Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Передвижение по ледовому рельефу






Значительная часть гор, представляющая интерес для альпинистов, находится выше снеговой линии - нижней границы зоны вечных снегов. В зоне ледников на высотах выше 3000 м мы даже летом сталкиваемся со снегом и льдом. Лед в высокогорье неоднороден и сильно различается по цвету, твердости, вязкости, плотности, т. е. по содержанию воздуха, к тому же он подвержен влиянию температурных перепадов.

Основные виды льда-ледниковый, или фирновый, и натечный, образовавшийся из замерзающей воды. Фирновый лед более или менее вязок из-за разнозернистой структуры и насыщенности воздухом. Натечный же в зависимости от температуры представляет собой более или менее хрупкую однородную (гомогенную) массу.

Постоянно изменяющиеся условия, повышенная опасность в случае непогоды и длительное движение в разреженном воздухе требуют от альпиниста, попавшего в зону вечных льдов, большого опыта и хорошей психофизической подготовки.

Тяжелый рюкзак при хождении по льду затрудняет движение.

Хождение по льду из-за отсутствия естественных точек опоры требует обостренного чувства равновесия. Это связано еще и с тем, что лед не является естественным видом рельефа в повседневной жизни. Со льдом, с ледовой техникой человек встречается только в горах.

ЛЕДОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Возросшая сложность альпинистских маршрутов требует применения современной техники в полном ее объеме, включая арсенал технических приспособлений. Его основное назначение - обеспечение безопасности. Изготавливаемое промышленностью снаряжение полностью не удовлетворяет растущих потребностей альпинистов. Этот пробел спортсмены восполняют, изготовляя самодельное снаряжение. Применение случайных материалов, стремление к необоснованному облегчению снаряжения, несоблюдение технологических требований при сварке и термической обработке часто становятся причиной аварийной ситуации. Самодельное снаряжение необходимо испытывать по методике УИАА. Надо учитывать динамический характер критических нагрузок, добавляя некоторый запас прочности на непредвиденные обстоятельства.

Заметим, что быстрота и безопасность восхождения, значительное снижение физических нагрузок у спортсменов во многом зависят от снаряжения. Особенно важно современное снаряжение и технику вводить на начальных этапах обучения. Альпинистское снаряжение должно быть тщательно отобрано, испробовано, проверено и подогнано. Каждый восходитель подбирает технические средства, учитывая свой рост, пропорции, а также сложность, крутизну и состояние маршрута.

Техника передвижения по льду основана на относительно малой твердости ледового рельефа, что позволяет использовать острые, впивающиеся в лед предметы. К ним прежде всего относятся кошки и ледоруб, а для обеспечения безопасности - ледовые крючья.

Кошки бывают жесткие, шарнирные, специальные (платформы). Изготавливаются они методом штамповки из высококачественных сплавов хрома, никеля, молибдена. Кошки отечественного производства обычно изготавливаются из стали ЗОХГСА. Для очень сложных ледовых маршрутов употребляются кованые кошки. В настоящее время широко применяются 12-зубые кошки, хотя встречаются и 8-, 10- и 14-зубые. Их вес от 550 до 800 г. Специальные, модели из высокопрочных сталей хорошо держат и на скалах. Средняя высота зубьев - 35 мм. Кошки с короткими зубьями (20-30 мм) используются для очень твердого льда, а с длинными (40-50 мм) - для фирна и плотного снега (рис. 115).

Рис. 115. Виды альпинистских кошек: а - 10-12-зубые шарнирные; б - 12-зубые типа платформы; в - отечественного производства с защелкой тросом

Ледоруб должен отвечать ряду требований, так как от его качества часто зависят надежность прохождения маршрута, безопасность. Состоит он из трех основных частей: головки, рукоятки и штычка (рис. 116).

Головка изготавливается из высокопрочных сплавов хрома,; никеля, молибдена, других специальных сплавов и сталей. Клюв современных ледорубов согнут, что позволяет проходить очень крутые ледовые и фирновые маршруты. Клюв острый, тонкий, с зазубринами снизу. Зазубрины увеличиваются от конца клюва к рукоятке. Сейчас широко применяются ледорубы с двумя рядами зубьев (снизу и сверху). Такая конструкция способствует лучшему врубанию в лед. Второй конец головки представляет собой изогнутую лопатку, предназначенную для рубки ступеней, чистки льда от крошки и снега, других целей., Поэтому лопатка с обеих сторон заточена под углом 45-50°. Отверстие в головке предназначено для страховки ледоруба. Ледоруб используется для опоры при движении, рубки ступеней, организации страховки и самостраховки, а также для различных креплений в спасательных работах. Сейчас также применяются ледорубы с различной геометрией клюва и меняющимся углом наклона (рис 117).

Рукоятка ледоруба - овальной формы, изготавливается из трубки, покрытой теплоизолирующим и влагоустойчивым синтетическим материалом или резиной. Для рукоятки используются сплавы металлов, отличающихся специальными механическими

Рис. 116. Виды ледорубов: а - длинный - для снежных маршрутов; б - короткий - для комбинированных маршрутов Рис. 117. Виды головок ледорубов: а - нормальные, удобные для вырубания ступеней; б - для преодоления ледовых стен; в - со сменными частями головки

свойствами. Лучшие современные образцы ледорубов выдерживают нагрузку до 1600 кг (требования УИАА - не менее 400 кг). Внутренняя полость рукоятки заполнена очень легким материалом, адсорбирующим звуковые волны, благодаря чему удается избежать неприятного звука при ударах ледоруба о скалы и лед. Сейчас также в ходу фибергласовые или специальные волокнистые рукоятки. Деревянные рукоятки применяются все реже.

Штычок ледоруба, или наконечник, часто снабжен отверстием для различных вспомогательных целей. Рукоятка и штычок имеют плавный переход.

Длина ледоруба зависит от роста альпиниста и от маршрута. Для комбинированных скально-ледовых маршрутов применяются ледорубы с короткими рукоятками (60 см), а для снежных маршрутов с длинными (85-90 см).

Вес современных ледорубов колеблется в зависимости от длины и габаритов в пределах 650-850 г.

В нашей стране сейчас используются цельнометаллические модели производства Ленинградской экспериментальной судоверфи. Рукоятка изготавливается из алюминиевого сплава в виде трубки специального сечения, на которую надето изолирующее покрытие. Головка с сильно изогнутым клювом снабжена выступающими зубчиками, лопатка или боек приварены. Ледоруб оснащен темляком из капроновой ленты.

Айсбайль отличается от ледоруба только конструкцией головки, вместо лопатки имеет боек. Таким образом, айс-байль служит переходным устройством между ледорубом и молотком (рис. 118). Ледовый молоток чаще всего используется на комбинированных маршрутах с протяженными ледовыми участками. Имеет сильно изогнутый клюв. Радиус изгиба клюва молотка для вертикальных ледовых участков равен длине рукоятки. Длина рукоятки превышает длину скальных молотков и достигает 35-45 см. Рукоятка изготавливается из высокопрочных металлических трубок. Головка точно центрирована. Клюв с острыми зубцами хорошо заточен, при ударе не вибрирует. Некоторые модели снабжены пластиной с зубчиками, укрепленной под резиновой рукояткой молотка. Пластина обеспечивает минимальную вероятность проворачивания клюва при боковой нагрузке и предохраняет от возможных ударов рукой о лед.

Для твердого льда используются короткие, очень тонкие клювы с маленькими зубчиками, а для фирна - длинный, достаточно толстый клюв с большими зубцами (рис. 119).

Вес современных молотков от 370 до 790 г.

Рис. 119. Виды ледовых молотков: а - кобура для крепления молотка на беседке

Ледовые крючья. В качестве основной точки страховки на льду применяется ледобурный крюк. Отдельные особенности его конструкции продиктованы удобством пользования и практически не сказываются на прочности крюка, установленного на льду. Состояние льда (от пористого молодого глетчерного до натечного)

Рис. 120. Типы ледовых крючьев: а - полые трубчатые с ленточный нарезкой (разной длины); б-фирновый винтовой; в - для натечного льда; г - штопорный; д-" морковка"; е - правильный угол заточки ледорубного крюка

влияет также мало. Для натечного льда надо сделать оговорку, касающуюся режущей части крюка. Здесь большое значение имеет точность заточки режущей части крюка, и если пятка режущих кромок не опущена (рис. 120}, крюк в лед не пойдет. Даже если с большими усилиями удастся ввернуть крюк, то во льду вокруг крюка появляются внутренние напряжения и при рывке может произойти выкалывание линз льда. Крюк с правильно заточенной режущей кромкой легко от руки идет в лед. По данным испытаний, ледобур выдерживает нагрузки до 1500 кг.

Кроме повышенной и стабильной прочности к числу достоинств ледобурных крючьев можно отнести и возможность установки их практически в любом месте ледового склона. Также установлено, что ледобурные крючья лучше выдерживают долговременные статические нагрузки, чем кратковременные импульсные. Изобретение и повсеместное внедрение ледобурных крючьев явилось новым этапом в развитии альпинизма, отразилось на выборе и тактике прохождения маршрутов.

Серьга крюка выполняется в разных видах. Она может быть качающейся, плавающей, с приварной ручкой для удобства заворачивания, опускающейся по телу крюка, дистанционная. Серьга должна иметь прочность не менее 1500 кг.

Ледовый якорь (айс-фи-фи). Для преодоления склонов большой крутизны иногда используют ледовый якорь. Варианты якорей отличаются друг от друга наличием или отсутствием лопатки, а также различными модификациями ручки. Лопатка предназначена для преодоления снежных карнизов, бергшрундов, для других вспомогательных целей (зачистка ступеней, " карманов", чистка льда под ледобу-ры). Один из интересных вариантов - складной ледовый якорь, где острый клюв убирается внутрь ручки (рис. 121). Ледовый якорь должен выдерживать нагрузку не менее 150кг без поломок и остаточной деформации. Как и ледобурный крюк, он определил качественный скачок в ледовой технике.

Рис. 121. Складной ледовый якорь - айс-фи-фи: а - клюв; б - ручка с мягкой оплеткой; в - шарнир; г - репшнур для петли

Специальное снежно-ледовое снаряжение. К специальному снаряжению можно отнести снежные и фирновые якоря, лавинные лопаты, зонды, лыжные палки, пилы для снега, пробки-якоря для льда и т. д.

Использование снежного якоря в виде пластины, согнутой под углом 120° и снабженной двойной тросовой оттяжкой для крепления к основной веревке, позволяет увеличить в зависимости от величины якоря несущую его способность до 200-340 кгс. Размеры снежных якорей различны: 300X300 мм, 200x200 мм, 140X140 мм (рис. 91).

 

ПОДГОТОВКА СНАРЯЖЕНИЯ. ПЕРЕНОСКА И ХРАНЕНИЕ

Необходимо тщательно проверить и подготовить ледовое снаряжение.

Прежде всего надо проверить кошки - нет ли микротрещин и поломок. Хорошее прилегание кошек на ботинке - важная предпосылка для уверенного движения. Кошки считаются хорошо подогнанными, если зубья расположены по ранту ботинка и если кошка не спадает с поднятого вверх ботинка даже не будучи привязанной.

Передние зубья должны выступать на 25-30 мм. Более длинные зубья при хождении на кошках перегружают мускулатуру ног, препятствуют надежному лазанью. Слишком короткие зубья не способны выполнять своих функций (рис. 122).

Кошки крепятся к ботинкам тросиком, ремнями или пяточным креплением наподобие горнолыжного. Рекомендуется пользоваться прорезиненными ремнями из синтетических материалов. Основное требование - ремни должны быть гибкими, прочными, надежными, не должны менять своей длины при намокании и изменении температуры, не замерзать на морозе. Длина каждого ремня около 170 см. Они бывают из двух частей или сплошными. Пряжка или узел должны находиться с внешней стороны ботинка, чтобы случайно не зацепиться за нее зубом кошки. При других способах крепления к ботинку кошки следует подстраховывать ремнем или тесьмой вокруг голени.

Рис. 122. Крепление кошек к ботинкам: а - фиксация носкового ремня; б - пряжка с наружной стороны ботинка; в - фиксирующий узел; г - пяточная скоба

На подходах кошки крепятся к рюкзаку снаружи, что позволяет быстро надеть или снять их. Носить кошки пристегнутыми к поясу не рекомендуется: при падении можно получить травму.

Ледоруб перед восхождением также подвергают тщательному осмотру. При необходимости надо заточить клюв, лопатку, шты-чок. Коротко о способах ношения и крепления ледоруба (рис. 123).

Рис. 123. Способы крепления ледоруба: а - короткая скользящая петля; б - скользящий темляк; а - петли из репшнура и ленты

а. Короткая петля, привязанная к отверстию в головке. Преимущества: надежно держится в руке в случае зависания, удобно рубить ступени на льду, проходить ледовые стены лазаньем. Недостатки: легко пораниться при падении, трудно переложить ледоруб из одной руки в другую, освободить руку для выполнения того или иного приема.

б. Использование темляка. Преимущества: ледоруб застрахован, удобно держать его в руке. Недостатки: легко пораниться в случае падения, трудно передать из руки в руку, неудобно использовать при свободном лазанье, при организации страховки.

в. Длинная петля для привязывания ледоруба к грудной обвязке. Преимущества: ледоруб надежно застрахован, его не потеряешь, легко передать из руки в руку. Недостатки: длинная петля при движении может цепляться за выступы и путаться, ледорубом можно пораниться в случае падения.

Применительно к условиям иногда приходится выбирать между некоторыми затруднениями при выполнении технического приема (когда ледоруб закреплен) и возможностью потерять ледоруб, если он не подстрахован.

На подходах, там, где (по рельефу) нет нужды в ледорубе как в дополнительной точке опоры, его переносят привязанным сзади к рюкзаку. Там же, где рельеф часто меняется и столь же часто меняется потребность в ледорубе как опоре, его удобнее носить сверху под одной из лямок рюкзака, выпуская ручку под рукой - сбоку.

Ледовые крючья на восхождении размещаются на ремнях обвязки или беседки. Но при падении или скольжении можно пораниться зубцами крючьев. Альпинисты придумали своеобразную

кобуру - на зубья крючьев надевают полиэтиленовые пробки. Одежда должна быть аккуратно подогнана и заправлена. Не рекомендуется одежда из синтетических тканей, имеющая малый коэффициент трения. Обязательны рукавицы, защитные очки, каска.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ

Прежде чем встать на кошки, альпинист должен хорошо освоить технику ходьбы по льду без кошек. Надо четко представить себе разницу в движении по льду - натечному и пористому, чистому и с камешками, утреннему и дневному.

Предел крутизны склона, по которому можно передвигаться без кошек, зависит от льда и от типа ботинок.

Рис. 124. Движение по льду без кошек; ледоруб как дополнительная точка опоры

При любом движении - подъеме, траверсе, спуске - обязательна плотная постановка подошвы ботинок на ледовую поверхность. Следует избегать скользящих движений, постановки ноги на рант или на пятку. Ледоруб используется как дополнительная точка опоры (рис. 124).

Без кошек возможно передвигаться по склонам до 10-15°. В зависимости от крутизны ледовые склоны подразделяются на легкие (до 30°), средней трудности (35-50°), трудные (60- 80°), очень трудные (85° и более). Такое разделение, однако, весьма условно: на льду шкала трудностей не применима, поскольку можно создать в любом месте необходимые точки опоры и страховки.

Каждый шаг в кошках по льду должен быть аккуратным. Поднимать и опускать кошку надо не цепляя зубьями за лед, без проволакива-ния ноги, ногу ставить плотно, сразу на все зубья кошки (рис. 125).

Рис. 125. Правильный постав ног в кошках на различном рельефе

Когда зубья вогнаны в лед, поворачивать ступню опасно! Ступни развернуты, чтобы обеспечить сцепление всех зубьев со льдом. Широкая постановка ног создает лучшую устойчивость и не позволяет цеплять кошками за брюки или ботинки.

Движение вперед на некрутых склонах осуществляется без дополнительных приспособлений, помогающих сохранить равновесие. Ширина шага должна быть такой, чтобы обеспечить спокойный перенос тела с одной ноги на другую.

Всегда стараются иметь не менее двух точек опоры. На крутых склонах передвигаются в три такта. При движении упираются ледорубом в склон (рис. 126).

Рис. 126. Положение ледоруба при подъеме (спуске) на передних зубьях

При ходьбе в кошках рекомендуется использовать неровности склона: края трещин, углубления, бугры. Необходимо стремиться облегчить нагрузку на голеностопные суставы.

Направление движения от ориентира к ориентиру выбирается с учетом местности, большей надежности и экономии сил. На подъемах лучше идти зигзагом под углом 40-60°, а на спуске - прямо вниз, по линии падения воды. Прямо в лоб идут по склонам, когда можно ставить ступню всеми зубьями на склон, или по склонам такой крутизны, когда используются передние зубья кошек.

Прыжков на кошках надо избегать. Если это необходимо, прыгать следует так, чтобы нагрузка распределялась на все вертикальные зубья и чтобы альпинист сразу после прыжка занял устойчивое положение. Если кошки забиваются сырым снегом, наблюдается подлип, образующий платформы из снега, кошки надо очищать. Обивают снег рукояткой ледоруба.

Ходьба на кошках - основной способ передвижения по льду, поэтому лучше шлифовать индивидуальную технику и различные современные технические приемы, чем вырубать ступени. Надо помнить истину: пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм; когда же он начинает приспосабливать гору под себя, это строительные работы. Во всех случаях действует основное правило альпинизма: безопасность прежде всего!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал