Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Система принципов третейского разбирательства в Российской Федерации
Принципы играют определяющую роль в процессе реализации норм отрасли. Это проявляется как во влиянии принципов на правосознание участников процессуальных правоотношений, так и в непосредственном действии принципов при применении норм, в которых они закреплены. Заметим, что в некоторых случаях законодательство отсылает прямо к принципам права (ч.4 ст.1 ГПК РФ, некоторые нормы международных договоров). При толковании и определении практического значения принципов третейского разбирательства следует принять во внимание два важных исходных положения. Во-первых, название и содержание ст.18 Федерального закона указывают на то, что перечисленные в этой статье принципы являются принципами именно третейского разбирательства. Во-вторых, принципы имеют общее значение для третейского разбирательства в целом, а не для отдельных его стадий. Как отмечают исследователи, в законодательстве о третейских судах процесс рассмотрения дела урегулирован довольно сжато, компактно, в отличие от АПК РФ и ГПК РФ. В Законе в значительной степени получила отражение частноправовая природа третейского суда. Основа его функционирования - договор сторон. В силу этого правила, установленные в Законе, изложены максимально гибко, диспозитивно, оставляя решение многих вопросов на усмотрение сторон, стимулируя их инициативу. В отличие от государственного суда, третейский суд не имеет обязанностей " публичного характера", а волеизъявление сторон выступает как основная движущая сила третейского разбирательства. Одновременно в Законе установлены положения о принципах разрешения споров - равноправии сторон, состязательности и т.д. Эти положения являются отражением того, что третейский суд осуществляет одну из функций государства - функцию правосудия, и они не могут быть изменены соглашением сторон. В определенной мере можно сказать, что третейский процесс регулируется нормами-принципами. Тем самым принципы призваны восполнять пробелы законодательства о третейских судах, если таковые имеются. Таким образом, значение выделения принципов третейского разбирательства состоит в разграничении особенностей государственного и третейского суда. Некоторые принципы государственного судопроизводства являются одновременно и принципами третейского разбирательства. В то же время третейское разбирательство не носит публичного характера, какая-либо информация о находящихся или находившихся в производстве делах может сообщаться по общему правилу только с согласия сторон. Обобщая сказанное можно сделать вывод, что основное значение принципов третейского разбирательства заключается в следующем: принципы являются ориентиром в нормотворческой деятельности; принципы позволяют третейскому суду обеспечить правильное понимание законодательства и верно его применять в соответствии с действительным смыслом.
|