Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамические личностные модели
Динамические личностные модели учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, внутриличностную динамику. Примером такого описания личности является модель, предложенная З.Фрейдом. Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — «Id» (Оно) — резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно. Второй компонент личности — «Ego» (Я). Это — разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Третий компонент личности — «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто приходят в столкновение — возникают конфликты. Неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности и в отечественной психологии. К.К.Платонов, учитывая соотношение социального и биологического в личности, выделяет четыре подструктуры личности: 1-я подструктура – направленность личности (желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения). Эти элементы личности не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания.
Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. 2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств человека. 3-я – индивидуальные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля). Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. В личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным. 4-я – биопсихические свойства личности, определяются основными физиологическими свойствами нервной системы и включают: темперамент, пол, возраст, а также особенности личности, вызванные патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование («переделывание») нужной черты путем тренировки. ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ — это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Он разделяет ценности на две большие группы: 1) терминальные ценности (ценности-цели) — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, 2) инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Система ценностей человека по Альфреду Адлеру:
Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов: ♦ теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений; ♦ экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства; ♦ эстетический интерес в красоте, форме и гармонии; ♦ социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми; ♦ политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
♦ религиозный интерес в единении и понимании космоса. Выделяют также: 1. Ценности благосостояния – являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей: - благополучие (здоровье и безопасность), - богатство (обладание различными материальными благами и услугами), - мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), - образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), 2. Моральные ценности – доброта, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности. УСТАНОВКА — это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо. Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки: ♦ аффективный компонент (чувства, эмоции) формирует отношение к объекту, предубеждение, привлекательность и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента; ♦ когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. ♦ конативный компонент (поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет поведение в процессе деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам. Все компоненты должны находиться в соответствии (когнитивный консонанс), иначе личность будет испытывать состояние психологического дискомфорта, когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект располагает противоречивыми «знаниями» об объекте. Источниками когнитивного диссонанса могут стать: а) логическая непоследовательность; б) несоответствие когнитивных элементов культурным образцам; в) несоответствие данного когнитивного элемента какой-либо более широкой системе представлений; г) несоответствие прошлому опыту. Способы уменьшения величины диссонанса: изменение поведенческих элементов; изменение когнитивных элементов, в том числе отказ от восприятия части информации; добавление в когнитивную структуру новых элементов и обновленное представление старых элементов. Можно выделить следующие свойства установок. ♦ Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т.д.). ♦ Относительной устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения. ♦ Вариативности. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных. ♦ Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.
На изменение установок личности влияет множество факторов, среди которых выделяют три группы общих факторов: 1) вера в сообщающего (зависит от его престижа и расположенности, уважения, доверия к нему); 2) вера в само сообщение (его убедительность и приверженность публично выраженной позиции личности); 3) ситуация (отвлечение и приятное окружение). Наиболее эффективные способы изменения установок личности: ♦ предоставление новой информации. В отдельных случаях информация о других аспектах или целях деятельности изменит убеждения человека, а в итоге и его установки; ♦ воздействие страхом. Страх может заставить людей изменить свои установки. Однако для окончательного результата большое значение имеет средний уровень испытываемого страха; ♦ устранение несоответствия между установкой и поведением. Человек старается активно устранить диссонанс посредством изменения установок или поведения; ♦ влияние друзей или коллег. Если человек заинтересован в чем-либо, он будет избегать крайние расхождения между собственным поведением и поведением других людей. Если человек подвержен влиянию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки; ♦ привлечение к сотрудничеству. Люди, неудовлетворенные существующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации; ♦ соответствующая компенсация, возмещающая и заглушающая состояние дискомфорта, вызываемого когнитивным диссонансом. Важнейшими установками на работе являются: удовлетворенность трудом, приверженность организации, вовлеченность в работу, установка на совместную деятельность (на себя, на других, на соперничество, на сотрудничество, на конфронтацию).
--------
|