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено в порядке надзора Высшим арбитражным судом РФ в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством. Судья (орган, должностное лицо), вынесшее постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста (за исключением постановления об административном аресте) Прокурором может быть вынесено представление: • направленное на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; • об устранении нарушений законов, допущенных органами административной юрисдикции при возбуждении производства об административном правонарушении, административном расследовании и рассмотрении дела (ст. ст. 24, 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Основания и порядок вынесения прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении регламентируются ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ» Предостережение о недопустимости нарушений законов, допущенных несудебными органами административной юрисдикцией, объявляется прокурором должностным лицам этих органов в соответствии со ст. 25-1 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Лекция №10. Прокурорский надзор за исполнением судебных постановлений и законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначенных судом мер принудительного характера администрациями мест лишения свободы и мест содержания задержанных и заключенных под стражу. План 1. Предмет и организация надзора. 2. Задачи и полномочия прокурора в рассматриваемой отрасли надзора. 3. Формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законов. Предмет и организация надзора Одним из непременных условий эффективности уголовного наказания является своевременное и надлежащее исполнение приговора. В последние годы в РФ значительное внимание уделяется реформировании) уголовно-исполнительной системы, обновлению ее законодательной базы, приведению российского законодательства и практики исполнения уголовных наказаний в соответствие с Конституцией РФ, Европейскими пенитенциарными правилами обращения с заключенными и другими международными актами. Согласно ст. 7 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: • следственные изоляторы (СИЗО) — для содержания обвиняемых, в отношении которых была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; • изоляторы временного содержания (ИВС) — для задержанных по подозрению в совершении преступлений. В соответствии со ст. 56 УК РФ лишение свободы состоит в принудительной изоляции осужденного и помещении его в исправительное учреждение: 1) в колонию-поселение; 2) исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо тюрьму. Осужденных лиц, которые не достигли к моменту вынесения приговора совершеннолетия, помещают в воспитательные колонии. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 22 УИК РФ). Предметом надзора являются: • законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения; в исправительных и иных органах и учреждениях исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом; • соблюдение установленных законом РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ»). В Генеральной прокуратуре РФ вопросами руководства и контроля за работой специализированных прокуратур по надзору, за исполнением законов м исправительных учреждениях ведает специальное управление, в аппаратах прокуратур субъектов РФ — отделы, старшие помощники прокурора. Основным звеном надзора являются специализированные прокуратуры, действующие на правах районных прокуратур. Задачи и полномочия прокурора в рассматриваемой отрасли надзора В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратур осуществляют свою деятельность с тем, чтобы: • лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и сроки, предусмотренные законом, обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законодательством и в установленные сроки; • содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе, как на основании и в порядке, установленном законом; • соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы, своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции имеет право: • посещать в любое время органы и учреждения предварительного задержания, заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы; • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера; • знакомиться с документами, на основании которых указанные лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера; • знакомиться с оперативными материалами; • требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; • проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, другие меры принудительного характера, требовать объяснений от должностных лиц; • опротестовывать незаконные правовые акты, вносить представления; • выносить постановления об отмене дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор вправе и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждении, отбываю 111 с к > наказание, либо подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (ст.ст. 33, М ФЗ «О прокуратуре РФ»)
|