Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Строение разрывных нарушений.
Сместитель – плоскость разрыва, по которой происходит относительное перемещение разорванных блоков. Крылья разрывного нарушения – перемещаемые относительно сместителя блоки горных пород. При наклонном положении сместителя различают висячее (находится над плоскостью сместителя) и лежачее (находится под плоскостью сместителя) крылья. Амплитуда разрыва – величина относительного перемещения крыльев по сместителю. Различают амплитуду истинную (наклонную), вертикальную, горизонтальную, стратиграфическую (рис.). o Истинная амплитуда разрыва – расстояние по плоскости сместителя между кровлей или подошвой одного и того же пласта в висячем и лежачем крыльях (h). o Вертикальная амплитуда разрыва – проекция истинной амплитуды на вертикальную плоскость (h1). o Горизонтальная амплитуда разрыва – проекция истинной амплитуды на горизонтальную плоскость (h2). o Стратиграфическая амплитуда разрыва – расстояние по нормали между кровлей и подошвой одного и того же пласта в висячем и лежачем крыльях. Линия разрыва – линия пересечения сместителя с дневной поверхностью. В практике она именуется названием соответствующего разрывного нарушения (сброс, взброс, сдвиг и т.д.). Поверхность сместителя может быть ровной или волнистой. При движении блоков в условиях давления происходит дробление породы на куски, поверхности которых в свою очередь, притираются, становятся гладкими, как бы отполированными. Такие поверхности называются зеркалами скольжения. На поверхности зеркал скольжения часто встречаются штрихи и бороздки, с углублениями на конце, являющиеся следами попавших на плоскость скольжения зёрен, а также трещины отрыва, ^ направлению перемещения. Зеркала скольжения ориентированы ½ ½ сместителю и вместе с сопровождающими их штрихами и трещинами отрыва используются для выявления разрывных нарушений, определения элементов залегания сместителя и направления перемещения крыльев.
Зеркала скольжения образуются даже при относительно небольших перемещениях. При больших амплитудах (десятки и сотни м) происходит разрушение выступов неровной поверхности сместителя и образование брекчий трения или тектонических брекчий. Они представляют собой раздробленную и перетёртую массу обломков горных пород разной размерности (до десятков и сотен м). Обломки в тектонических брекчиях состоят из пород, прилегающих к плоскости сместителя или из пород, вынесенных из глубины. Такого типа своеобразные пёстрые брекчии, особенно широко развитые в зоне надвигов, получили название меланжа (смесь). Состав меланжа – туфы, вулканиты, гипербазиты и серпентиниты, яшмы, известняки, метаморфические породы неясного происхождения. Цемент – более тонко раздробленный или жильный материал. Тектонический меланж формируется, как правило, в зонах глубинных разломов складчатых областей. Пример - Главный Уральский разлом, сопровождающийся, кроме меланжа, линейными интрузиями ультрабазитов. Мощность меланжа достигает сотен м и даже километры. При интенсивном дроблении и истирании пород в зонах глубинных разломов образуются т.н. катаклазиты – сильно раздробленные минеральные агрегаты, превращённые в крошку и характеризующиеся сильно деформированным (изогнутым) расположением слагающих их компонентов. Часто дробление наблюдается даже на уровне зёрен. При перетирании материала до состояния пыли образуются т.н. «глинки трения» которые при последующей литификации превращаются в милониты. Милониты – это тонко перетёртые породы с ориентированными текстурами (благодаря давлению), сходными со сланцеватостью, полосчатостью, флюидальностью.
|