![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Проректор по учебной работеСтр 1 из 5Следующая ⇒
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _______________ Архип И.А. «____»___________200____г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «030900-Дошкольная педагогика и психология» «031300-Социальная педагогика» «020300-Социология» «020700-История» «032900-Русский язык и литература» «033200-Иностранный язык» «010200-Прикладная математика и информатика» «032200-Физика с дополнительной специальностью информатика» «061800-Математические методы в экономике» «032400-Биология» «032500-География с дополнительной специальностью технология и предпринимательство» «030500-Профессиональное обучение (дизайн)» «030600-Технология и предпринимательство» «031900-Специальная психология» «031700-Олигофрено-педагогика» «032000-Специальная дошкольная педагогика и психология» «031800-Логопедия» «030800-Изобразительное искусство» «05300-Народное художественное творчество» «031200-Педагогика и методика начального образования с доп. специальностью информатика» «033100-Физическая культура» «033300-Безопасность жизнедеятельности»
Авторы-составители программы – Краснова А.Н, Двоеглазова М.Ю.
Рецензенты: О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, профессор, Мурманского государственного технического университета (МГТУ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возрастная психология является одной из ведущих дисциплин в системе подготовки будущих педагогов. Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза. В основу программы положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как присвоении социального опыта в процессе взаимодействия человека, ребенка с окружающей его действительностью. Сама психика анализируется с точки зрения ее социальной, деятельностной природы. Представленная программа включает в себя объяснительную записку, описание содержания курса по разделам и темам, списки литературы по курсу, вопросы к зачету и экзамену, планы практических занятий, проверочный тест. Программа предназначена для студентов педагогических вузов непсихологических специальностей, обучающихся на факультетах естественно-экологическом, историко-филологическом, физико-математическом, иностранных языков, культуры и искусства. Темы представленные в программе, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а также наиболее известным современным учебным пособиям по предмету. Программа включает два раздела. В первом “Общие вопросы возрастной психологии” дается характеристика возрастной психологии как науки, раскрываются методологические основы этой отрасли психологии, представление о ее предмете, задачах, методах, показываются предпосылки и этапы ее становления как науки. Во втором разделе “ Развитие психики на разных возрастных этапах” рассматриваются отдельные периоды онтогенеза как своеобразные возрастные этапы, имеющие свои тенденции и свои новообразования, вносящие определенный вклад в целостное развитие человека. При характеристике возрастных периодов прослеживаются новообразования в главных сферах психики человека: деятельностной, личностной и познавательной. Линии, специфика психического развития в разные возрастные периоды показываются в их взаимодействии с воспитанием и обучением, а в более зрелых возрастах - с самосовершенствованием личности. Основные задачи программы состоят в том, чтобы: · описать целостную картину развития, проследив взаимосвязи от одного возрастного этапа к другому; · раскрыть закономерности, предпосылки, условия и движущие силы психического развития. В результате изучения дисциплины «Возрастная психология» студенты должны знать: · основные категории и понятия возрастной психологии; · основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода; · виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе; должны уметь: · видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка на разных возрастных этапах; · применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях; · выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал когнитивному и личностному развитию ребенка. Темы для самостоятельного изучения
|