Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стихи Н. Заболоцкого
РОЛЛАН Ромэн. ЖИЗНЬ БЕТХОВЕНА. Перевод М. Богословской Ромен Роллан всю жизнь занимался изучением творчества Бетховена. “Вся жизнь Бетховена, - писал французский писатель и исследователь творчества композитора, Ромен Роллан, - похожа на “грозовой день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за творчество» ______________________________________________ Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804—1808 годах, Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу Разумовскому Первоначально 5 симфония была 6, а 6 «Пасторальная» - 5-й. Форма Произведение состоит из четырёх частей: I. Allegro con brio (сонатное allegro, до минор) II. Andante con moto (ля бемоль мажор) III. Scherzo. Allegro (до минор) IV. Allegro (финал, сонатная форма, до мажор) III и IV части исполняются без перерыва. _____________________________________________ Увертюра «Эгмонт» Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. Это программное произведение. Если в пятой симфонии «события» развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. __________________________________________ Соната 14 «Лунная» Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»... Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. (Александр Серов, русский композитор) Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии». Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической сонатной формы. Соната состоит из трех частей. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2 («Лунная») — музыкальное произведение, написанное в 1800-1801 годах. «Лунной» первую часть сонаты назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». Но музыка сонаты не похожа на баркароллу или ноктюрн!!! В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Через полгода после написания сонаты, 6 октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «хайлигенштадтское завещание». Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине Джульетте Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «гейлигенштадтским завещанием». Тоска неразделенной любви, мука потери слуха — всё это выразил композитор в «Лунной» сонате. 1 часть: начинается медленной, сумрачной, скорбной музыкой. - «смертельного уныния». - скорбный малоподвижный мелодический голос, - похоронный ритм мелодии, композитор похоронил любовь в своем сердце. 2 часть: грациозная танцевальность, 3-х частная форма, эелементы СКЕРЦО (ШУТКА) Образ цветка на тонком стебле, но этот цветок между 2-х пропастей!!! 3 часть: Контрастные образы: уникальный психологический конфликт. Сонатная форма. 1-й: бурлящий, взлетающий из басов, неистовый, заканчивается грозным аккордом. Человек, доведенный до крайности. 2-й: лирический, умоляющий, отчаянный В конце: бесполезны все страдания, душа опустошена, только величественная сила, буйства души. ___________________________________________ Стихи Н. Заболоцкого Безумная любовь моя, Бетховен! В своих “разговорных тетрадях”, с помощью которых композитор общался с людьми, он нередко записывал свои мысли о жизни, музыке и музыкантах. Вспомните известные высказывания Бетховена: 1. “Люби свободу больше жизни”. 2. “Так судьба стучится в дверь” (о 5-й симфонии). 3. “Я схвачу судьбу за глотку и не дам ей сокрушить меня”. 4. “Музыка должна высекать огонь из груди человеческой”. 5. “Не ручей! Море должно быть ему имя” (О И.С. Бахе). 6. “От тьмы к свету, через борьбу к победе” 7. “Наше время нуждается в людях, мощных духом! ”. ГЕРОЙ БЕТХОВЕНА: Трибун, мыслитель, бунтарь, одержим идеей свободы, героическая личность, но склонная а лиризму. буйство стихийных сил, могучий порыв, драматизм борьбы. Мощь, пететика. Огненные первые части симфоний, увертюр, превращают слушателя в листок, несущийся в громовой буре, он подобен ветке, которую увлекает ревущий поток. Медленные 2 части произведений Бетховена заставляют человека погрузиться в себя и думать о самом важном - сам того не замечая, он становится подобием мыслителя, все существо которого воплощает мучительную мысль. 1. Музыка Бетховена рассказывает нам о героической борьбе не только одного человека (об этом нам повествует 5 симфония и музыка известных сонат), но и всего человечества как это происходит в 9 симфонии. Композитор писал: “Наше время нуждается в людях, мощных духом! ”. 2. Во многих сочинениях композитор рисует драматические картины народных восстаний и грандиозных народных празднеств. Вспомните 5 и 3 симфонии и увертюру “Эгмонт”. 3. Не чужда композитору и лирика, порой проникновенно светлая в пьесе К Элизе, порой сдержанная и мужественная в Лунной и Патетической сонате. Многие музыкальные образы Бетховена полны философского раздумья и углублённого созерцания природы. Это 5, 9 и 6 «Пасторальная симфония. ____________________________________ " Ярость по поводу утерянного гроша» Подзаголовок принадлежит другу Бетховена Шиндлеру. Бетховену тогда было 25 лет. Произведение осталось незаконченным, и было опубликовано только в 1828, издатель скрыл тот факт, что рондо существовало только в виде черновика. Сегодня эта пьеса очень популярна и часто исполняется в качестве биса.
|