Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семья как объект психокоррекционного воздействия
В настоящее время существуют несколько направлений в коррекционной работе с семьей: 1. Психодинамическое. 2. Системное и стратегическое. 3. Эклектическое. 1. Психодинамическое направление. Для этого подхода характерным является большое внимание, уделяемое анализу исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Большое значение придается достижению инсайта - осознанию того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на современные взаимоотношения в семье и как из этого нарушенного контекста отношений возникают неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. Работа в рамках данного подхода требует больших усилий как со стороны психолога, так и со стороны членов семьи, огромных затрат времени, что является экономически менее целесообразным, но высокоэффективным. 2. Системное и стратегическое направление. Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которому стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Рассматривая семью как некую единую систему, выделяют различные субсистемы как самостоятельные единицы внутрисемейных взаимодействий: играющие важную роль в функционировании более широкой семейной системы. Семейные субсистемы определяются такими факторами, как поколение, пол, интересы: муж-жена, отец-мать, ребенок-ребенок, ребенок-мать, ребенок-отец, дети-домашние животные и т.д. Каждый индивид может принадлежать ко многим семейным субсистемам. В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной работе выделяют ряд этапов: 1. Диагностический (семейный диагноз). 2. Ликвидация семейного конфликта. 3. Реконструктивный. 4. Поддерживающий. Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Особенностью процедуры семейной диагностики является сквозной и стереоскопический характер. Сквозной характер заключается в том, что диагностика проводится на всех этапах коррекционной работы. Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения информации о происходящем в семье от одного из членов семьи необходимо эту информацию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от других членов семьи. На этапе ликвидации семейного конфликта осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта и ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом семьи, вовлеченным в конфликт. На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. На поддерживающем этапе (этапе фиксации) полученные навыки эмпатического общения и увеличившийся репертуар ролевого поведения закрепляются в естественных семейных условиях реальной жизни. 3. Эклектическое направление. Представители этого направления используют в коррекционной работе с семьей различные по своим психологическим механизмам методы: групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений и т.д. Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая. Воспитательная функция семьи состоит в том, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании. Хозяйственно-бытовая функция семьи состоит в удовлетворении материальных потребностей семьи (в пище, крове и т.д.), в содействии сохранения их здоровья (обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил). Эмоциональная функция семьи заключается в том, чтобы удовлетворять потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Функция духовного (культурного) общения несет в себе удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи. Структуру семьи составляет ее состав, число членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуются функции семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее развития. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи. Наиболее известной является система стадий Е. Дюваля, в которой в качестве основного признака разграничения стадий используется факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.
|