Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамические личностные модели






Динамические личностные модели учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, внутриличностную динамику. Примером такого описания личности является модель, предложенная З.Фрейдом.

Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов.

Первый компонент — «Id» (Оно) — резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно. Второй компонент личности — «Ego» (Я). Это — разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Третий компонент личности — «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто приходят в столкновение — возникают конфликты.

Неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности и в отечественной психологии.

К.К.Платонов, учитывая соотношение социального и биологического в личности, выделяет четыре подструктуры личности:

1-я подструктуранаправленность личности (желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения). Эти элементы личности не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания.

 

Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения.

2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств человека.

3-я – индивидуальные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля). Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. В личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.

4-я – биопсихические свойства личности, определяются основными физиологическими свойствами нервной системы и включают: темперамент, пол, возраст, а также особенности личности, вызванные патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование («переделывание») нужной черты путем тренировки.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ — это осоз­нанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоцио­нально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни.

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Он разделяет ценности на две большие группы:

1) терми­нальные ценности (ценности-цели) — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться,

2) инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуа­ции.

Система ценностей человека по Альфреду Адлеру:

 

1. Физические ценности 2. Эмоциональные 3Интеллектуальные ценности
Ремесленная деятельность Ответственность Обучение
Комфорт Эмоциональное постоянство Творчество
Занятия спортом Престиж Мудрость
Богатство Состязательность Сложность
Внешний вид Религия Принятие решений
Здоровье Безопасность Умение абстрагироваться
Отпуск Доверие Независимость
Условия работы Интимные отношения Совершенствование
Сила Любовь Плановость
Проявление активности Дружелюбие Чтение

 

Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психо­логом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:

теоретический интерес в обнаружении правды путем аргумен­тирования и систематических размышлений;

экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;

эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;

социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;

политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;

 

религиозный интерес в единении и понимании космоса.

Выделяют также:

1. Ценности благосостояния – являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей:

- благополучие (здоровье и безопасность),

- богатство (облада­ние различными материальными благами и услугами),

- мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности),

- образован­ность (знания, информационный потенциал и культурные связи),

2. Моральные ценности – доброта, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

УСТАНОВКА — это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки:

аффективный компонент (чувства, эмоции) формирует отношение к объекту, пре­дубеждение, привлекательность и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента;

когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, мнение об объекте) формирует оп­ределенный стереотип, модель.

конативный компонент (поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет по­ведение в процессе деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам.

Все компоненты должны находиться в соответствии (когнитивный консонанс), иначе личность будет испытывать состояние психологического дискомфорта, когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект рас­полагает противоречивыми «знаниями» об объекте.

Источниками когнитивного диссонанса могут стать: а) логическая непоследовательность; б) несоответствие когнитивных элементов куль­турным образцам; в) несоответствие данного когнитивного элемента какой-либо более широкой системе представлений; г) несоответствие прошлому опыту.

Способы уменьшения величины диссонанса: изменение поведенческих элементов; изменение когни­тивных элементов, в том числе отказ от вос­приятия части информации; добавление в когнитивную структуру новых элементов и обновленное представление старых элементов.

Можно выделить следующие свойства установок.

Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и при­обретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т.д.).

Относительной устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения.

Вариативности. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных.

Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмо­ции или иметь определенные убеждения.

 

На изменение установок личности влияет множество факторов, среди которых выделяют три группы общих факторов: 1) вера в сообщающего (зависит от его престижа и расположенности, уважения, доверия к нему); 2) вера в само сообщение (его убедительность и приверженность публично выраженной позиции личности); 3) ситуация (отвлечение и приятное окружение).

Наиболее эффективные способы изменения установок личности:

предоставление новой информации. В отдельных случаях инфор­мация о других аспектах или целях деятельности изменит убеж­дения человека, а в итоге и его установки;

воздействие страхом. Страх может заставить людей изменить свои установки. Однако для окончательного результата большое зна­чение имеет средний уровень испытываемого страха;

устранение несоответствия между установкой и поведением. Человек старается активно устранить диссонанс посредством изменения установок или поведения;

влияние друзей или коллег. Если человек заинтересован в чем-либо, он будет избегать крайние расхождения между собственным поведением и поведением дру­гих людей. Если человек подвержен влиянию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки;

привлечение к сотрудничеству. Люди, неудовлетворенные суще­ствующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации;

соответствующая компенсация, возмещающая и заглушающая состояние дискомфорта, вызываемого когнитивным диссонансом.

Важнейшими установками на работе являются: удовлетворен­ность трудом, приверженность организации, вовлеченность в работу, установка на совместную деятельность (на себя, на других, на сопер­ничество, на сотрудничество, на конфронтацию).

 

 

--------

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал