Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Культурно-исторические ценности Беларуси
Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями. На сегодняшний день в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь находится 4811 историко-культурных ценностей, в том числе 4694 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, которые включают 1655 объектов архитектуры, 1125 истории, 1857 археологии, 57 искусства Самые значимые историко-культурные объекты Республики Беларусь включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся замковый комплекс “Мир” в г.п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже Минской области, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и “Дуга Струве”В настоящее время совместно с Республикой Польша готовится досье “Августовский канал – творение человека и природы”, а также собираются материалы по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности Ценность историко-культурного наследия на территории Беларуси обусловлена с одной стороны оригинальной и самобытной культурой белорусского народа, корни которой уходят в языческую дохристианскую эпоху, и с другой стороны – мощным импульсом в развитии архитектуры, культуры и живописи с конца Х века - времени прихода христианской религии.
1. Древние города Беларуси: замки, дворцы, храмы Центром города являлся детинец, то есть замок, располагавшийся на возвышенном месте и окруженный оборонительными сооружениями. Вокруг детинца-замка возникал посад; обычно он имел вторую линию укреплений, создававшую границы окольного города. Исторические источники говорят, что города на белорусских землях IX – XII веков выглядели как идеальные в фортификационном отношении крепости с мощными валами, стенами и башнями в несколько ярусов. Детинцы и посады застраивались храмами, служебными постройками, жилыми домами разного размера. Архитектурный облик белорусских городов был очень индивидуален. Главным строительным материалом для них было дерево – около 70 % построек. Каменные башни в центре замка (т.н. «донжоны») появились в Беларуси в XIII веке. Они стали основой обороны замка и города, в сочетании с окружавшими оборонительными сооружениями. Башни были практически недоступны для осадных орудий врага тех времён. С высоких стен защитники замков вели прицельную стрельбу из луков, самострелов, арбалетов по врагу. На нижних ярусах башен хранили оружие, боеприпасы, продовольствие, а также там были комнаты для сна и отдыха. С вхождением белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, города стали строить с учётом западной архитектуры. Центром города становится ратуша, магистрат, здание и храмы религиозных орденов, рыночная площадь с лавками и торговыми рядами. Древнерусские летописи называют более 30 белорусских городов: Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Несвиж, Орша и другие. Практически, это были столицы удельных белорусских княжеств. Позднее города стали и центрами христианской веры, резиденциями церковных иерархов. В XIII-XIV веках на территории Беларуси уже насчитывалось около 40 городов и более 2000 небольших поселений городского типа – местечек. Во времена Великого княжества Литовского в Беларуси было 80 городов, а к концу XVI века – около 500, среди которых были города, насчитывающие более 10 000 жителей, что для того времени считалось значительным числом. А в Полоцке жили 50 000 человек, и он не уступал по количеству населения городам Вильно и Мальборку. Благодаря развитию городской культуры и архитектуры в древней Беларуси широко развивалось строительство замков, а впоследствии – с XVI века - дворцов и дворцово-усадебных ансамблей.
1. 2.Архитектура замков и дворцово-усадебных ансамблей Частые войны, происходившие на территории древней Беларуси, оказали значительное влияние на развитие градостроительства и архитектуры. Большое внимание уделялось строительству развитых городских укреплений, крепостей, замков, оборонных храмов. Замки строились либо на возвышенностях (до XV в.), либо в низинах, опоясанные крепостными стенами и башнями (с XVI в.). К первой группе можно отнести замки в Гродно, Новогрудке, ко второй — замки в Мире, Крево, Гольшанах. Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания. Наиболее известным памятником замковой архитектуры является Мирский замок, который, как уже было отмечено выше, занесен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Современный вид замка см. в Приложении 1. Мирский замок находится в городском поселке Мир Кореличского района. В конце XIV века Мир был обычным средневековым посёлком, укреплённый земляным валом и деревянной стеной. Центральной площадью посёлка была рыночная, вокруг которой, селились купцы и ремесленники разных профессий. В 1486 году Мир стал принадлежать роду могилевских князей Ильиничей. В 1495 году князь Юрий Ильинич, получил в наследование «двор Мир» со всеми принадлежащими землями, лесами, лугами, озёрами и реками. Строительство Мирского замка началось в 1505 году и продолжалось по 1526 год. В 1506-1508 годах были построены четыре двадцатипятиметровые башни и зубчатые стены, небольшое одноэтажное здание в замковом дворе. Крепость представляла собой четырёхугольник с угловыми башнями и пятой – въездной брамой – воротами посреди стены, обращенными к посёлку. В стенах было сделано много бойниц, а во въездной башне - специальные отверстия для сбрасывания камней и кипящей смолы. Замок имел сложные механизмы – подъёмный мост с падающей решёткой, устройства для поднятия грузов и тяжёлых орудий на верхние ярусы. Башни и стены представляли единый, цельный ансамбль, который сохранился, несмотря на многочисленные постройки. Для возведения замка даже были построены кирпичные заводы в деревнях Пропаши и Бирбаши. Впервые Мирской замок упоминается в 1531 году в литовской метрике. В течение последующих 200 лет замок совершенствовался и украшался. Предполагается, что архитектором замка Мир в 1590-е годы был Мартин Заборовский. На севере от замка был создан пейзажный парк – «итальянский сад», с востока построили фольварк с хозяйственными постройками и помещениями для слуг. Недалеко от Мира устроили «зверинец», где держали разных зверей. Вдоль северной и восточной стен замка был построен эфективный трёхэтажный дворец с большими подвалами, вдоль южной и западной стен замковые службы – пекарня, караульная, тюрьма. Во въездной башне – браме – над воротами располагалась каплица святого Христофора, на третьем ярусе установили часы. К 1870-м годам замок уже не имел военного значения, а превратился в роскошный дворцово-замковый ансамбль, особенно после 1891 года, когда он перешёл в собственность князей Святополк-Мирских. В замке удивительно сочетались военная мощь и величественность дворца. В1956 году началась реставрация Мирского замка и почти закончилась на рубеже тысячелетий. С 2000 года Мирской Замково-парковый комплекс включён в список Мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Идут реставрационные работы внутри замка, который ежегодно посещают 70 000 туристов. С XVIII века дворцово-парковые ансамбли строились с учётом окружающего ландшафта. Впереди парадного дворца располагался замковый двор, сзади – большой парк, с широкой аллеей. К дворцу вела дорога, обсаженная красивыми деревьями. Прекрасен был замок в Ружанах, дворец в Святске, гомельский дворец, дворец в Снове, дворцово-парковый ансамбль в Жиличах, дворец Пусловских. Ни одна из европейских стилевых волн не обошла белорусской восприимчивой культурной почвы. Усадьбы эволюционировали от древних укрепленных дворов до хорошо отстроенных ренессансных комплексов и далее к художественным ансамблям барокко. Усадьбы наиболее богатых имений представляли собой величественные ансамбли, пользующиеся европейской известностью (Несвиж, Альба, Слоним, Ружаны, Бочейково), в которых архитектура, живопись, скульптура и садовое искусство отличались особым великолепием. Необычайно представительной была эпоха классицизма и особенно романтизма, расцвет которой приходится в Беларуси на первую половину XIXв. Развитию романтизма благоприятствовала спокойная красота белоруской природы, а уважение к природе было главной чертой стиля. Разнообразием архитектурных форм, размерами, подчеркнутой утилитарностью отличаются усадьбы, построенные в формах эклектики, а затем модерна (примерно с середины XIXв.). Начиная со второй половины XV века в белорусском замковом зодчестве определились две характерные тенденции. Первая свидетельствовала о дальнейшем развитии местных строительных тенденций (замки в Мире, Гершенах, Любче и др.) с использованием собственной интерпретации достижений европейской фортификации. Вторая же тенденция отражала стремление к следованию образцам европейского замкового строительства (замки в Несвиже, Заславле, Леховичах и др.), которые преломлялись через призму давних традиций местного монументального зодчества. Наибольшей мощью тогда отличались центры латифундий крупнейших белорусских магнатов – Раздивиллов, Сапегов, Ильиничей, Глебовичей и других. В целом система укреплённых владельческих городов служила основательным и прочным каркасом всей обороны Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, что не раз подтверждалось в ходе войн XVI-XVIII веков. Особого внимания достоин дворцово-парковый комплекс «Несвиж» - гордость Беларуси. Несвиж, согласно летописям, известен с XIII в. Один из его князей - Юрий Несвижский - в 1224 г. принимал участие в битве с татарами на Калке. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. на условиях несения военной службы. В 1492 г. великий князь Александр передал город князьям Кишкам, а в 1513 г. княжна Анна из этого рода вступила в брак с Яном Радзивиллом («Бородатым»), к которому и перешел Несвиж. Несвижский дворец некоронованных королей Великого княжества Литовского Радзивиллов — памятник архитектуры XVI-XVIII веков — оригинальный и единственный, полностью сохранившийся на территории Европы, пример резиденции магнатов. Замок был основан в 1583 году на месте большого имения, возведенного в первой половине XVI века Николаем Радзивиллом Черным (построенным, кстати, ради получения его родом княжеского титула). На протяжении всей своей истории замок достраивался и обновлялся описание. В результате архитектурный комплекс вобрал в себя черты ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна. Каменный замок в середине XVI века был заложен на месте деревянного укрепления зодчим Бернордани. Замок имел вал двадцатиметровой высоты, был окружен глубоким рвом с подъёмным и разборными мостами. За укреплениями находились дворцовые корпуса. Главное здание - резиденция Радзивиллов – трёхэтажное, с восьмигранными угловыми башнями, рядом – корпус казарм с дозорной башней и сооружение подсобного назначения. Впоследствии разобщенные корпуса были реконструированы и образовали замкнутый двор. В XVIII веке центральный корпус перестраивался, обретая барочные черты: стройные пилястры, пышное лепное убранство карнизов и фронтов. Парадный вход – через арочную браму (башня с воротами), под сводами проезда через вал. В XIX веке вокруг замка складывался уникальный для Беларуси парковый комплекс с аллеями, каналами, зелёными массивами, включающими множество экзотических проявлений – старый парк, японский парк, новый английский парк, новый и английский парки. В постройках замка насчитывалось 12 залов – Королевский, Гетманский, Мраморный и другие, декорированные резьбой, лепниной, росписями, каминами, украшенные изразцами. Здесь находилась знаменитая Несвижская галерея – около 3000 полотен и библиотека, состоящая из 20000 томов Несвиж овеян тайнами и легендами. Своей таинственностью он обязан в первую очередь клану Радзивиллов. Судьба знатного рода тесно переплелась с судьбой города. Среди городских легенд самые известные – это история о Черной Даме - призраке Несвижского замка, и о сокровищах Радзивиллов. Дворец Радзивиллов в Несвиже - это не только резиденция князей. Это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси. Несвижский замок - одна из трех достопримечательностей Беларуси, внесенная в 2005 году в список мирового наследия Юнеско. Это стало важным событием в культурной жизни Беларуси. Сейчас во дворце вновь ведутся восстановительные работы. Замок реконструируется после сильного пожара в рождественскую ночь 2002 года. К 2010 году планируется полностью ввести в эксплуатацию второй пусковой комплекс резиденции магнатов. На первом же этапе реставрации будут открыты южная галерея, каменица (наиболее старое дворцовое строение, где обнаружены старинные 300-летние фрески), гостиница для туристов, позднее — дворец, арсенал и восточная галерея. Параллельно здесь также проводятся и археологические раскопки. Посетителям замка уже сейчас видны фортификационные сооружения в валу фасадной стороны дворца. Некоторые принимают их за склепы или знаменитые подземелья, где спрятаны несметные сокровища знатного белорусского рода, в том числе знаменитые 12 золотых апостолов. Список дворцово-парковых ансамблей на территории Беларуси в целом превышает 90 достопримечательностей, среди которых Гомельский дворец, дворец Г. Потемкина в Кричеве, дворец Тышкевича в Воложине, Витебский губернаторский дворец, усадьба Уместовских, музей-усадьба А.Мицкевича, усадьба Тадеуша Костющко, усадебный дом Багратиона, усадьба А. Суворова в Кобрине и др. Эти сохранившиеся памятники истории и культуры доносят до наших времен романтический мир белорусской дворянской усадьбы, где в прежние времена активно развивались и хозяйственная деятельность, и занятия искусством, балы, маскарады, охота, гуляния, сельские праздники – все это в окружении белорусской природы, что создавало особый культурный мир белорусского народа.
1. 3. Монументальная и культовая архитектура
До IX монументальная архитектура находилась на начальной ступени развития и представлена погребальными курганами и языческими храмами. Сохранившиеся памятники монументального, в частности, культового зодчества Беларуси свидетельствуют о мастерстве его создателей, демонстрируют отличительные черты архитектурно-художественных течений и достижений своей эпохи. Они также отражают особенности исторического развития белорусских земель и говорят о веротерпимости белорусского народа и многообразии религиозных конфессий, существовавших одновременно или в разные периоды на территории Беларуси (язычество, православие, униатство, католицизм, протестантизм, мусульманство, иудаизм). В дохристианской архитектуре были распространены капища - специальные площадки с идолами, которые обносили оградами и серпообразными рвами для разжигания огня. С принятием христианства, появился такой тип сооружений как каменный крестово-купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича - плинфы. В Х-ХI вв. храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. Уже в этом памятнике были заложены принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве. На основе традиций византийской архитектуры под влиянием форм Полоцкого Софийского собора в ХII в. сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Наиболее значительные сооружения представляли Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря, Благовещенская церковь в Витебске. Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время Гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Каложская), Пречистенская церкви в Гродно и т.д. Со второй половины ХIII - начала ХIV в. в составе Великого княжества Литовского начался новый этап в развитии белорусского зодчества. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное культовое зодчество. В ХIV - XV вв. на территории Беларуси оно сохраняло важнейшие черты зодчества западных земель Руси ХI-ХIII вв. Но в новых исторических условиях получило несколько иное направление развития, что было связано с достижениями техники строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры - готики и ренессанса, а начиная с конца ХVI в., и барокко. Храмы Беларуси ХIV-XV вв. отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики. В конце XV - начале XVI в. в Беларуси возникает оригинальный тип оборонногохрама, фланкированного четырьмя угловыми башнями. Одним из первых оборонных храмов Беларуси стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494 - 1505 гг. в храм - крепость. Культовые сооружения оборонного типа представлены также церквями в Сынковичах Зельвенского района (конец XV - начало XVI в.) и в Мурованке Щучинского района Гродненской области (между 1516 и 1542 гг), являющих собой пример того, как под влиянием готики и ренессанса постепенно трансформировались традиции зодчества западных земель Руси. В середине XVI в. с распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов (реформатские храмы, или " кальвинские сборы"), также были приспособлены к оборонным нуждам. Показательным примером такого храма являлась Спасо-Преображенская церковь в Заславле Минского района, построенная в середине XVI в. как кальвинский сбор. Реформатские храмы своеобразны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними некоторые черты планов и общий оборонный характер Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Чернавчицах Брестского района. В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса. На протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура. В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского получила название " виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), и другие. Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г. Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги и мечети, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), и др. Известны мечети постройки конца XVIII - начала XX в. в Ляховичах Брестской области, Видзах Браславского района Витебской области, и другие. С конца XVIII в. в культовом зодчестве Беларуси начинается развитие архитектуры классицизма. Наиболее ранним из значительных сооружений этой эпохи была церковь Иосифа в Могилеве, построенная в 1780-1798 гг. и в 1802 г. указом Синода переименованная в собор. Некоторые сооружения прежних эпох переделывались в стиле классицизма или же дополнялись его элементами, как, например, костел Непорочного зачатия святой Девы Марии в деревне Удело Глубокского района Витебской области. В 1830-1840-х гг. начался процесс постепенного упадка классической архитектурной школы, резко усилившийся в середине столетия. Памятником архитектуры позднего классицизма является Крестовоздвиженский костел в Бресте (1856 г.). С этого времени в архитектуре Беларуси прослеживается много разных идейно-художественных направлений. Прежде всего это эклектика и позднее модерн, стиль более рационалистический. Храмы, построенные в псевдорусском стиле, эклектичном по своей сути, можно встретить во многих населенных пунктах Беларуси (Владимирская церковь в Чижевщине Жабинковского района Брестской области, церкви в Кулешовке и МилославичахКлимовичского района Могилевской области). В культовой архитектуре конца XIX - начала XX в. в художественно-стилистическом отношении возобновлялись исторические средневековые стили: готика, романский, " русский" стиль. Так, при проектировании костелов в основном отдавалось предпочтение неоготике, как, например, при возведении костела святых Симеона и Елены (Красного костела) в Минске (1908-1910 гг.). В православной культовой архитектуре особое место занимал так называемый византийский стиль, характерные образцы его - Крестовоздвиженская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря (1893-1897 гг.) в Полоцке и Николаевская церковь (2-я половина XIX в.) в Петрикове Гомельской области. В последние годы в Беларуси идет процесс возвращения государством верующим многих культовых сооружений, которые активно реставрируются. Всего на территории Беларуси зарегистрированы в Национальном архитектурном фонде более 300 культовых сооружений, многие из которых являются памятниками архитектуры. Значительная их часть является компонентами замковых или дворцово-парковых ансамблей 1.4. Брестская крепость – памятник истории Великой Отечественной войны
Выгодное расположение города на важных торговых путях способствовало его быстрому росту. Берестье стало известным торговым центром древнерусского государства. Находясь на стыке русских, польских и литовских земель, город-крепость имел большое военно-стратегическое значение, что не раз становилось причиной споров между феодальными князьями за владение им. Военное значение Берестья отражено на его первом гербе, где был изображён замок, стоявший у слияния двух рек. На протяжении всей своей истории город неоднократно оказывался в полосе военных действий. Строительство Брестской крепости было осуществлено в период правления Николая I. Взойдя на престол в 1825 году, Николай I одним из приоритетных мероприятий в деле обороны страны объявил постройку новых крепостей на западной границе, которые вместе со старыми укреплениями должны были образовать три линии. Выбор места для строительства крепости был обусловлен важным военно-стратегическим положением, которое занимал Брест-Литовск на западе Российской империи. Он находился на Днепро-Бугском водном канале и кратчайшей сухопутной дороге из Варшавы в Москву. К сожалению, было решено возвести крепость на территории старого города, снести все мешающие постройки и бастионы старого замка и переселить жителей. Именно тогда исторический Брест был уничтожен. Работы по строительству начались с 1833 года. А 26 апреля 1842 года над крепостью Брест-Литовск был торжественно поднят российский флаг. В момент открытия она была одним из самых совершенных укреплений России, которое соответствовало своему предназначению и всем требованиям обороны. В то время крепость с сильным гарнизоном могла остановить наступление целой армии противника. Брест-Литовская крепость была возведена на четырёх островах, образованных рукавами рек Мухавец и Западный Буг, а также системой искусственных обводных каналов. Общая длина оборонительной линии достигала 6, 4 км и состояла из ряда бастионных фортов с равелинами. Цитадель, главное укрепление, представляло собой оборонительную систему, основу которой составляла расположенная по периметру центрального острова замкнутая двухэтажная казарма высотой 16 м и протяжённостью 1, 8 км, возведённая по проекту А.Е. Штауберта. Наружные стены казармы из прочного красного кирпича имели толщину около 2 м. В 500 казематах могли разместиться 12 тысяч солдат с необходимым для боевых действий снаряжением, госпиталем и запасом продовольствия. Ниши стен с бойницами амбразурами были приспособлены для стрельбы из ружей и пушек. На внешней стороне полукругом выдавались вперёд четыре полубашни, предназначенные для флангового обстрела атакующего противника. С трех сторон цитадель прикрывали предмостные укрепления. По внешней линии крепости проходил земляной вал высотой до 10 метров с расположенными внутри сводчатыми казематами из кирпича, за ним – ров, заполненный водой, с перекинутыми через него мостами. В 1911 году крепость была модернизирована в соответствии с требованиями того времени. Именно контур внешних укреплений, который позволял отражать атаки неприятеля с любого направления, позволил Брестской крепости стать сильнейшим очагом сопротивления советских войск 22 июня 1941 года. Немцы обрушили на неё шквал огня, в течение получаса вели ураганный прицельный артобстрел по воротам, мостам и предмостным укреплениям, артиллерийскому и автомобильному паркам, складам боеприпасов, домам комсостава, передвигая зону огня каждые 4 минуты на 100 метров вглубь крепости. Четыре тысячи снарядов и мин, разрывавшихся каждую минуту, должны были подавить всякую волю к сопротивлению. Следом за гигантским огневым ударом, уверенные в лёгкой победе, шли штурмовые группы 130-го и 135-го пехотных полков. Согласно немецким планам крепость должна была пасть к полудню. С началом артиллерийского обстрела в городе и крепости погас свет, прервалась телефонная связь. Командиры, сумевшие пробраться к своим подразделениям, вывести их не смогли и остались в крепости. Все выходы из бастионного кольца находились под плотным вражеским огнём. На территории крепости осталось около 3, 5 - 4 тысяч бойцов и командиров, которые и составили «бессмертный гарнизон». Почти одновременно бои развернулись по всей территории крепости. С самого начала они приобрели характер обороны отдельных её укреплений без единого руководства, без связи и почти без взаимодействия между защитниками отдельных участков. Ряды оборонявшихся возглавили командиры и политработники. В некоторых случаях командование на себя приняли рядовые бойцы. Защитники Цитадели, используя знание местности, немногочисленные уцелевшие орудия и бронетехнику, в течение первого дня отбили восемь ожесточённых атак. Ближний стрелковый бой среди построек и развалин лишил немцев важного преимущества: боясь поразить собственные подразделения, они не имели возможности оказать пехоте артиллерийскую и авиационную поддержку. Бои приняли затяжной характер, чего враг никак не ожидал. Немцы методически атаковали и обстреливали крепость. Защитникам приходилось отбивать по шесть-восемь атак в день. Рядом с бойцами были женщины и дети. Они помогали раненым, подносили патроны, участвовали в боевых действиях. Противник использовал авиацию, огнемёты, газы. Вперемежку с бомбами самолёты сбрасывали бочки и баки с бензином, а также листовки с предложениями «почётной капитуляции». Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Защитники крепости страдали от отсутствия пищи и медикаментов, но ещё больше от жажды. Водопровод вышел из строя, колодцев внутри крепости не было. Отсутствие воды, медикаментов, продуктов, обстрелы и бомбёжки создали крайне тяжёлую ситуацию. При очередной попытке прорыва в ночь на 27 июня группа из 200 человек потеряла четверть своего состава. К концу июня враг захватил большую часть крепости. 4 июля в последнюю схватку вступила горстка артиллеристов 98-го противотанкового дивизиона. Боеприпасов у них не было. Закопав знамя и документы, бойцы вступили в рукопашную схватку с ворвавшимися немецкими пехотинцами. Часть красноармейцев последними выстрелами покончили с собой. Остальные, израненные и обессиленные, были взяты в плен. Защитниками крепости были сделаны надписи на стенах: «Умрём, но из крепости не уйдём», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина». Ни одно из знамён воинских частей, сражавшихся за крепость, не досталось врагу. Торжественное открытие мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» состоялось 25 сентября 1971 года. Комплекс охватывает восточную часть Цитадели и Кобринского укрепления. Главный вход, пробитый через Восточный вал, решён как проём в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетонном блоке, опирающемся на стены казематов. Сколы звезды, пересекаясь, образуют сложную динамическую форму. Длина железобетонного блока составляет 44 м, высота – 10 м, ширина – 35 м. От главного входа торжественная аллея ведёт через мост к площади Церемониалов, которая может вместить до 22 тысяч человек. Слева от моста располагается скульптура «Жажда» - фигура защитника, который опираясь на автомат, тянется каской к воде. По сложившейся традиции, солдатская каска всегда полна водой и цветами. К площади примыкают здание Музея обороны Брестской крепости. Композиционным центром ансамбля является монумент «Мужество» - выполненная из бетона скульптура советского воина высотой 33, 5 м на фоне реющего знамени. Сегодня крепость является памятником истории, фортификации, боевой славы и главной достопримечательностью Бреста. Ежегодно сотни тысяч жителей Беларуси и зарубежных граждан приходят сюда почтить память неизвестным солдатам, погибшим при защите Родины.
|