![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и формирование учебной деятельности.
Первый важнейший компонент структуры учебной деятельности – учебно-познавательные мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения. От того, насколько сформированы такие мотивы в начальных классах, во многом зависит успешность дальнейшего обучения. Второй элемент – учебная задача. Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, и, прежде всего, это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области. Обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, прямой «пересадки» знаний в голову ученика, минуя действия самого ученика, есть самое неэффективное обучение. Оно только загружает память учащихся, оставляя знания словесными и формальными. Понятие должно быть сформировано посредством действий самого ребенка с предметом. Правильное решение отдельных конкретных задач должно быть следствием формирования общего способа действий. Самое главное при формировании учебной деятельности – перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Важным элементом структуры учебной деятельности являются учебные операции, входящие в состав способа действий, выражающие его операторное содержание. Операции очень многообразны и многочисленны. Как правило, операции входят в способ действий в определенной последовательности, и соблюдение последней, строгое следование ей составляет особую операцию. Всякий способ действия усваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в его состав и по возможности производимых материально. Здесь необходима педантичность. Способ действия усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них. Развернутость позволяет учителю контролировать лишь постепенно те операции, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем программирования, а затем и в уме. Происходит сокращение состава производимых операций. Одним из важнейших компонентов учебной деятельности является контроль – это контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия. Воспитывая установку на получение правильного результата и на контроль по результату, можно сформировать невнимательность. Внимательность есть, прежде всего, тщательный контроль процесса действия. Поэтому формирование у учащихся контроля за процессом есть не только средство усвоения основного учебного действия, но и, что не менее важно, средство формирования внимания. Контроль по результату имеет смысл только в том случае, если он возвращает к контролю по процессу, а это встречается только тогда, когда учащийся совершил ошибку. Последним элементом контроля является оценка. Ее функция – определить, освоил ли ученик заданный способ действия и продвинулся ли на ступеньку выше именно в этом отношении. Формирование учебной деятельность – весьма сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Это всегда процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя.
|