Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиограммы юридических профессий






Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются.

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя ИТУ и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности ад­вокатов. оперативных работников.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

 

Нотариус

Работа нотариуса имеет специализированный характер. В отличие от деятельности многих других юристов, она охватывает строго определенный участок права, в основном гражданское право и процесс — ту их часть, которая касается формальной стороны юридических актов, осуществления лицами своих прав и обязанностей. - Нотариус не уполномочен проверять по существу основания совершения тех или иных действий, правильность решения, на основании которого выданы документы и др. Его задача — проверить подлинность документов, фактов, действий, засвидетельствовать, удостоверить их реальность и на основе этого придать документам юридическую силу.

То обстоятельство, что в ряде случаев придание юридической силы документам, фактам и т. д. связано с нотариальными действиями, объясняется тем, что государство признает необходимым осуществить особую проверку документов и фактов квалифицированными юристами-нотариусами. Вместе с тем эта проверка своеобразна, она осуществляется особыми методами.

В результате нотариальных действий копии документов становятся юридически достоверными документами, имеющими равную силу с подлинниками: те или иные факты приобретают характер достоверности, подлинности, доказанности. Более того, проведенные через нотариат некоторые юридические действия вообще считаются совершившимися. Так, принял нотариус от должника денежные суммы или ценные бумаги для передачи их кредитору — и обязательство признается исполненным. Через нотариат могут быть переданы — и это также имеет юридическое значение — заявления от одного лица к другому и т. д.

Нотариусы работают в особых учреждениях — нотариальных конторах — и именуются государственными нотариусами. При совершении нотариальных действий нотариусы независимы и подчиняются только закону.

При психологическом анализе профессиональной деятельности нотариуса следует выделить в первую очередь следующие стороны: познавательная (аналог поисковой деятельности) — заключается в профессиональном исследовании представленных нотариусу документов; коммуникативная — заключается в организации психологического контакта со всеми гражданами, обращающимися к его помощи; удостоверительная — является завершающей, и сущность ее заключается в достижении основной профессиональной цели и в решении задачи.

Для квалифицированных нотариусов характерны предельная терпеливость, профессиональная зоркость, аккуратность, умение располагать к доверию, душевная щедрость, готовность (в рамках профессионального долга) выполнить свои обязанности, несмотря ни на какие трудности (например, связанные с удостоверением последней воли прикованного к постели тяжелобольного человека).

Все это должно находить выражение и в поведении нотариуса, в его облике — подтянутого, строгого в своих поступках, словах, выдержанного человека, специалиста, выполняющего ответственную государственную работу.

 

 

Заключение

По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал такую работу в качестве основной жизненной цели.

Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желаниепоказать себя как специалиста с наилучшей стороны. К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуаций), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Далее сюда относятся чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. п.

Наконец, волевые компоненты отражают концентрацию личности на выполнение профессиональной задачи, достижение гармонии между требованиям профессии и личностью работника и обеспечиваются двумя направлениями —профессиональной ориентацией и профессиональным отбором. Оба эти направления решают одну и ту же проблему, но с разных сторон.

Профессиональная ориентация идет «от человека» и отвечает на вопрос: «Какая именно из бесконечного разнообразия профессий больше всего подходит дляданного человека», профессиональный отбор идет «от требований профессии», его задачей является выбор из ряда кандидатов одного, наилучшим образом приспособленного (в силу своих личных особенностей и свойств) для данной профессии. Профессиональный отбор гораздо сложнее, чем профориентация, и требует для своего осуществления большой подготовительной работы. При этом все большее значение приобретают психологические факторы: наличие у абитуриентов соответствующих задатков и личностных качеств, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих успех на практической работе.

Весьма перспективный путь решения этой задачи, который обеспечивает заблаговременное ознакомление школьников с той или иной специальностью, сочетающееся с выработкой интереса к ней, — профессиональная ориентация их непосредственно в последние годы обучения в школе.

 

Список литературы

1.Васильев В. Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности.2006.

2.Васильев В.Л. Юридическая психология. (2009, 6-е изд., 608с.)

3.Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 2007.

4. Макаров А.В. Юридическая психология. (2007, 64с.)

5. Петруня О.Э. Юридическая психология. (ЕАОИ; 2007, 171с.)

6. Романов В.В Юридическая психология. (1998, 488с.)

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. (2007, 320с.)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал