Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биография Солона и Сервия Туллия.






Введение

 

Данная тема работы выбрана мною не случайно. Она представляет собой обширное поле деятельности, даёт возможность провести различия реформ в античных государствах, рассмотреть их историческое развитие, сделать сравнительный анализ, а также понять их глубинный смысл, коснувшийся разные сферы государственно-правовой жизни древних государств.

В качестве сравнения я взяла реформы античных деятелей: Сервия Туллия и Солона. Эта работа познакомит нас не только с реформами, но и с их предпосылками, возникшими до самих реформ, и с изменением в процессе самой реформы, тем самым раскрывая механизм реформы. Так же попытаюсь кратко изложить биографию деятелей, так как нередко личные черты характера и воспитание влияли на создание, подготовку и реализацию законопроектов и на сам характер реформ (например суровые правители издавали ужесточённые законы).

Целью данной работы является рассмотрение реформ Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме, их ключевые идеи и положения, содержание и значение. Данные реформы очень сильно повлияли на развитие государства и права в Древней Греции и Древним Риме. Вполне возможно, что без реформ Солона в Древней Греции, был бы захват демосом власти, который скорей всего бы перешел в “парад тиранов” и не наступил бы классический период Афин, которым она так прославилась. Существует вероятность того, что без реформ Сервия Туллия в Древнем Риме не сложилась бы мощная военная организация, и они впоследствии были бы завоеваны соседними народами. Тогда бы не сложилась Великая Римская империя, которая оставила такой большой след в мировой истории.

Задачей данной работы является рассмотрение рассмотрение сущности самих реформ и их значения и влияния на само государство, право и общество; провести сравнеие реформ Древнего Рима и Афин; так же изложить и раскрыть биографию организаторов данных реформ.

Изучив тему курсовой работы, я сделала вывод, что реформы, проведенные Сервием Туллием и Солоном изначально, имели локальный и схожий характер. Они были организованы лишь на небольшой территории Рима и Афин и близ лежащих территорий. Обе были направлены на сближение в правовом положении высших и низших слоев общества. Но по мере культурных завоеваний Афин (модель Солона позже приняло множество полисов Аттики) и милитаристической политике Древнего Рима “захватившего полмира” данные реформы стали принимать общемировое значение.

 

Биография Солона и Сервия Туллия.

 

Солон (640-635 — 559 г. до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «Cеми мудрецов» Древней Греции.[1]

Вот что написал о Солоне Плутарх: «Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину.”[2] Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.

Солон происходил из знатного рода, но его отец разорился и впал в бедность. Солон много путешествовал и занимался торговлей, разбогател и после возвращения в Афинызастал там ожесточенную борьбу партий. В это время мегарцы заняли Саламин. По рассказу Плутарха, после многих неудач афиняне запретили под страхом смертной казни продолжать войну. Солон будто бы явился на площадь в дорожной войлочной шляпе, притворившись помешанным, и стал взывать к чести и прошлой храбрости афинян; в результате Саламин будто бы был возвращен Афинам. В дальнейшем Солон проводит законодательство, направленное к тому, чтобы уравновесить интересы знати и низших слоев. Однако его демократическая реформа не удовлетворила ни знать, ни бедноту. После этого Солон предпринял новые и очень дальние путешествия, по возвращении из которых он застал в Афинах тиранию Писистрата[3], против которой он агитировал.

В «Советах Афинянам» Солон изображает несчастное состояние Афин до его реформ, рисует алчность, пресыщенность знати и грозит большими бедствиями для всего народа, могущими возникнуть в результате ее эксплуататорской практики. Солон проповедует меру, которую он выдвигает как принцип человеческой жизни других своих произведениях.

Элегия «Советы самому себе» носит гномический, или нравоучительно-афористичный характер. Он высказывает здесь мысль о том, что счастье заключается в славе и богатстве, но в сочетании со справедливостью. Также высказывает Солон мысли, свидетельствующие о его любви к жизни, о его бодром отношении к треволнениям жизни, его постоянном стремлении к учению.[4]

 

Сервий родился от невольницы, а поэтому в детстве сам был невольником. По самому распространенному рассказу, мать его Окрисия была взята в плен при завоевании города Корникула Тарквинием Старшим. Сделавшись невольницею царицы, она во дворце родила сына, который по матери-невольнице (serva) получил имя Servius.

Сервий Туллий устроил простонародное празднество ря компиталий в честь ларов.[5] При этом он постановил, чтобы распорядители празднества, смотрители участков, не брали в услужение людей свободных, а невольников, которые с тех пор для этого богослужения составляли особые коллегии.

Кроме компиталий возводилось к Сервию устройство еще другого празднества невольников. В 13 день августа все римские невольники и невольницы в храме Дианы на Авентине справляли празднество, прямо называемое в народе праздником невольников. Основание праздника приписывалось Сервию Туллию, так как он сам родился невольником. Иды августа, день праздника невольников, совпадали с днем празднества годовщины основания авентинского храма Дианы. Из этого совпадения заключали, что Сервий Туллий был основателем самого храма.

В авентинском храме Дианы хранился еще во время царствования Августа медный столб, на котором была вырезана древняя надпись. Дионисий Галикарнасский, сам, кажется, видевший этот памятник, дает нам некоторые сведения, как о содержании надписи, так и об историческом происхождении памятника. Сервий Туллий, рассказывает он, вздумал увековечить свою память славным и прочным делом. Всего достойнее хвалы и удивления ему показался пример царя Амфиктиона, соединившего в один могучий союз разрозненные до тех пор и несильные государства. Кроме того, он обратил внимание на пример Ионийцев и Дорийцев Малой Азии, сплотившихся между собою благодаря заключению союзов и устройству общих союзных храмов Эфесской Артемиды и Триопийского Аполлона. В этих храмах они стали собираться в известные сроки для приношения общих жертв и справления празднеств и игр, а также для совещаний об общих делах и производства суда в случае возникновения споров между союзными городами. Сервий Туллий решил, по примеру этих греческих союзов, соединить в одно целое латинские общины и, пригласив представителей всех городов собраться в Рим, он предложил им заключить союз и построить на общий счет союзный храм с азилом в Риме, так как римляне занимали первое место в Лации.

Рассмотренные до сих пор сведения об истории Сервия Туллия главной точкой отправления имели производство имени Servius от servus[6] или serva[7]. Не трудно будет убедиться, что в традиционном рассказе об этом царе есть еще одна группа известий, тесно связанных с другой этимологией того же царского имени. Слово servius допускало производство от глагола servare охранять, с суффиксом ius, который служил знаком действующего лица, и действительно, мы видим, что история царя Сервия характеризуется двумя деяниями, одинаково важными для охраны Рима. Ему приписывались, с одной стороны, укрепление города, с другой - организация гражданского ополчения с разделением ратников на центурии. Об охране города таким образом, по преданию, более всех царей позаботился царь, имя которого обозначало «охранитель». Это совпадение можно объяснить или игрою случая, или же лжеисторическим домыслом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал