Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие представлений о материи в истории философии.






Материя как философская категория

Категориальный статус понятия " материя". Категория материи — одна из центральных в онтологии. В понятии " материя" фиксируется наиболее общая основа существования окружающего нас природного мира, его всеобщая характеристика. Поэтому к этой категории так или иначе обращались все крупные мыслители прошлого. Она находится в фокусе и современных научных дискуссий.

Развитие представлений о материи в истории философии.

Понятие " материя" прошло несколько этапов в своем историческом понимании.

1. Натурфилософское понимание: материя как первоначало (чувственно-наглядное, " стихийное" представление о материи). Проблема материи в древнегреческой натурфилософии решалась в соотвествии с вопросом о том, " из чего все произошло" (вопрос о первоначале) и " из чего все состоит" (вопрос о первоматериале), т.е. к каким первоэлементам можно свести все многообразие мира. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.) в первооснову мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п.; все существующее считалось модификацией этих стихий. В античном атомизме (Левкипп, Демокрит, Эпикур) материя представляла собой более первоматериал, нежели первоначало: все тела состоят из атомов – множеств неделимых частичек вещества, которые, двигаясь в пустоте то сцепляются, то расцепляются.

2. Естественнонаучное понимание: материя как субстрат, вещество (физикалистское, сциентистское представление о материи). Данная трактовка материи, возникает в связи с развитием научного естествознания в XVII в. (в первую очередь физики), в основе которого лежала идея атомарного строения вещества, высказанная еще античными атомистами. Материя стала отождествляться с веществом, состоящим из атомов, с комплексом их свойств (протяженность, неделимость, масса, плотность). Наибольшего развития такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

Материя в естествознании Нового времени стала пониматься как субстрат – " то из чего все состоит", как вещественная основа, сущность отдельных вещей, как некий строительный материал многообразных предметов и явлений, как своеобразная неизменная основа всех вещей, некая " вешалка", на основе которой существуют вещи, а ее свойства, атрибуты рассматривались как отличные от самой материи: материя – это одно, а все остальное – это другое, первое порождает второе, оставаясь как бы строительным первоматериалом, из чего созидается сама конкретность, множество вещей.

На рубеже XIX - XX веков в связи с открытием радиоактивности, делимости атома (электрона), электромагнитных полей разразился методологический кризис науки, связанный с определением материи как вещества, состоящего из атомов. Некоторые ученые и философы стали говорить о дематериализации, или исчезновении, материи, о замене ее энергией, электричеством, даже математическими формулами.

Философы предложили свой выход из возникшего кризиса — материя перестала падать в бездну дематериализации. Это был, разумеется, коллективный выход, вобравший в себя множество индивидуальных решений и подходов

3. Философско-гносеологическое понимание: материя как объективная реальность (гносеологическое представление о материи). Сформировавшись в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в начале XX столетия, оно развивалось в русле марксистского мировоззрения в разных странах и прежде всего в СССР.

Для выхода из кризиса было предложено сформулировать такое определение материи, которое не зависело бы от возможных научных открытий различных состояний материального мира в будущем, т.е. дать не естественнонаучное, а философское определение. Для этого все частные (" мелкие") характеристики материи были включены в один общий признак: быть объективной реальностью.

" Классическое" гносеологическое определение материи было сформулировано В.И. Лениным: " Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Иными словами, материя – это такая реальность, которая а) существует объективно, т.е. независимо от сознания субъекта, и б) которая непосредственно или опосредованно (с помощью технических средств) может вызывать у субъекта познания ощущения, т.е. фиксироваться органами чувств.

Несмотря на то, что данное определение материи способствовало преодолению кризиса в науке, вскоре обнаружились его ограничения: в нем материя ограничивается лишь чувственно-познавательным отношением человека к миру в системе " субъект познания – объект познания", сводится лишь к одному свойству – " объективности". Тем самым мы отвлекаемся от мировоззренческого значения понятия материя для осмысления места человека в мире (т.е. в системе " человек – мир") в рамках материализма.

4. Философско-онтологическое понимание: материя как субстанция (субстанциально-аксиологическое представление о материи). Зародившись примерно в середине ХХ столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству — " объективной реальности" (как это утверждалось гносеологистами) данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки такой концепции можно обнаружить еще в философии Спинозы и потому ее можно было бы квалифицировать как неоспинозизм.

Материя есть единственная субстанция, т.е. нечто самостоятельно существующее (от лат. substantivus — " самостоятельный"), " в-себе-и-для-себя-бытие", т.е. то, что существует само в себе и представляется само через себя. Материя как субстанция самодостаточна, т.е. является " причиной самой себя" (causa sui) она обладает свойствами активности, самодвижения, самовоспроизводства, самотворчества, вечностью (неуничтожимостью) во времени и бесконечностью в пространстве. Субстанциальность материи выражается во взаимосвязи сущности и явления, многообразного и единого, сущности и существования.

Материя как субстанция есть " абсолютная реальность": в мире нет ничего, кроме материи (и ее свойств, которые тоже включены в материю). В современном материализме, таким образом, отрицается существование духовной субстанции (Идеи или Бога) как существующей реально, первично и независимо от материи. Сознание (мышление разум) – это порождение материи, продукт ее самореализации, самотворчества, актуализации заложенных в ней возможностей, особая форма существования материи.

Поскольку кроме материи ничего более нет, а материя включает в себя (актуально и потенциально) сознание, дух, постольку " материя духовна", " материя одухотворена". Современные ученые допускают возможность существования сознания в космосе в других звездных системах. Если природа смогла породить сознание в нашей солнечной системе, то почему бы не признать и возможность существования сознания, подобного человеческому, в других звездных мирах в настоящее время?

Дух (сознание, идеальное) – это модус, " орган" материи, в котором она осуществляет сама себя: сознание есть свойство материи, поэтому сознание вечно, как и материя. В современном материализме первичность материи и вторичность духа обосновывается тем, что существование природных систем не предполагает с необходимостью наличия сознания; духовное же, напротив, не существует вне природы, вне материи.

Философско-онтологический подход к материи через понятие " субстанция" позволяет развернуть ее атрибуты, модусы и более четко установить отличия материализма от идеализма (идеалистического субстанциализа).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал