Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А вот объяснение мы найдём в обыкновенной статистике.






 

До конца 12 века территория нынешней Латвии в основном была заселена племенами древних балтов: куршами, селами, земгалами, которые ещё «не имели своей государственности», занимались в основном сельским хозяйством и были язычниками (это изТОРЫя). Миссионерская деятельность немцев по распространению католицизма проводилась огнём и мечом, что привело к этническому преобладанию немцев вплоть до XVI века. В ходе Северной войны (1700–1721) России со Швецией, Петр I, в 1710 году, подошёл к Риге, и, после 8 месяцев осады, взял её. В период российского правления по территории восточной Латвии – Латгалии проходила черта оседлости – здесь на окраинах империи разрешалось селиться староверам и евреям. До нынешних времён в Латвии сохранилась сильная старообрядческая община, но еврейское население, которое составляло на этих землях едва ли не большинство городских жителей, было практически полностью уничтожено во время немецкой оккупации 1941-1944 гг.

 

По одним данным, евреи появились на латвийской земле в XIV веке, о чём свидетельствуют могильный камень, найденный в окрестностях Елгавы, и записи в долговой книге. По другим – евреи на землю Ливонии пришли в XVI веке. В Риге они действовали как посред-ники торговцев Литвы и Польши. В то время евреи уже наладили произ-водство спирта, занимались торговлей, давали кредиты, работали на таможне, чем способствовали улучшению эконо-мики края. В Латгалии же в 18 веке евреи существовали вне остального общества, строго соблюдая свои религи-озные нормы. Еврейские общины факти-чески управляли всеми отношениями
Миграции евреев в Европе с 1100 по 1600 годы

своих членов с государством. Некоторые арендовали поместья польских шляхтичей и, стараясь выжать из них побольше, эксплуатировали крестьян жёстче соседских поместий, что создало негативное отношение к евреям. После присоединения Латгалии к России было проведено выдавливание евреев из сельской местности в города. В итоге к концу 18 века примерно половина горожан Латгалии была евреями, в т.ч. в Даугавпилс – 62%.

 

В 1881 году в Риге евреи составляли 8, 4% населения, в Курляндии – 8, 2%. Во многих мелких и средних городах евреи были крупнейшей этнической группой: так, в Тукумсе в 1881 их было 46%, Бауске – 59%, Яунелгаве – 70%. Также еврейскими были города Латгалии – в конце 19 века в Даугавпилсе евреев было 46%, в Резекне и Лудзе – 54% населения. Теперь уже евреи имели значительный вес не только в торговле и ремеслах, но и в банковском деле и образовании. Началось также политическое развитие евреевв 1880 была даже основана организация сионистов в Даугавпилсе.

 

Первая мировая война жёстко ударила по латвийским евреям. В 1915 генералы русской армии обвинили евреев в своих неудачах, обвиняя их в сотрудничестве с немцами, и в апреле 1915 года главнокомандующий российской армией великий князь Николай Николаевич издал приказ о депортации евреев Курляндии и Литвы на внутренние области России. Из Курляндии увезли около 40 тысяч евреев, многие из которых умерли в пути. В местах поселения их тоже встретили враждебно. Спаслись лишь евреи Лиепаи и Айзпуте, потому что не нашлось вагонов для вывоза, а стремительная атака немцев почти тут же перерезала ж-д. Поэтому евреи встретили немцев как своих спасителей и освободителей. Латыши, в массе своей не поддержавшие антиеврейские акции, отнеслись к этому болезненно, так как рассматривали немцев как своих извечных врагов и охотно шли в стрелковые полки, чьей задачей была борьба с немцами.

В Латвии 1920-40 годов евреи составляли примерно 5% населения. Гражданство в 1920 году получили 77%, но к 1935 году гражданами Латвии было 92% евреев Латвии. Их количество несколько колебалось, так как часть уехала в США, Палестину и Биробиджан, часть же иммигрировала обратно из России, а в конце периода стали прибывать беженцы из захваченных Германией стран. В Риге к 1935 году евреи составляли 11% населения. Почти половина латвийских евреев в 1930 году работали в торговле, более четверти – в промышленности. Однако нельзя сказать, что все евреи были зажиточными - примерно 10% еврейских семей в 1935 году не могли свести концы с концами, получая помощь своих религиозных и других общин.

Богатая часть евреев играла огромную роль в хозяйственной жизни Латвии. Уже в 1924 в основанных евреями банках находилось 60% банковского капитала Латвии. Их связи на Западе во многом поддерживали вливание инвестиций, что в немалой степени определяло тогдашние экономические успехи Латвии. Средний доход еврея в 1933 превышал средний доход латыша в 1, 8 раз, что отчасти объяснялось занятостью латышей в менее доходных сферах, например, в сельском хозяйстве.

Евреи проявляли большую активность в политической жизни Латвии, создавая национальные партии, единые только тогда, когда вопрос прямо касался евреев. Лидера одной из них (сионистской «Мизрахи») М.Нурока президент страны Чаксте даже упомянул среди кандидатов на роль премьера. Среди самых бедных слоев евреев популярность имела также запрещённая Компартия Латвии, руководство которой было в Москве.

Во время первой латвийской независимости существовала широкая сеть еврейских школ. Начальные школы содержались в основном государством, тогда как еврейские средние школы принадлежали главным образом частным лицам или организациям. В вузах процент евреев составлял 9% до 1934 года, в котором после националистического переворота в некоторых факультетах была введена квота приёма евреев и число студентов – евреев упало до 7%.

 

В конце XIX века на территории Латвии насчитывалось 142 325 евреев, составлявших 7, 4% населения. Незадолго до начала Первой мировой войны в Латвии было около 170 000 евреев:

80 000 – в Латгалии, 68 000 – в Курляндии и 21 000 – в Риге.

 

В 1915 году большинство рижских евреев были выселены во внутренние районы России как подрывные элементы. После войны они вернулись, и еврейская жизнь в Риге вновь забила ключом.

В 1921 году в Риге Владимир (Зэев) Жаботинский основал молодёжную организацию " Бейтар". На протяжении всей Первой республики (с ограничениями после 1934 года) еврейские организации играли важную роль в общественной жизни Латвии. Действовали еврейские партии в Сейме (Агудат Исраэль, Цеhирей Цион, Мизрахи, Бунд и т.д). Действовали также молодёжные организации самых разных направленностей - от ортодоксально религиозных до коммунистических и сионистских. Множество евреев было также в левом подполье. Тем не менее большинство евреев поддерживало сионистов.

 

Появилось множество еврейских школ, языками обучения в которых были немецкий, латышский, русский, идиш и иврит. Идиш был основным разговорным языком, на нём выходило также большинство газет и журналов. Действовало множество клубов различной направленности, особенно активно действовали сионистские клубы. В 1918 году открылось спортивное общество " Маккаби", в 1924 г. - " hакоах". С обретением Латвией независимости в 1918 году резко возросло число евреев-студентов ВУЗов. Появились также еврейские студенческие корпорации. Всего было 6 мужских корпораций и 2 женских. Большинство корпораций находились под влияни-ем левых сил (социал-демократов, социалистов, коммунистов, сионистов-социалистов), хотя были и сторонники сионистов-ревизионистов, и корпорация " Ветулиа", объединявшая беспартийных.

 

После прихода Ульманиса к власти в 1934 году на еврейскую (и вообще нелатышскую) общественную, политическую и культурную жизнь были наложены многочисленные ограничения, многие культурные и общественные учреждения были закрыты, а политические организации были распущены. Официально могли действовать только сионистские и ортодоксально-религиозные организации, еврейские школы были переданы ортодоксам из " Агудат Исраэль". Антисемитизм, бывший до 1934 года эпизодическим явлением, при Ульманисе набрал силу, и активизировались фашистские и полуфашистские организации вроде " Perkonkrusts" и айзсаргов. Члены этих организаций сыграли видную роль в уничтожении евреев в годы немецкой оккупации (1941-1944).

В Государственных праздниках и памятных днях уже современной «независимой» Латвии, образца 1991 года, один день даже отмечен особо (всего из 32): 4 июля — День памяти жертв геноцида евреев. Кстати в памятных днях геноцид фигурирует ещё трижды: коммунистический геноцид (25 марта), и, ДВАЖДЫ, сталинский геноцид (14 июня и первое воскресенье декабря). И вдобавок плюс ещё ШЕСТЬ «праздников плача» о ЖЕРТВАХ...

 

Каждый третий памятный ДЕНЬ – ДЕНЬ ПЛАЧА, с вывешиванием траурной ленточки с «особой скорбью и болью латышского народа». Было латышам у кого перенимать эстафетную палочку «по плачу». Ведь «плачут, плачут и плачут» евреи, правда, только у своей Стены ПЛАЧА.

 

ТЕПЕРЬ ВОПРОС К ВАМ. ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ НА ГЕРБАХ ЛЬВЫ?

b õ a

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал