Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическое обоснование. Психологическая диагностика сегодня – одна из основных форм практического применения профессиональных возможностей психологов






Психологическая диагностика сегодня – одна из основных форм практического применения профессиональных возможностей психологов. Методики психодиагностики ныне широко внедряются в профессиональный отбор и расстановку кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения, изучения личности в медицинских и экспертных целях.

Одной из активно применяемых методик является опросник Шмишека-Мюллера, опубликованный в 1970 году. В оригинальном варианте он содержит 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Тест предназначен для определения типов акцентуации личности. Теоретической основой методики является теория акцентуированных личностей Карла Леонгарда.

В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук [1979, 1986] указывали, что показателем скрытой акцентуации является величина более 12 тестовых баллов, а явной более 14. В соответствии с концепцией Леонгарда все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты являются стержнем личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. В случае воздействия неблагоприятных факторов внешней среды они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Однако акцентуированные личности не следует рассматривать как патологические – это случай заострения определенных, присущих каждому человеку особенностей.

В опроснике «Акцент» нет контрольных шкал, в связи с чем выявление мотивационных искажений затруднительно. Кроме этого вопросы опросника прямые, что дает возможность проявлению установки на процедуру тестирования. В этих условиях представляется возможным введение понятия «баланса показателей шкал». Свойства, определяемые каждой шкалой, находятся в едином блоке тенденций, играющих определенную роль в структуре личности. Переплетение блоков этих тенденций определяет структуру личности, ее психологический портрет, формы отреагирования, стереотип реагирования на фрустрацию.

Возникает ряд вопросов. Среди них: почему видов акцентуаций – 107. Откуда они берутся у личности?

П.Б.Ганнушкин (1933) отмечает, что для психопатий характерны возрастные кризы – пубертатный и климактерический. Для акцентуаций это также характерно, особенно для паранойяльной и сензитивной (Личко, 1977). Исходя из французской классификации нарушений поведения при акцентуациях выведено 4 основных типа реакций: ОТКАЗА, ОППОЗИЦИИ, ИМИТАЦИИ, КОМПЕНСАЦИИ.

Реакция ОТКАЗА – отказ от контактов, игр, пищи. Возникает у инфантильных субъектов. В социализированном виде это напоминает голодовку протеста. С точки зрения психоанализа это – защитная реакция в виде регресса, при которой личность откатывается назад в своем развитии на более ранние стадии развития в поисках безопасности. В этом случае представляет интерес точка зрения английского психоаналитика Мелани Кляйн – как регресс в поисках утраченного чувства вины.?

Реакция ОППОЗИЦИИ представляет собой сочетанное проявление защитных механизмов вытеснения, отрицания, сопротивления и знаменует собой нарциссический механизм реагирования.

Реакция ИМИТАЦИИ, сказывающая в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу, сравнима с идентификацией как механизмом детерминации развития ЭГО. Идентификация обеспечивает достижение внутреннего психического успокоения, комфорта путем сопоставления себя с кем-то значимым другим.

Реакция КОМПЕНСАЦИИ – механизм замещения реально существующей или воображаемой физической или психической неполноценности, достижение в помощью этого социальной престижности, самоуважения. Компенсация основана на стремлении к замещению неудач в одной области за счет успеха в другой.

Реакции ЭМАНСИПАЦИИ, группирования со сверстниками, как отмечает Личко (1973, 1974, 1983) имеют филогенетические корни. Если защитные реакции имеют филогенетическое происхождение как следствие, то причина, вызвавшая их появление, должна лежать также на филогенетическом уровне. Следовательно можно предположить, что истоки акцентуаций лежат на филогенетическом уровне и имеют там свои архаические корни.

Рассмотрим черты-блоки выделенных Карлом Леонгардом свойств.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал