Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закят (очистительная милостыня) со знания






 

Бишра ибн аль-Хариса попросили: «Расскажи нам (что-нибудь)». Он спросил: «Выплачиваете ли вы закят с хадисов?». «А разве с хадисов выплачивается закят?!» – спросили его. Он ответил: «Да. Если вы услышите хадис и (узнаете) из него о (каком-нибудь) деле, молитве или словах прославления Аллаха (тасбих), то выполняйте».

Когда имама Ахмада спросили о человеке, который записывает хадисы и (собирает их) в большом количестве, он сказал: «Чем больше он их соберет, тем больше он должен использовать их на деле». Затем добавил: «Знание схоже с богатством: чем больше богатство, тем больше с него выплачивается закят».

Ас-Саффарини в «Гиза аль-альбаб» (1/37) после слов поэта

«И вверено мне знанье о хадисах на хранение,

И я им щедро одарю людей,

Я правый путь им укажу,

И для себя найду дорогу правды»,

сказал: «и для себя найду дорогу правды». Это означает: я смогу найти верный путь и для себя, ведь я не жалею своего знания для других, а знание увеличивается, когда из него расходуют. Как сказал имам Али, да будет доволен им Аллах: «Каждый раз, когда знающий одаривает своим знанием людей и расходует из него, для него пробиваются новые источники знания, и оно увеличивается, крепнет и проясняется. И, обучая других, он заучивает наизусть знание, полученное им ранее, и приобретает новое. И, быть может, какой-то вопрос остается для него неясным и имеет лишь внешние очертания. Когда же он говорит об этом и обучает других, эта проблема проясняется, на нее проливается свет, и ему открываются новые знания. Кроме того, награда дается соразмерно деяниям. Подобно тому, как он обучает людей и выводит их из (мрака) невежества, так же вознаграждает его и Аллах, давая ему знание и выводя его из (мрака) его невежества. В «Сахих Муслим»[90] передается со слов ‘Ийада ибн Химара, что пророк, , в большом хадисе сказал:

إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ق َ ا ل َ ل ِ ي أ َ ن ْ ف ِ ق ْ أ ُ ن ْ ف ِ ق ْ ع َ ل َ ي ْ ك َ

«И поистине, Аллах сказал мне: «Расходуй, и Я буду расходовать на тебя».[91] Знай, что закят со знания выплачивается двумя способами:

первый – обучение. И Аллах, хвала Ему и Он превыше всего, увеличивает тем самым знание обучающего и приумножает его;

второй – воплощение знания в делах. Это также его увеличивает, приумножает и открывает перед его обладателем врата знания и его секреты.

Поспеши же, искатель знания! «Выплачивай закят со знания, открыто говоря правду, побуждая к одобряемым шариатом поступкам и удерживая от порицаемых, различая между пользой и вредом, распространяя знание, желая принести пользу, жертвуя высоким положением, заступаясь за мусульман всегда: и в трудности, и в благоденствии.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

إ ِ ذ َ ا م َ ا ت َ ا ل إ ن ْ س َ ا ن ُ ا ن ْ ق َ ط َ ع َ ع َ ن ْ ه ُ ع َ م َ ل ُ ه ُ إ ِ ل ا ّ َ م ِ ن ْ ث َ ل ا ث َ ة ٍ: إ ِ ل ا ّ َ م ِ ن ْ ص َ د َ ق َ ة ٍ ج َ ا ر ِ ي َ ة ٍ ، أ َ و ْ ع ِ ل ْ م ٍ ي ُ ن ْ ت َ ف َ ع ُ ب ِ ه ِ ، أ َ و ْ و َ ل َ د ٍ ص َ ا ل ِ ح ٍ ي َ د ْ ع ُ و ل َ ه ُ

«Когда человек умирает, награда за (все) дела его, кроме тр¸ х, прекращается: (он продолжает получать е¸) только за непрерывную садаку (садака джарийя)[92], или за знание, которое приносит пользу людям, или за праведного сына, который станет обращаться к Аллаха с мольбами за него»[93].

Некоторые из знающих людей говорят: «Эти три вещи могут сочетаться только в ученом, одаривающем своим знанием других. Его обучение – это милостыня, которой пользуются люди, а получающий эту милостыню становится для него как сын, потому что учится у него».

Знание занимает почетное место, оно увеличивается, когда из него расходуют, и уменьшается, когда его жалеют, его беда – утаивание.

И пусть утверждения о порочности нашего времени, преобладании нечестивых и малой пользе даваемых наставлений не мешают тебе исполнять свой долг и увещевать. Когда же ты будешь это делать, нечестивцы будут предлагать тебе чистое золото, чтобы ты молчал, желая покончить с добродетелью и поднять знамя порока».[94]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал