![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация производственной профессиональной практики
Методическое руководство процессом прохождения практики Методическое руководство процессом прохождения производственной профессиональной практики и ее организацию от университета осуществляют научные руководители, закрепляемые кафедрой бухгалтерского учета и аудита, а от принимающей стороны – руководители, главные бухгалтеры, начальники финансовых подразделений предприятий и организаций. Научный руководитель составляет совместно с направляемым на практику студентом календарно-тематический план прохождения практики и график прохождения практики, проводит ознакомительную консультацию до начала прохождения практики, руководит процессом прохождения практики и оказывает помощь студенту при составлении отчета по практике. В процессе прохождения производственной профессиональной практики студент выполняет все задания, предусмотренные программой, заполняет график прохождения практики, а по окончании практики составляет отчет и вместе с отзывом-характеристикой сдает на проверку руководителю от кафедры. Указанный отчет защищается на кафедре перед комиссией. Образцы календарно-тематического плана и графика прохождения практики представлены в приложениях 1 и 2. Процесс прохождения производственной профессиональной практики должен состоять из следующих этапов, содержащих экономические и учетно- аналитические операции, и раскрытия определенных тем в зависимости от места прохождения производственной профессиональной практики (табл.1).
ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Таблица 1
В бухгалтерии коммерческой организации: - определение цели образования организации, порядка ее регистрации; основного содержания устава и учредительных документов; - определение уровня специализации, отраслевой принадлежности и места, занимаемого организацией на рынке товаров, работ, услуг; - ознакомление с нормативными документами, бухгалтерскими стандартами (ПБУ), которые применяются в практике ведения учета; - ознакомление с приказом по учетной политике организации, анализ его составляющих на соответствие нормативным документам; - ознакомление со структурой и функциями бухгалтерии; - ознакомление с организацией и методикой бухгалтерского и налогового учета; - изучение порядка составления и ведения первичной учетной документации; - составление промежуточной и годовой отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках и др. форм отчетности); - заполнение налоговых деклараций и регистров налогового учета; - изучение финансового состояния организации на базе бухгалтерской отчетности за последние три года; - анализ структуры и содержания баланса и Отчета о прибылях и убытках; - определение ликвидности и ее показателей; - определение структуры доходов и расходов организации на основе данных бухгалтерской отчетности; - определение порядка формирования и распределения прибыли; - формирование учетной и налоговой политики организации. В бухгалтерии коммерческой организации студент за время прохождения научно-производственной практики должен освоить организацию и методику ведения бухгалтерского учета по следующим темам: - общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации); организация бухгалтерского учета; - учет основных средств; - учет нематериальных активов; - учет материальных ценностей; - учет труда и заработной платы; - учет затрат на производство и методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); - учет готовой продукции, ее реализации и финансовых результатов; - учет денежных средств и расчетных операций; - учет собственного капитала и кредитов; - учет товарных операций; - учет расходов на продажу и финансовых результатов; - учет вложений во внеоборотные активы; - учет финансовых вложений; - бухгалтерская отчетность. Кроме того, студент за время прохождения производственной профессиональной практики должен научиться разбираться в организации управленческого учета, знать отличия и особенности систем директ-костинг и стандарт-кост, а также основы калькулирования себестоимости продукции при позаказном, попроцессном и попередельном методах. В бухгалтерии бюджетной организации студент должен освоить методику ведения бухгалтерского учета по следующим темам и выполнить названные действия: - определение цели образования организации, порядка ее регистрации, основного содержания учредительных документов; - ознакомление с приказом по учетной политике организации; - ознакомление со структурой и функциями бухгалтерии; - ознакомление с организацией бухгалтерского учета и изучение схемы документооборота; - изучение особенностей составления первичной учетной документации; - изучение особенностей применения плана счетов для бюджетных организаций; - учет поступления и расходования средств бюджетного финансирования; - учет основных средств и нематериальных активов и их амортизации; - учет производственных запасов; - учет затрат на производство и выпуск готовой продукции (работ, услуг); - учет денежных средств; - учет финансовых результатов; - составление промежуточной и годовой отчетности; - анализ финансового состояния организации и средств бюджетного финансирования; - анализ структуры доходов и расходов организации; - определение перспектив развития организации
Содержание практики по темам:
Тема 1. Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации). Организация бухгалтерского учета При изучении этой темы студент знакомится с организацией работы предприятия (организации), характером и объектами хозяйственной деятельности, организационной структурой предприятия (организации), состоянием договорных отношений. Далее необходимо изучить организацию бухгалтерского учета: структуру учетного аппарата, формы учета, наличие и использование прикладных бухгалтерских программ, распределение обязанностей между учетными работниками, график учетных работ, схему документооборота, порядок хранения документов, взаимосвязь отделов и групп бухгалтерии, организацию внутрихозяйственного аудита и контроля, обеспечение сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, организацию материальной ответственности. Тема 2. Учет основных средств В процессе изучения данной темы студенту необходимо рассмотреть следующие вопросы: понятие основных средств, состав задач, решаемых в учете основных средств, систему показателей, формируемых на данном участке учета. В первую очередь следует рассмотреть организацию учета основных средств, а именно: классификацию основных средств, оценку основных средств, принципы учета. За время прохождения практики студент должен: ознакомиться с документальным оформлением и учетом движения основных средств. Изучить учет их поступления, перемещения, реализации, ликвидации, сдачи и приема в аренду. Усвоить методику начисления амортизации по основным средствам, изучить методику учета затрат на текущий и капитальный ремонты, реконструкцию и модернизацию основных средств. Освоить методику учета арендуемых и сдаваемых в аренду основных средств; знать порядок проведения и учет переоценки основных средств, а также особенности учета лизинговых операций. Тема 3. Учет нематериальных активов В процессе изучения данной темы студенту необходимо рассмотреть следующие вопросы: понятие нематериальных активов, состав задач, решаемых в учете нематериальных активов, систему показателей, формируемых на данном участке учета. Студент должен рассмотреть основные принципы организации учета в части возможных видов нематериальных активов, их оценку и определение срока полезного использования. Затем должна быть изучена методика бухгалтерского учета операций с нематериальными активами: поступления и выбытия нематериальных активов, способов и порядка амортизации, переоценки нематериальных активов, их аналитического учета. Тема 4. Учет материальных ценностей В процессе изучения данной темы студенту необходимо рассмотреть следующие вопросы: понятие материальных ценностей, нормативные акты по учету материальных ценностей, состав задач, решаемых в учете материальных ценностей, систему показателей, формируемых на данном участке учета. Должны быть изучены принципы организации учета материальных ценностей: классификация их в текущем учете, единицы учета, оценка в текущем учете и отчетности, состав расходов по заготовке и доставке материальных ценностей. Далее необходимо изучить методику учета материальных ценностей: документацию и учет движения материальных ценностей (поступления, перемещения, отпуска в производство и на сторону), аналитический учет, мероприятия контроля за использованием материальных ценностей в процессе производства, учет материальных ценностей на складах, использование результатов полученной информации при составлении отчетности. Тема 5. Учет труда и заработной платы В процессе изучения данной темы студенту необходимо ознакомиться с нормативными актами и инструктивными материалами по организации учета труда и заработной платы. Определить состав задач, решаемых по учету труда и заработной платы; систему показателей, формируемых на данном участке учета; принципы организации учета труда и заработной платы; классификацию персонала предприятия (организации); формы и системы оплаты труда. Далее необходимо рассмотреть методику учета труда и заработной платы: учет численности персонала предприятия (организации) и использования рабочего времени; учет выработки и доплат за отработанное время, оплат за непроработанное время; порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности; порядок удержания налога на доходы физических лиц и прочих удержаний; порядок начисления отпускных сумм; определение среднесписочной численности работников; контроля за фондом оплаты труда. Тема 6. Учет затрат на производство и методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) В процессе изучения данной темы студенту необходимо рассмотреть следующие вопросы: основные нормативные документы по организации учета затрат на производство; состав задач по учету затрат на производство; состав производственных затрат, включаемых в себестоимость продукции; систему показателей, формируемых на данном участке учета, принципы организации учета затрат на производство, их последовательность и взаимосвязь; принципы оценки незавершенного производства. Далее следует изучить методику учета затрат на производство: прямых и косвенных, основных и накладных затрат, результатной информации по группировке и распределению многоэлементных затрат, распределение затрат вспомогательных производств; затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования; общепроизводственных и общехозяйственных расходов; производственных потерь, расходов по подготовке и освоению новых видов продукции, расходов будущих периодов. Особое внимание целесообразно уделить методике сводного учета затрат на производство и учета незавершенного производства. Важно разобраться в видах, объектах и единицах калькуляции себестоимости, определить используемый на предприятии метод учета затрат и калькулирования себестоимости; обратить внимание на порядок учета изменения норм и отклонений. Тема 7. Учет готовой продукции, ее реализации и финансовых результатов В процессе изучения данной темы студенту необходимо ознакомиться с основными нормативными документами по организации учета готовой продукции, её отгрузки, реализации и финансовых результатов, порядком исчисления и уплаты НДС. Следует определиться в сути следующих понятий и применить их на практике: готовая продукция, отгруженная продукция, коммерческие расходы, реализованная продукция, прибыль (убыток) от реализации, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нераспределенная прибыль. Далее важно наметить состав задач, решаемых на данном участке учета и систему основных показателей. Студенту следует ознакомиться с принципами организации учета готовой продукции, финансовых результатов, оценки продукции в текущем учете и на балансе, при этом необходимо учесть влияние определения момента реализации, принятого на данном предприятии (организации) для целей учета и налогообложения. Затем необходимо изучить методику учета готовой, отгруженной, реализованной продукции, а также коммерческих расходов, НДС и финансовых результатов. Тема 8. Учет денежных средств и расчетных операций В процессе изучения данной темы студенту необходимо рассмотреть основные инструктивные материалы и положения по организации учета денежных средств и расчетных операций, определить состав задач, решаемых в учете денежных и расчетных операций, определить систему показателей, формируемых на данном участке учета. Студенту следует ознакомиться с принципами организации учета денежных и расчетных операций, то есть рассмотреть существующие формы и способы расчетов, обосновав необходимость применения конкретных форм расчетов, исходя из отраслевых особенностей данного предприятия (организации). Важно изучить методику учета денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в банке, расчетов с учредителями, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами, бюджетом и внебюджетными фондами, прочими дебиторами и кредиторами. Тема 9. Учет собственного капитала и кредитов В процессе изучения данной темы студенту важно рассмотреть основные положения, инструктивные материалы о порядке образования и организации учета собственного капитала и получения кредитов, а также учредительные документы предприятия (организации), которые помогут разобраться в порядке создания и использования собственного капитала. Затем необходимо определить состав задач и систему показателей, формируемых на данном участке учета, а также принципы организации учета собственного капитала, кредитов и займов. Целесообразно разобраться в методике учета формирования уставного, резервного и добавочного капиталов, а также формирования и использования следующих резервов: резерва предстоящих расходов и платежей, резерва под обесценение финансовых вложений; резерва по сомнительным долгам. Для этого сначала следует определить наличие созданных резервов, основные источники их формирования, направления использования, а также проверить соответствие требованиям нормативных документов. Далее надо обобщить информацию о состоянии средств, полученных извне на финансирование деятельности предприятия (организации): кредитов банков (долгосрочных, краткосрочных); займов от других заимодавцев (долгосрочных и краткосрочных), иных средств финансирования. Тема 10. Учет товарных операций В процессе изучения данной темы студенту необходимо ознакомиться с основными нормативными документами и инструктивными материалами по организации учета товарных операций, определить состав задач, решаемых на данном участке учета, систему показателей в оптовой, розничной торговле и на предприятиях общественного питания. Рассмотреть принципы организации учета товаров, ознакомиться с порядком составления и выполнения договоров поставок, купли-продажи, установлением момента реализации товаров для целей налогообложения, организацией контроля за ценами и надбавками. Важно разобраться в методике учета товарных операций, рассмотреть источники поступления и направления выбытия товаров, понятия: товаров в пути, товарного запаса, товарооборота, определить состав информации, необходимой для документирования движения товаров, продажи за наличный расчет, в кредит, мелким оптом, по безналичному расчету, товарных потерь и возврата товаров покупателями. Изучить учет товаров и тары по материально ответственным лицам и порядок составления товарных отчетов. Ознакомиться со стоимостным учетом товаров по продажным и покупным ценам, знать порядок формирования дохода от реализации. Рассмотреть порядок проведения и документального оформления инвентаризации товаров и тары, выявления результатов инвентаризации и отражения в учете указанных результатов. При прохождении научно-производственной практики на предприятии общественного питания студенту необходимо рассмотреть особенности учета производства и реализации собственной продукции и покупных товаров, изучить структуру продажных цен на продукцию общественного питания и порядок составления калькуляций. Следует обратить внимание на особенности учета сырья, товаров и тары в кладовых предприятия (организации) общественного питания, отпуска их в производство и в розничную сеть. Изучить учет сырья на производстве и отпуск готовых изделий из кухни, а также отчетность материально ответственных лиц о наличии и движении сырья на кухне, о реализации и отпуске продукции собственного производства через обеденные залы, буфеты и мелкорозничную сеть. Ознакомиться с порядком исчисления и отражения в учете реализованных наценок предприятия общественного питания, а также с особенностями инвентаризации сырья и товаров на производстве, в кладовых, буфетах, мелкорозничной сети и порядком отражения в учете результатов инвентаризации. Тема 11. Учет расходов на продажу и финансовых результатов В процессе изучения данной темы студенту необходимо ознакомиться с основными нормативными документами по организации учета затрат, определить цели и задачи учета расходов на продажу, состав затрат, включаемых в расходы на продажу, систему показателей, формируемых на данном участке учета. Детально разобраться в методике учета расходов на продажу, связанных с использованием: основных средств, материалов, расходов по аренде имущества; транспортных расходов, рекламных услуг, оплатой процентов за кредит и инкассацию и других; трудовых ресурсов с отчислениями на социальное страхование и обеспечение; потерями товаров и тары. Рассмотреть разграничение расходов на продажу по отдельным отчетным периодам, между реализованными товарами и остатками товаров. Изучить методику учета прочих доходов и расходов. Ознакомиться с порядком выявления финансовых результатов хозяйственной деятельности в течение года и при составлении годового отчета. Рассмотреть порядок налогообложения прибыли торгового предприятия (организации). Тема 12. Учет вложений во внеоборотные активы В процессе изучения данной темы студенту необходимо ознакомиться с основными нормативными актами и инструктивными материалами, регулирующими учет и обобщение информации в области вложений во внеоборотные активы и источников их финансирования. Определить цели и состав задач, решаемых на данном участке учета; определить систему показателей; принципы организации учета вложений во внеоборотные активы, их классификацию по видам инвестиций и отдельным объектам. Особое внимание следует уделить методике учета строительства и приобретения объектов основных средств, приобретения и создания нематериальных активов. Изучить методику учета затрат на приобретение основных средств, а также на осуществление строительных и монтажных работ при хозяйственном и подрядном способах ведения работ; учета незавершенных вложений; учета расчетов с подрядчиками; учета вложений в приобретение и создание нематериальных активов. Тема 13. Учет финансовых вложений В процессе изучения данной темы студенту необходимо ознакомиться с основными нормативными актами и инструктивными материалами, регулирующими учет и обобщение информации в области финансовых инвестиций; разобраться в определении понятия финансовых вложений, определить цели и состав задач, решаемых в учете финансовых вложений; систему показателей, формируемых на данном участке учета. Сначала следует разобраться в классификации финансовых вложений по различным признакам, принципах их учета и оценки. Изучить вложения предприятия (организации) в уставные капиталы других организаций, долговые ценные бумаги, а также в предоставленные займы. За время прохождения практики студент должен изучить методику учета финансовых вложений: документальное оформление покупки или поступления ценных бумаг (акций, облигаций) на предприятие (организацию) иным путем, их выбытия, реализации; порядок начисления и выплаты дивидендов и процентов, а также получения доходов по ценным бумагам, принадлежащим предприятию (организации). Тема 14. Бухгалтерская отчетность В процессе изучения данной темы студенту предложено исследовать и обобщить действующие на данный момент законодательные и нормативные акты при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, руководствуясь ими при прохождении практики. Необходимо определить состав форм промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, сроки и адреса представления, а затем, имея общее представление о составе и сроках, разобраться в методике составления отчетности, детально рассмотреть входную и выходную информацию, формирующую каждый показатель отчетности, а также разобраться в экономической сути каждого показателя отчетности и порядке его формирования.
|