Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимоотношения с заказчиком
На качество проектных работ, на безопасность и работоспособность запроектирован- ных объектов большое влияние оказывает уровень взаимоотношений между проектной организацией и заказчиком. В этом разрезе следует рассматривать весь комплекс вопро- сов: согласованность технических решений, активность сторон в вопросах сбора и выда- - 9 - чи исходных данных для проектирования, стоимость проектных работ, сжатые сроки проектирования, надежность и гибкость проектных решений, позволяющих естественное наращивание мощностей объекта без значительных объемов демонтажа. Добрые и доверительные отношения между Заказчиком и проектировщиком являют- ся результатом длительных контактов. Высокий технический уровень объекта определя- ется качеством его проекта. Прежде, чем наносить объект на бумагу, необходимо включить воображение. Необ- ходимо детально представить себе проектируемый объект на всех стадиях и этапах его развития. Ведь промысловые объекты – это высокодинамичные технологии, параметры которых изменяются вслед за объемами бурения скважин и обводненностью нефти. На начальном этапе проектировщик обязан не только выдать документацию на объ- екты опытной эксплуатации, но и детально проработать перспективу его развития. При этом на генплане определяются места перспективного развития сооружений. Новые объ- екты, появляющиеся в перспективе, не должны снижать качество проектируемого ком- плекса в части минимизации межблочных коммуникаций, соблюдения зональности пло- щадок по уровню взрывопожароопасности размещаемых на них сооружений, наличию удобных подходов, подъездов, проездов как на начальном, так и на завершающем этапах строительства. Если проектная организация ведет постоянное проектирование объекта, вся инфор- мация о технологических решениях накапливается и длительно сохраняется в архиве ин- ститута. При необходимости разработки новых объектов на такой площадке не возникает проблем со сбором исходной информации, так как большой объем этой информации находится в институте. При этом в материалах, не выдаваемых заказчику, институт хра- нит и проработки на перспективное развитие объекта. Наличие этих материалов позволя- ет естественным образом вписать новые объекты в схему генерального плана. В этом проявляется техническая политика института, направленная на долгосрочное проектиро- вание объекта на всех этапах его жизни. Разработка вопросов перспективного развития объекта организуется главным инже- нером проекта с привлечением ведущих специалистов проектного института. Добрые отношения выгодны и Заказчику и проектировщику. С переходом к капитализму у Заказчика возникла необходимость привлекать к вы- полнению работ проектировщиков на конкурсной основе. Когда на одной площадке по- является последовательно несколько проектных институтов, исчезает стержень, на кото- ром строится динамика проектируемого объекта. Исчезает и само понятие «генеральная проектная организация». Что же это за «генералы», если их стало на каждой строитель- ной площадке по несколько десятков. Разве можно попасть в вектор технических решений, который был заранее определен первым генпроектировщиком на начальном этапе проектирования? Проблема развития проектных решений в русле определенной технической политики противоречит идее уча- стия в разработке проекта опасных производственных объектов случайных групп людей, не связанных общей идеологией (технической политикой). Здесь уже не до перспективы. Надо отработать поставленную Заказчиком задачу, получить свое и прощайте… может быть навсегда.. Идея конкурсного проектирования зиждется на двух китах. Заказчик, в ущерб уров- ню технических решений, стремится (и не без успеха) снизить стоимость проектных ра- бот. Проектировщики делают «шабашку», руководствуясь принципом: после нас – хоть потоп! Представьте себе огромную картину, в создании которой участвовало много худож- ников в разное время. При этом художники не общались друг с другом, разобщены физи- чески и духовно, не обсуждали смысла и цели создаваемого произведения. Каждый тво- рил в меру своих возможностей и фантазий. Результат такого коллективного творчества мы видим на действующих площадках, где к оборудованию нельзя подогнать грузоподъемный кран, пожарную машину, к сво- бодной площадке нет доступа строительной технике, более того, невозможно просто по- дойти к запорной арматуре. Аппараты с открытым источником огня рассредоточены по разным местам площадки, вокруг них огромные свободные площадки (противопожарный - 10 - разрыв), входные и выходные коммуникации взяли в кольцо технологические установки, подходят к аппаратам под разными углами. Свободного места на генплане много, а стро- ить негде. Все занято коммуникациями. Пути эвакуации не приспособлены для быстрого перемещения людей в случае воз- никновения аварийной ситуации. Что хорошего и что плохого в конкурсном выборе проектной организации? Конкурс институтов позволят Заказчику резко снизить стоимость проектных работ. Взамен Заказчик получает чаще всего непродуманные технические решения, которые хороши сегодня, но завтра потребуют серьезных перемен. Отсутствие единого генерального проектировщика на строительной площадке не позволяет реализовать единую техническую политику на всех этапах развития объекта. За последние 15 лет качество проектных работ снизилось. Это обстоятельство явля- ется результатом снижения оплаты труда проектировщиков. Сборники цен на проектные работы формировались в 60-70 годах прошлого столетия на строгой научной основе с использованием методов фотографирования рабочего дня, составления отчетов о проделанной работе, подсчета объема работ в листаже с определе- нием стоимости единицы проектной продукции (1лист чертежей формата А-1 или 1 стр. пояснительной записки) Эти сборники цен создавались, когда зарплата инженера состав- ляла 90, а пенсия – 120 рублей в месяц. Основой материальной базы проектного инсти- тута был кульман – это сооружение из чугуна и стали массой 150 кг с чертежной доской, пантографом и рейсшинами. Множительная техника – аммиачная машина, которая выда- вала копии чертежей с прозрачной кальки на бумаге – синьке. Продолжительность безот- казной работы того оборудования составляла от 10 до 50 лет. Кульманы переходили по наследству от одного исполнителя к другому после выхода на пенсию. Теперь кульманы и множительные аппараты вышли из употребления. Их заменили компьютеры, принтеры, плоттеры. Эта техника стоит дороже старой примерно на 2 порядка, продолжительность ее жизни снизилась приблизительно в 10 раз. Кроме того, для эффективного использования современной техники необходимы очень дорогие расходные материалы и компьютерные программы, которые в свою очередь требуют обновления. Производство 1 листа формата А-1 теперь обходится до 10 раз дороже, чем на старой технике, а стоимость проектных работ сильно отстает от затрат. Даже те старые цены, ко- торые создавались в эпоху кульмана, урезаются Заказчиками не менее, чем в 2 раза. В 1970 году проходила закупка импортных газоперерабатывающих заводов, в 80 году закупались газлифтные компрессорные станции. Общение со специалистами- проектировщиками французской фирмы, американской и японской фирм выявило наше отставание в уровне оплаты проектных работ более, чем на порядок. Сейчас оплата труда проектировщиков не соответствует уровню затрат. Возможно поэтому многие из них находят на стороне «шабашку», умножая тем самым объем про- ектных работ, выполняемых на весьма низком уровне. Существование артелей шабашни- ков является прямым следствием конкурсного выбора проектных институтов. Конкурс проектных институтов – это когда Заказчик выбирает проектную организа- цию по признаку низкой стоимости работ. Артель шабашников восполняет потери финансов, которые они недополучили из-за низкой стоимости проектных работ. В результате страдает качество проектов. Надо пола- гать, что экономический эффект от конкурсного выбора проектных организаций у Заказ- чика отрицательный. Высокое качество проекта стоит дороже той экономии, которую дает конкурсный выбор исполнителя работ.
|