Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Передвижение по снежному рельефу
С техникой передвижения по снежному рельефу альпинист встречается обычно только в горах. От знания и умения преодолевать снежные склоны во многом зависит успех и безопасность восхождения, Техника передвижения по снегу неразрывно связана с видом рельефа, состоянием снега и льда, их постоянным переходом из одного состояния в другое в зависимости от времени суток, температуры, ветра, положения солнца относительно склона и многих других факторов.
При низкой температуре лед может быть жестким, крепким и хрупким, как стекло, а в теплое время - мягким, ноздреватым, пропитанным влагой и насыщенным воздухом. Состояние снега нередко меняется несколько раз в день - от жесткого, на котором не остается и следа от ботинок, до раскисшего, насыщенного влагой, в котором глубоко проваливается нога. Встречающиеся технические трудности на снежном и ледовом рельефе зависят от характера снежного покрова и от крутизны склона. Так, при крутизне до 30° движение относительно простое, а при крутизне более 30° необходима специальная техника. Во время передвижения по пологим снежным склонам желательно тратить как можно меньше физических сил на вытаптывание следов; с увеличением крутизны нужно учитывать возможность срыва, а также лавинную опасность. Передвижение по льду и снегу требует уверенности и опыта. При отсутствии естественных захватов и опор здесь большая нагрузка приходится на ноги. Необходимо чувство естественного равновесия, а для соблюдения режима дыхания и сохранения сил - плавное и ритмичное движение. Равномерное движение - один из важнейших факторов при длительных нагрузках. Другой важный фактор - правильное положение тела и перемещение центра тяжести тела при движении или лазанье. На рис. 63 видно, что силу веса тела на склоне (наклонной поверхности) можно разложить на две составляющие: нормальную, перпендикулярную склону, и тангенциальную составляющую Т, параллельную склону. Чтобы ясно представить себе процесс движения и устойчивость тела, проделаем упрощенный биомеханический анализ. На рис. 64 альпинист имеет три точки опоры (ноги и ледоруб). Его стабильность на склоне зависит от статического равновесия всех действующих сил. При перенесении силы тяжести Р ее можно разложить на составляющие Р' и Р", вертикальные составляющие которых Ру' и Ру", равны реакциям опор, а горизонтальные слагаемые - Рх' и Рх". При этом между телом и плоскостью возникает сила трения, при определенной величине препятствующая скольжению тела вниз по склону. Из рисунка видно, что т сила трения равна Рх'. Существенную роль играет величина силы Рх". Система будет устойчива до момента, когда сила Рх" превышает или равняется произведению нормальной силы Ру" на коэффициент трения (Рх" < = к Ру"). Из рис. 64 ясно, что Рх" =Ру" sin A, т. е. при увеличении угла а, когда альпинист " ложится" на склон, возрастает сила Рх", тем самым уменьшается устойчивость, повышается вероятность проскальзывания, срыва. Очевидно, что при использовании ледоруба как дополнительной точки опоры повышается стабильность (для нарушения стабильности необходима очень большая сила Рх"). Опора снимает часть тяжести тела, тем самым уменьшая слагаемое Рх". На рис. 65 показана фаза движения в момент, когда центр тяжести совпадает с точкой опоры. При движении центра тяжести вперед создается сила инерции Рin, зависящая от массы тела и его скорости, Fin = m * а. По законам механики сила Fin передается через кинетические пары в точки опоры, где суммируется с силами Рх и Ру. Таким образом увеличивается опасность проскальзывания. Для ее уменьшения необходимо соблюдать плавность движения, а в нужный момент опираться на ледоруб. Другой критический момент может возникнуть при выбивании в твердом фирне ступеней (рис. 66). Удар ногой с определенной силой R порождает, согласно третьему закону Ньютона, обратную реакцию, отражающуюся на опорные силы Рx' и Fin. Таким образом увеличивается величина силы Рх, тем самым увеличивается вероятность проскальзывания. Следовательно, при выбива-нии степеней удары должны быть равномерными, не нарушающими равновесия и устойчивости альпиниста. Устойчивость альпиниста в значительной степени зависит от крутизны склона. На рис. 67 показан случай, когда центр тяжести совпадает с точкой опоры. Тангенциальная сила, обеспечивающая стабильность тела на склоне, равна Рт = Р sin a, откуда видно, что с увеличением крутизны эта сила возрастает. Для увеличения устойчивости необходимо создавать дополнительные точки опоры, корректировать центр тяжести тела при движении. При передвижении устойчивость практически достигается использованием ледоруба и забиванием свободной руки в снег. Также надо соблюдать правило, чтобы все точки опоры не были на одной прямой, а располагались в шахматном порядке (рис. 68). Существует большая разница между ходьбой по старому плотному снегу, когда легко идти по поверхности покрова, и пробиванием следов в свежем, мягком и раскисшем снегу. Ходьба по проваливающемуся под ногой насту сильно изматывает. Для облегчения надо выбирать путь, используя формы рельефа. На гребнях, ребрах, куполах встречается меньше снега, чем в мульдах. Кроме того, на возвышениях уменьшается лавинная опасность. Следует отдавать предпочтение даже более трудному пути, если он менее лавиноопасен. Подъем прямо вверх, в лоб, предпочтительнее из-за кратчайшего пути и большей безопасности, поскольку при этом не подрезается снег, как при движении зигзагом или при траверсе склонов. Склоны крутизной около 50°, покрытые глубоким порошкообразным снегом, могут оказаться непроходимыми. Альпинист будет проваливаться по грудь, но не двигаться вверх. Большие карнизы, многометровые отвесы, навесы типа балконов, слоистые наддувы могут быть непроходимы при любой технической оснащенности. Иногда для преодоления фирнового сброса или снега приходится копать косую ступенчатую тропу, что отнимает много времени и сил. Летом в горах ходить по снежным склонам легче рано утром, когда смерзшийся за ночь снег надежно держит. Груды снега, образованные обвалом, лавинные конусы, вмятины от прокатившегося камня, следы человека или животного обычно бывают более твердыми, чем окружающий снег. Искусство альпиниста в том и состоит, чтобы умело использовать специфические особенности заснеженного рельефа. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ И ФИРНУ На снежном или фирновом склоне можно создать точку опоры практически в любом месте. В зависимости от структуры, плотности, состояния снега меняется и техника передвижения. Она может изменяться от метра к метру. И выбор технического приема передвижения, преодоления любого снежного склона в первую очередь зависит от состояния снега. Для передвижения необходимо выбирать наиболее легкий путь, пусть и не самый короткий. Прежде всего, путь подъема должен быть безопасным. Основные усилия при движении по снегу и фирну затрачиваются на протаптывание следа и выбивание ступеней. Никогда не следует идти из последних сил, лучше чаще менять ведущего в группе, чем работать до изнеможения. В свежем мягком снегу ногу ставят так, чтобы ступеньки были наклонены внутрь склона и на них умещалась вся подошва. Не следует резко ударять ногой в снег, лучше постепенно спрессовывать в нем след. При выбивании ступеней на подъеме не должно быть больших шагов - ведь по этим следам пойдет самый малорослый в группе. Расстояние между ступенями должно быть таким, чтобы при утаптывании верхней, следующей ступени нижняя не разрушалась. Если след уползает (например, на крутом склоне слой рыхлого снега лежит на поверхности льда или фирна), надо сначала несколько утоптать ступень на склоне, а затем, набрасывая снег с боков, притоптать его. Опора постепенно спрессуется. Надо избегать сильного удара ногой по снегу. Это помогает сохранять ступеньки, которые могут обрушиться от резкого удара, экономить силы альпиниста, уменьшает опасность возникновения лавины (рис. 69). Очень глубокий свежевыпавший снег часто требует при прокладывании следов дополнительно использовать работу колена. Сначала ботинком утаптывается снег; как только нога полностью погрузится в него, нужно одновременно опереться о снег-так лучше распределяется вес тела на поверхности склона и ботинок меньше проваливается.
Двигаясь по непрочному насту, не нужно пытаться удержаться на его поверхности. Лучше резким ударом проломить наст, а затем нажимом подошвы уплотнить ступень под ним - так легче сохранить равновесие и сэкономить силы. Вес тела надо плавно переносить со ступеньки на ступеньку, опираясь на всю ступню. Иногда на крутом настовом склоне можно удержаться, опираясь серединой подошвы на край пробитой в насте ступени, а голенью- на наст, распределив таким образом вес тела на большую площадь поверхности снега (рис. 70). На твердом фирне в зависимости от плотности снега и крутиз-ны склона ступени выбивают носком ботинка или рантом подошв. Ступени должны быть как можно сильнее наклонены внутрь в склон и иметь такой размер, чтобы на них умещалась большая часть подошвы. Ступень можно также поправить лопаткой ледоруба. Необходимо соблюдать вертикальное положение тела, особенно если ступени ненадежны (рыхлый снег, гладкий подслой, на котором съезжают утрамбованные ступени). Если корпус не вертикален, то увеличивается опасность соскальзывания. При движении по глубокому снегу хорошо помогают лыжные палки. Спуск по фирну или снегу малой или средней крутизны осуществляется спиной к склону. Ступеньки выбиваются пяткой так, чтобы они были наклонены внутрь склона. Основное правило при спуске по крутым участкам - как только начинаешь чувствовать себя неуверенно в положении спиной к склону, сразу поворачивайся к нему лицом. При движении лицом к склону ступеньки выбиваются носком ботинка, Они одно-временно служат хорошими опорами для рук. Глиссирование на подошвах ботинок допускается лишь там, где склон не слишком крут, а снег тверд и заканчивается безопасным выкатом, на пути нет трещин и камней. Скорость спуска регулируется заглублением каблуков в снег и поворотами, а также торможением ледорубом. По некрутым склонам (25-30°) лучше всего подниматься прямо вверх. Ступни ставятся параллельно, если снег достаточно рыхлый, глубокий, мягкий. Ступени утрамбовывают до образования снежной подушки, на которую затем ставится нога. Идущие сзади при необходимости улучшают протоптанные следы, подсыпая снег ногой в подготовленные углубления и подтрамбовывая. Ледоруб на темляке. Его держат за середину рукоятки, головкой назад, клювиком вниз или используют как опору (рис. 71), Если крутизна склона достаточна для срыва, ледоруб держат в положении " на изготовку". Гораздо проще опереться на ледоруб при проскальзывании ноги в первый момент, чем заниматься самозадержанием в случае падения. Ноги ставятся на одной линии. С увеличением крутизны склона и жесткости снега переходят на зигзаг, меняя время от времени направление движения (рис. 72). Идти рекомендуется под углом 45° к линии падения воды - самый экономичный путь. Если крутизна не очень большая, а снег хорошо держит, можно подниматься под углом 70°, Это экономит время. Ледоруб берут в обе руки в положение " на изготовку", штычок всегда должен смотреть в сторону склона (рис. 73). При увеличении крутизны склона и глубины снега ледоруб можно использовать для опоры, вгоняя его в снег при каждом шаге или паре шагов.
Для подъема по плотному снегу нужно использовать микрорельеф. Ступени выбиваются рантом ботинка одним или несколькими косыми скользящими ударами. В этот момент для более надежного положения надо опереться на ледоруб. Все это требует некоторого навыка и тренировки, поскольку можно потерять равновесие. Рекомендуется следующий порядок работы. Сначала ледоруб штычком вниз втыкается в снег на уровне пояса. Затем рантом ботинка ноги, которая находится ближе к склону, выбивается горизонтальная ступенька. Размах ноги небольшой, за счет голени, не нарушает устойчивости альпиниста. Далее, встав на ступень ногой, перенести на нее вес тела. При этом обеими руками опираться на ледоруб. Движения плавные, положение тела вертикальное. Очередную ступень выбивают внутренним рантом ноги, стоящей ниже по склону. На склонах средней крутизны (25-30°) ледоруб переносят на новую точку опоры при каждом шаге. На склонах большой крутизны (40-60°) на один цикл работы ледорубом делается два шага. Поворот на углу зигзага выполняется в следующем порядке: из положения, показанного на рис. 74, надо опереться штычком ледоруба в склон, затем (если склон справа), стоя на правой ноге, выбить носком ботинка левой ноги ступеньку впереди, выше опорной ноги; далее, повернувшись лицом к склону, перенести правую ногу вперед и ударами ранта выбить очередную ступень в обратном направлении зигзага. После этого, не отрывая штычка ледоруба от склона, перехватить руками рукоятку и головку ледоруба. Ледоруб теперь направлен штычком к склону слева. При крутизне склона 50-65° надо подниматься в лоб в три такта, повернувшись лицом к склону, постоянно имея две точки опоры. Держа ледоруб за головку, стоя на обеих ногах, альпинист втыкает ледоруб в склон на всю длину рукоятки (первый такт). Если это не удается с первого раза, операцию повторяют. Образовавшееся в снегу (фирне) отверстие можно расширить, поворачивая ледоруб за головку. Затем, стоя на одной, например, левой ноге и держась обеими руками за головку ледоруба, носком правой выбивают ступеньку на уровне левого колена, ставят на нее правую ногу, выпрямляют ногу в колене (второй такт). Далее, стоя на правой ноге и держась за головку ледоруба, выбивают носком левой ноги вторую ступеньку и ставят на нее левую ногу (третий такт) (рис. 75). Аналогично осуществляется траверс крутого склона в три такта. Склон траверсируют, стоя лицом к нему, как показано на рис. 76. При траверсе постоянно имеются две точки опоры. Широко расставив ноги, втыкают перед собой ледоруб, затем, держась за него, носком ботинка левой ноги выбивают ступеньку рядом с правой ногой, и на нее альпинист становится. Затем выбивают ступеньку правой ногой и т. д. Для более устойчивого положения можно утопить руку в снег и держаться с помощью ледоруба и руки (рис. 77).
Траверс некрутых склонов осуществляют в положении боком к склону прокладыванием следов по двум параллельным линиям (верхняя -для ноги, ближней к склону). Такое расположение увеличивает устойчивость альпиниста. Ступеньку выбивают рантом ботинка на расстоянии шага средней величины. Ледоруб держат в положении " на изготовку" или альпинист на него опирается. На крутых склонах с раскисшим снегом двигаться следует как и на твердом снегу. Соблюдать плавность движений, чтобы не срывать ступеней. Если снег липкий и прилипает к подошвам, его надо сбивать ударом ледоруба о рант ботинка.
Рыхлый снег на гладком ледяном основании ненадежен. Здесь нужно использовать свойство снега смерзаться при уплотнении. Согнутую в колене ногу легким ударом погружают в снег до упора носком в лед. Затем, не отрывая носка, несколькими вертикальными легкими нажимами каблука прессуют горизонтальную ступень., Если фирновый или ледовый подслой плохо держит ступени, съезжающие под нагрузкой, применяется двойная запрессовка ступеней. Легким ударом ноги перпендикулярно склону прижима-ют снег, отчего образуется как бы фундамент, примерзающий к подслою. Затем, используя снег с боков, на фундаменте форми-руют ступень, выравнивая ее поверхность до горизонтального положения. Если слой рыхлого или раскисшего снега тонок, луч-ше пользоваться кошками. Глубокий рыхлый снег под хрупким настом позволяет форми-ровать ступени в его толще. Для этого куски проломленного но-гой наста прессуют вместе с обрушившимся с краев следа снегом. Образовавшийся в глубине снежной массы прессованный ком со сравнительно широким основанием, опираясь на глубинные слои снега, выдерживает вес человека, если тяжесть тела переносить медленно и плавно, давая возможность ступени смерзнуться. Морозный пескообразный перекристаллизованный снег, а так-же образующийся иногда под настом глубинный иней может не поддаваться запрессовке, и формирование ступеней в глубине та-кого снежного слоя часто бывает невозможным. В этом случае рекомендуется опираться на наст подошвой ботинка и голенью (см. рис. 70). Очень рыхлый и глубокий снег на крутом склоне преодолева-ют, пробивая траншею, вытаптывая на ее дне ступени и организуя точки страховки. Однако при этом требуются большие усилия, нарушается целостность склона и увеличивается л авинооп асность, В рыхлом снегу, если плохо держит ледоруб, закрепляться на склоне можно запуская вторую руку в глубину снежного склона, Передвижение по острому гребню плотного, спрессованного ветром снега осуществляется верхом или с одной, более пологой, его стороны, как при траверсе снежного склона соответствующей крутизны. Карниз обходят по противоположному склону ниже линии воз-можного отрыва. Выход на гребень или спуск с него осуществляют только в стороне от карниза или пробивают лаз через него. При движении по закрытому леднику вероятность попадания в трещину постоянно сохраняется. Идти следует с попеременной страховкой, тщательно зондируя снег перед собой (рис, 78). Если ледоруб входит в снег туго, с усилием, не прокалывая его на всю длину рукоятки, значит, что возможная трещина закрыта снегом плотно. Но все равно идти надо внимательно и осторожно, мягко ставя ноги на снег. Если снежный мост ненадежен, через него переползают на четвереньках или по-пластунски, с опорой на плосколежащий ледоруб (рис. 79). При спуске по мосту сполза-ют сидя, ногами вперед, ледоруб в положении " на изготовку".
Открытые неширокие трещины преодолевают перепрыгиванием, обычно с более высокого берега на низкий (рис. 80).
В любом случае необходимы повышенное внимание и надежная страховка. Техника спуска по снежным склонам зависит от состояния снега и крутизны склона. По некрутому склону спускаются в положении стоя спиной к склону. Если возможность падения невелика, а склон с хорошим пологим выкатом, можно идти используя ледоруб как точку опоры (рис. 81). С увеличением крутизны склона ледоруб берут в положение " на изготовку" (рис. 82),
штыч-ком к склону. По рыхлому снегу надо идти почти не сгибая коленей, вбивая пятку и ставя ступню под прямым углом относительно голени. Шаг не должен быть слишком большим, так как, провалившись, трудно выдернуть ногу из снега. В более твердом снегу на спуске следы пробивают каблуком. По рыхлому глубокому снегу спускаются крупными скользящими шагами, избегая скачков с упором на каблуки. Ступать лучше по целине, а не по следу впередиидущего. На более крутом склоне, где для глиссирования мала крутизна или снег не скользкий, идут опираясь штычком ледоруба о склон (рис. 83).
По ровным нелавиноопасным склонам без трещин и камней, имеющим крутизну выше средней, спускаются глиссированием (рис. 84). Массу тела равномерно распределяют на обе согнутые и немного расставленные ноги. Подошвы ботинок ставят параллельно склону. Стойка лыжника. Штычком ледоруба опираются на склон, тем самым регулируя скорость спуска. Скорость также регулируется поворотами, осуществляемыми рантами ботинок, аналогично горным лыжам. Для остановки нужно поставить ноги боком, перпендикулярно склону, и сильнее нагрузить ледоруб и каблуки. Глиссировать в связке по незнакомому склону и склонам, расположенным над трещинами, скалами, осыпями, нельзя- опасно. По крутому склону спускаются в три такта, в положении стоя лицом к склону. При этом соблюдается правило двух точек опоры. Техника аналогична технике подъема в три такта (см. рис. 75). Общее правило - на спусках не торопиться. Почувствовав неуверенность, сразу же повернуться лицом к склону и спуститься самым надежным способом - в три такта. САМОЗАДЕРЖАНИЕ НА СНЕГУ При потере устойчивости, проскальзывании и падении на склоне необходимо немедленно принять меры по самозадержанию, пока скорость скольжения еще невелика. Следует быстро повернуться на живот (рис. 85). На старом твердом снегу хорошо тормозить клювом ледоруба, помогать торможению рантами ботинок.
На рыхлом снегу торможение осуществляется рукояткой ледоруба и носками широко расставленных ног (рис. 86). При этом ледоруб надо держать в полусогнутых руках и тяжестью тела прижимать его к склону. Остановившись, носками ботинок выбить ступени и, опираясь о склон ледорубом и руками, встать. При проскальзывании на спуске восстановить равновесие можно уперевшись штычком ледоруба в склон. При этом штычок резко опускается на склон и загружается активным переносом веса тела на древко с одновременной загрузкой пяток ботинок. Для восстановления равновесия нужно пятками выбить ступени, встать на них и, приняв стойку спуска, продолжить движение.
Отработке приемов самозадержания необходимо уделять большое внимание. Нередко даже опытные инструкторы, жалея участников и не желая мочить и портить одежду, отрабатывают приемы самозадержания только теоретически. Рассмотренные способы самозадержания не будут иметь желанного успеха, если у альпиниста айсбайль или ледоруб с укороченной рукояткой (50-55 см). В таком случае самозадержание осуществляют следующим образом: ледоруб или айсбайль держат сбоку, одна рука прижимает его головку так, чтобы клюв вошел в снег, а другая держит рукоятку у штычка. Этот метод неудобен, поскольку ледоруб или айсбайль прижимается к склону только усилием рук, а вес тела не используется (рис. 87). Если на ногах кошки, тормозить ногами не рекомендуется: зацепившиеся зубья могут создать большой крутящий момент и опрокинуть скользящего альпиниста. Ноги с кошками надо приподнять. Необходимо много и упорно тренироваться, чтобы прием самозадержания был отшлифован до тонкостей. Отрабатывать самозадержание следует на безопасных, имеющих пологий выкат склонах. Однако снег должен быть достаточно плотным, а склон - крутым. Отработку самозадержания рекомендуется проводить в такой последовательности: быстрое принятие правильного положения ледоруба и тела; самозадержание, остановка, вставание и продолжение движения; самозадержание при скольжении головой вниз на животе; из положения скольжения на спине; из положения скольжения на спине вниз головой; после кувырков (рис. 88). СТРАХОВКА НА СНЕГУ Если возможен срыв и самозадержание проблематично, необходима страховка. Надежность страховки на снегу в значительной степени зависит от состояния снежного покрова, в том числе от времени суток, температуры и освещенности склона. Погода может играть решающую роль. На одном и том же склоне утром при морозе и днем на раскисшем снегу резко изменяются условия для страховки. Основной вид страховки на снежных склонах - через рукоятку ледоруба, вбитого в фирн или твердый снег. Чаще всего используется попеременная страховка. Приемы страховки через ледоруб меняются в зависимости от плотности снега, длины рукоятки ледоруба, направления движения и т. д. Существует правило: первый в связке должен прокладывать путь в стороне от страхующего. Нахождение альпинистов друг над другом не допускается, так как при срыве первый может сбить страхующего. В твердом снегу страхующий выбивает ледорубом или рантами ботинок для ног две прочные ступеньки или длинную полку поперек склона. Встав на подготовленную площадку лицом к склону, альпинист на уровне груди или пояса вгоняет в склон ледоруб. Чем плотнее склон, тем труднее вогнать в него ледоруб. Однако при этом страховка становится надежнее. Самостраховка крепится за рукоятку и располагается прямо на склоне во избежание появления дополнительных изгибающих усилий (рис. 89).
Страховочная веревка охватывает ледоруб или проходит через карабин, прикрепленный петлей к рукоятке или головке ледоруба. Если фирн слишком тверд и вбить ледоруб невозможно, а ледовые крючья использовать нельзя, надо подпереть ледоруб коленом (рис. 90) или придержать рукой за головку.
На пологом склоне ледоруб может находиться в вертикальном положении, а на крутых вгоняется под углом 100-110° к склону. Овальное сечение рукоятки ледоруба рекомендуется располагать широкой плоскостью в направлении рывка. Если ледоруб придерживать за головку, допустимая нагрузка на него и надежность страховки будут: в свежем или рыхлом снегу - 60-70 кг; в снегу средней плотности, утоптанном - до 100 кг; в плотном утоптанном снегу-до 150-200 кг. Специальное снаряжение повышает надежность страховки на снегу: лавинная лопатка, прикрепленная к ледорубу, - в 1, 5 раза; лопата В. М. Абалакова - в 3 раза; тормоз В. Саратовкина - в 2-4 раза. Снежный якорь (рис. 91) даже в свежем снегу выдерживает рывок не менее 250-300 кг, однако он должен иметь размер не менее 300x300 мм, быть достаточно прочным и надлежащим образом расположенным в снегу. Для страховки можно использовать закопанный в снег ледоруб - Т-образное закрепление (рис. 92). В мягком (рыхлый, свежевыпавший, перемороженный) снегу страховка организуется аналогичными способами, но она крайне ненадежна. В этом случае надо тщательно утрамбовать снег, несколько раз подсыпая его со склона. Если ледоруб, воткнутый в дальний край площадки по самую головку, все же сидит свободно, страховка также ненадежна. Для усиления точки страховки в подобных условиях существует простой способ: на рукоятку ледоруба надевают петлю - коуш стального тросика длиной 60- 70 см и, прорезав тросиком всю глубину площадки, выводят его на поверхность склона ниже края площадки (рис. 93); ко второму коушу прищелкивают карабин и страховку осуществляют через него.
На надежность страховки значительно влияет консистенция снега. Во влажном или фирновом снегу ледоруб держит лучше, чем в сухом, свежем. Во влажном снегу усилие вырыва всегда выше, чем в сухом. Если ледоруб хорошо держит в плотном снегу, можно страховать через рукоятку обеими руками с обеих сторон или с одной стороны (рис. 94 и 95). На качество страховки влияют: забивка рукоятки ледоруба в снег, твердость снега, крутизна склона, расстояние между ледорубом и страхующим, другие факторы. Если в глубоком свежем снегу, где необходимо вытоптать место для страховки, при отсутствии фирнового якоря ледоруб держит ненадежно, то для страховки второго в связке можно наступить на головку ледоруба, предварительно заложив за рукоятку несколько витков веревки (рис. 96).
Место для страховки должно быть выбрано или вытоптано так, чтобы на нем можно было надежно стоять расставив ноги и иметь возможность принять большую часть рывка на себя, на корпус страхующего.
В отдельных случаях, когда нет уверенности в надежности страховки через ледоруб, применяется страховка через шайбу Штихта или восьмерку, закрепленную на грудной обвязке страхующего (рис. 97). Силу рывка надо ослабить протравливанием веревки. Минимальный запас протравливания на крутом склоне - '/з веревки. Даже не очень сильный рывок вырывает ледоруб из склона или ломает рукоятку деревянного ледоруба. В момент срыва и скольжения товарища, если тот находится вверху, страхующий должен попытаться выбрать часть веревки, что сократит длину разгона и увеличит количество веревки у страхующего для протравливания. Разумеется, сорвавшийся должен приложить максимум усилий к самозадержанию - это увеличит надежность страховки. На гребневых участках или на склонах со скальными островами иногда между скалами и снегом имеется щель, напоминающая рантклюфт. В таком случае в щель можно заложить ледоруб и осуществить страховку через него (рис. 98). Для верхней страховки, для приема партнера незаменим узел Гарда (см. стр. 354 " ссылка на узлы будет добавлена позже; прим. Amid "). Наиболее эффективен для страховки на снегу амортизатор " косичка-60". Задача страхующего значительно упрощается, если амортизатор прикреплен к хорошо забитому в подготовленную снежную лохань ледорубу, а страховочная веревка выдается через узел Бахмана (двусторонний зажим Кашевника), прикрепленный к амортизатору короткой петлей из 4 прядей репшнура, петлей из широкой ленты или куском основной веревки. При такой страховке страхующий без особых усилий может удержать даже двух одновременно сорвавшихся альпинистов. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В СВЯЗКАХ Правильный выбор схемы движения связок на снежном рельефе способствует повышению безопасности и скорости прохождения участка при наименьшей затрате сил. На некрутых склонах допускается одновременное движение. Однако при срыве одного из участников его трудно удержать. Испытания комиссией УИАА показали, что даже на некрутых склонах (до 25-30°) достаточно незначительной силы, чтобы сдернуть идущего первым в связке. Величина этого усилия оказалась неожиданно низкой - всего около 5 кг (рис. 99).
Связки состоят из 2 или 3 человек. На закрытых ледниках иногда в одной связке бывает 4 человека. При попеременной страховке наиболее рациональна связка-двойка. Она обеспечивает максимальную быстроту движения, оперативность в работе с веревкой, удобное и рациональное размещение партнеров на опасных участках. Вышедший вперед альпинист, проложив цепочку ступеней в длину веревки с учетом резерва на протравливание, делает два-три шага в сторону и организует пункт страховки одним из описанных выше способов. Здесь он принимает партнера, который, поднявшись, не задерживается, а продолжает подъем, принимая на себя роль ведущего в связке (рис. 100).
Подобная схема движения продолжается до окончания подъема по склону. При подъеме зигзагом пункт страховки организуется в местах изменения направления движения. Связка-тройка более надежна при движении по закрытому леднику или на гребне с карнизами, но скорость ее будет ниже, чем у двойки. Для тройки есть несколько вариантов передвижения. Первый вариант (рис. 101). Альпинисты №3 и № 2 организуют страховку альпинисту № 1, который, пройдя веревку, отходит на 3 - 5 шагов в сторону и, подготовив площадку, организует страховку. Затем № 2, привязавшись к веревке схватывающим узлом (узлом Бахмана) и отстегнувшись от связочной веревки, идет наверх по готовым ступеням к№ 1, используя закрепленную веревку как перильную. В это время № 3 обеспечивает закрепление нижней части перил через свой ледоруб. Подойдя к № 1, № 2 начинает страховать поднимающегося № 3, который, пройдя мимо них, становится направляющим в связке, его страхует № 2, а того - № 1. Затем порядок работы связки повторяется.
Второй вариант (рис. 102). На менее крутых склонах возможен вариант одновременного движения двух альпинистов, в то время как третий выполняет роль страхующего. Порядок движения следующий: № 3 уходит вверх, его страхует № 2, а того - № 1. После того как № 3 становится на страховку, по готовым следам поднимаются один за другим № 2 и № 1. Подойдя к месту страховки, № 2 становится рядом с № 3, а № 1 продолжает движение вверх, пробивая ступени. Его страхует № 2. Этот способ быстрее первого варианта, но менее надежен.
Третий вариант (рис. 103). На коротких, но крутых участках более надежен третий вариант. Здесь среднего в связке № 2 одновременно страхуют № 1 и № 3. Когда № 2 подготовил площадку, он страхует поднимающегося по его следам № 3, а его самого наряду с самостраховкой страхует № 1. После того как № 3 выходит на длину половины веревки и организует страховку № 1, начинает движение № 1. Пройдя по следам на всю длину веревки, он становится рядом с № 3, вместе с которым принимают №2.
Все три варианта, а также их комбинации используются при подъеме зигзагом. Во всех случаях необходимо следить, чтобы альпинисты не располагались друг над другом. Страхующие тоже должны смотреть, чтобы веревка между ними и страхуемым не имела значительной слабины. Это исключит динамический рывок на точку страховки, и страхующему придется удерживать только вес партнера. Передвижение по закрытым ледникам, особенно заснеженным, представляет реальную угрозу: замаскированные снегом трещины являются потенциальной ловушкой. Обязательно двигаться в связках. На закрытом леднике с повышенной опасностью падения следует подготовить аварийную систему (рис. 104). Это одна или две петли из репшнура, которые привязывают схватывающим узлом к основной веревке на 30-50 см выше грудной обвязки. Петли пропускают под ремень грудной обвязки и убирают в карманы куртки или брюк. Если альпинист попал в трещину, он должен на концах петель сделать стремена, в крайнем случае, просто встав в петли, снять нагрузку с грудной обвязки. Определенным образом следует подготовить и связочную веревку.
На рис. 105 приведено несколько вариантов. Если веревка делится на три части, свободные ее концы маркируют и убирают под клапан рюкзака. Оставшуюся часть веревки надо слегка натянуть между альпинистами. В руках не должно быть резервных колец веревки. Для создания большего трения веревки о края трещины и уменьшения рывка на партнера по связке рекомендуется завязать узлы на страховочной веревке, как показано на рис. 105. Узел (узлы) заклинивается в снегу на краю трещины, значительно ослабляет рывок и помогает фиксации веревки и дальнейшей организации подъема провалившегося в трещину.
Если проваливается первый в связке при подъеме по склону, партнеры по связке удерживают его не только за счет трения веревки на перегибе трещины; этому в значительной мере способствует и противовес их самих (рис. 106). Наиболее опасна ситуация, когда проваливается первый участник связки на спуске. Из-за достаточно большого рывка, малого трения и скользкой поверхности склона провалившийся может потянуть за собой и партнеров по связке (рис. 107).
Всегда следует помнить, что в трещину может провалиться любой участник связки, не обязательно первый или самый тяжелый. Если есть возможность, трещины на леднике лучше обойти, в крайнем случае преодолеть по снежным мостам или пересечь под прямым углом (рис. 108). При движении по закрытому леднику ледоруб в руке держат клювом вперед. Там, где существует хотя бы предположительная опасность падения в трещину, идут, держа ледоруб на изготовку и продев его в петлю проводника, завязанную на страховочной веревке в 50 см от грудной обвязки. Если снег глубокий и рыхлый, ледоруб следует нести за головку, придерживая пальцами петлю, чтобы она не сползла вниз по рукоятке
В случаях, когда необходимо страховать партнера, делать это лучше по следующей схеме: прикрепить к хорошо забитому ледорубу (или двум сблокированным) короткую петлю, которую завязать на страховочной веревке схватывающим узлом, страхующий держит узел в руке и через него выдает веревку. Если ведущий падает в трещину, схватывающий узел отпускают. Такая схема хороша и тем, что она наполовину готовит систему полиспаста, если провалившегося надо поднимать из трещины. Чтобы при рывке ледоруб не вырвало из гнезда, его подстраховывают импровизированным снежным якорем или встав на него ногой, уперевшись коленом. Подгорную трещину (бергшрунд) при движении вниз преодолевают перепрыгиванием, организуя перед этим надежную страховку (рис. 109). При подъеме бергшрунд может оказаться очень серьезным препятствием. Часто это комбинация трещин со стенкой. Если пройти вблизи скал или по лавинному мосту нет возможности, бергшрунд проходят в самом низком и пологом месте.
Иногда стенку удается пройти, используя воткнутые в нее ледорубы в качестве искусственных точек опоры (рис. 110). На воткнутый в снег ледоруб можно также повесить лесенку. Иногда используют ледовый якорь (айс-фи-фи) (см. стр. 121) с лопатками, плоскости которых обеспечивают надежную точку опоры.
В рыхлом снегу, не представляющем достаточной опоры для ледорубов - ступеней, можно проделать косой прокоп, но это очень трудоемко и утомительно. Линию возможного отрыва карниза можно установить, зондируя ледорубом гребень с тонкими карнизами и визуально определяя размеры выноса карниза на расположенной впереди части гребня. Иногда единственная возможность для организации страховки на узких гребнях - использование самого гребня: при срыве ведущего страхующий прыгает в противоположную сторону гребня. Из-за маятникового характера падения партнеров по связке рывок не будет резким. На пологих гребнях техника страховки и движения аналогична технике на снежных склонах. При одновременном движении по неострому гребню без карнизов альпинисты в связке находятся по разным сторонам гребня. Это осуществляется следующим образом: первый, пройдя по одной стороне гребня на длину веревки, переходит на противоположную и продолжает движение, в то время как напарник идет по его протоптанным следам с другой стороны гребня. Длина перехода определяется длиной веревки (рис. 111). Каждый альпинист несет в руках по нескольку колец. Подъем к карнизу с подветренной (подкарнизной.) стороны очень опасен и может использоваться только опытной группой при максимальной осторожности в морозное время рано утром. Для выхода на гребень часть карниза небольшой мощности может быть срублена. Иногда сквозь карниз прорубают крутой тоннель, выводящий на подветренный склон. При движении по карнизному гребню не всегда возможно просмотреть путь на некоторое расстояние вперед. В результате повышается вероятность внезапного, случайного выхода в опасную зону отрыва карниза. Если один из участников связки сорвется с гребня вместе с карнизом, второй должен, не раздумывая, прыгать в противоположную сторону от гребня (рис. 112)
На спусках по очень крутым склонам применяются системы закрепления веревки на ледорубах, которые потом выдергивают. Для этого используются два ледоруба и кусок репшнура. Спуск производится на двойной веревке. После спуска надо дернуть за веревку (обозначена буквой а на рис. 113). При наличии одного ледоруба можно прибегнуть к схеме, показанной на рис. 114.
|