![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы и направления деятельности психолога в программах раннего вмешательства.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Психолог (психотерапевт) может быть направлен на организацию взаимодействия матери и младенца, используя вариант терапевтического вмешательства по рез-там PECERA. Наиболее известные модели раннего вмешательства: А) " Тренировка взаимодействия " – направлена на изменение поведения взрослого за счёт сосредоточения внимания на таких его сильных сторонах, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем и ещё большего их усиления; обучение матери играм, соответствующим возрасту ребёнка; видеозапись взаимодействия с последующим просматриванием и комментариями (или без них) терапевта. Б) " Руководство взаимодействием " – разработан как модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребёнка. При помощи видеотехники терапевтическое влияние фокусируется на взаимодействии между родителями и ребёнком; направляется на повышение вероятности понимания членами семьи поведения ребёнка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли, усиление позитивных сторон семьи и внутрисемейных отношений. Базовые положения: 1) примите точку зрения, что родители и др. ухаживающие за ребёнком люди ведут себя наилучшим в соответствии с их пониманием образом; 2) обращайтесь к области, которая, как полагают родители, является проблемной или вызывает беспокойство; 3) спросите у членов семьи, что вы сможете сделать, чтобы помочь; 4) отвечайте на вопросы, поставленные членами семьи, не уклоняясь; когда просят, предоставьте информацию; 5) совместно с родителями определите понятие успеха терапии; 6) еженедельно вместе с семьёй прослеживайте результаты терапии. В) Психодинамическая психотерапия – направлена на прояснение ядра конфликтных отношений между матерью и ребёнком, на ограничения взаимодействия от отрицательных влияний со стороны патологических проекций матери, что неизбежно требует обращений к личному опыту матери. Основные симптомы изменения поведения ребёнка рассматриваются как реакции на вторжение со стороны матери. Фазы (долгосрочная): предварительная клиническая оценка, включающая в себя прямые наблюдения за младенцем, родителями и их отношениями в течении первых пяти одночасовых встреч; планирование, проведение и окончание терапии. Кратковременная психотерапия диады " мать – младенец". Г) Оценивание поведения младенца как терапевтическое вмешательство – Бразелтон " метод оценки поведения новорожденных" проводится в присутствии родителей и помогает им понять способности, темперамент и индивидуальные особенности поведения ребёнка. Д) Оценивание взаимодействия – NCAST, PCERA / определение уровня развития и психосоциального статуса младенца, особенности взаимодействия родителя и ребёнка, клиническое интервью, структурированный вопросник. Е) Системный подход – отношения в системе " мать – младенец" и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия четырёх основных компонентов системы: 1) наблюдаемое поведение взаимодействия младенца; 2) наблюдаемое поведение взаимодействия матери; 3) репрезентация взаимодействия со стороны матери; 4) репрезентация взаимодействия со стороны младенца; + 5) поведение взаимодействия с матерью и ребёнком со стороны терапевта; 6) система репрезентаций терапевта. Включает в себя базовые элементы как бихевиористского так и психоаналитического подхода. Различные терапевтические подходы отличаются друг от друга: 1) источником получения клинической информации, 2) локусом терапевтического воздействия на систему, 3) выбором выбором способа терапевтического воздействия из набора, включающего в себя интерпретацию, пояснение, моделирование, подкрепление, обучение, поддержку, совет, перенос. 8.Основные подходы к оценке и диагностике нарушения психических функций у детей младенческого и раннего возраста. Основные подходы к оценке и диагностике нарушения психических функций (МКБ-10. Международная классификация. 1994 – МКБ-10.Преследует статистические цели, клиническую практику, судебно-психиатрическую экспертизу. На основе МКБ-10 создана многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Многоосевая – по нескольким разным измерения можем говорить о расстройстве, DSM-4 (справочник по диагностике и статистике психических расстройств. Создан американской психиатрической ассоциацией. В России не является официально признанной. Является симптоматическим описанием расстройств. Многоосевая классификация). Диагностическая классификация нарушения психического развития детей младенческого и раннего возраста от нуля до трёх. DCO-3 (R) Оси: 1.Ось основного диагноза (клинические нарушения) 2.Нарушение взаимоотношений 3.Медицинские нарушения и связанные с развитием состояния 4.Психосоциальные стресс-факторы (обширный список 5.Эмоциональное и социальное функционирование. 9.Психологическое взаимодействие и отношения привязанности у матерей и детей из групп риска. Основные характеристики взаимодействия и привязанности матерей и младенцев из групп риска отставания в развитии (на примере детей с «трудным» темпераментом, недоношенных детей, детей с синдромом Дауна). В ряду особых, трудных для установления взаимодействия и способствующих формированию сложных взаимоотношений с матерью выделяют младенцев, испытавших нежелательные условия пренатального развития, рождения и постнатального развития, представителей групп риска по генетическим и медицинским показателям, младенцев с " трудным" темпераментом («Трудный» темперамент был выделен как синдром характеристик, включающий высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, сложности приспособления и в целом негативное настроение). Основные характеристики взаимодействия и привязанности матерей и младенцев в различных группах матерей риска (на примере матерей в состоянии депрессии, проявляющих дурное обращение с ребенком, матерей-подростков). 10.Этапы обслуживания ребенка и семьи в программах раннего вмешательства.
|