Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Твой образ во мне, мой образ в тебе: Зеркальное отражение и идентичность






 

Если какой-то человек попадает в поле нашего восприятия, то независимо от своей и нашей воли он активизирует в нас нейробиологический резонанс. Различные аспекты его поведения, такие как визуальный контакт, голос, мимика, движения тела и конкретные действия, — вызывают у нас целый спектр реакций зеркального отражения. Мы повторяем: в резонанс приходят те нервные клетки, которые активизировались бы и в том случае, если бы мы сами выполняли те действия, которые наблюдаем у другого человека. Резонансом затрагиваются сети премоторной системы, которые служат планированию действий, и сети физических ощущений, которые позволяют нам представить себе, какие чувства вызывает или может вызвать у субъекта данное действие. Сети физических ощущений связаны с эмоциональными центрами головного мозга.[49]И здесь также находятся зеркальные нейроны, которые, подобно симулятору, активизируют в нас то, что сначала было эмоциями и чувствами другого.[50]Резонанс, вызванный зеркальными нервными клетками, означает следующее: чувствуя в себе намерения, ощущения и эмоции другого человека, мы получаем спонтанное, интуитивное понимание того, что им движет.

Мы не только чувствуем, что происходит с людьми, с которыми мы тесно связаны, которые принадлежат нашему социальному окружению или с которыми мы делим нашу жизнь. Модель резонанса, которую вызывают в нас наши близкие, в течение короткого времени превращается в стабильную, прочную установку. У нас возникает динамичное внутреннее отображение этого человека, состоящее из его живых качеств, свойств: его представлений, физических ощущений, восприятий, стремлений и эмоций. Обладание такой внутренней репрезентацией близкого человека можно назвать существованием внутри нас еще одного человека, потому что один уже есть внутри нас, это — нейробиологическая и психическая репрезентация самого себя. Репрезентация самого себя возникает не только из собственных источников, но и из суммы получаемых в течение многих лет откликов о том, как нас воспринимают другие, как они нас оценивают. Наше «Я» и, вместе с тем, репрезентация других людей, которые заняли место внутри нас, имеют, следовательно, примечательную тенденцию накладывать отпечаток друг на друга. И тем важнее вопрос о том, как мы различаем их, то есть самих себя и репрезентации других людей.

Конечно, репрезентации являются лишь построениями нашего мозга и не идентичны реальным личностям (причем объективной инстанции, которая знала бы, какие мы «на самом деле», не существует).[51]Иначе мы бы постоянно не слышали, что мы не такие, какими себя считаем и не говорили бы о себе, что мы не такие, какими кажемся другим людям. Еще философ Мартин Бубер (Martin Buber) говорил, что когда встречаются два человека, то в игру вступают два живых существа и шесть призраков.[52]И с нейробиологической точки зрения в каждой встрече двух человек принимают участие, собственно говоря, шесть лиц, или, как минимум, четыре: 1. Два человека в том виде, в котором каждый из них воспринимает себя в их саморепрезентации (то есть какими они считают себя); 2. Два этих человека во внутренней репрезентации партнера (то есть каким каждый из них представляет себе другого); 3. Эти два человека, существующие только как физическая реальность (они существуют, правда, с точки зрения головного мозга партнеров, только виртуально, так как не входят ни в одну репрезентацию). Знаменитый психолог Отто Кернберг (Otto F. Kernberg) был, следовательно, прав, когда однажды рассмешил студенческую аудиторию замечанием: «Когда двое спят друг с другом, то в этом принимают участие по крайней мере четверо, или более, лиц».

Как показывают исследования активности головного мозга с помощью современных методов, различные сети нервных клеток собирают элементы образа человека, создаваемого мозгом.[53]К этим сетям относятся: нижняя премоторная область коры головного мозга (намерения действий), нижняя теменная область (физические ощущения и всеобъемлющее чувство самого себя), островок (картирование физических состояний), амигдала (чувства страха) и поясная извилина (основное чувство жизни, эмоциональные ощущения себя). В совокупности эти центры создают образы, репрезентации других людей и себя самого. С точки зрения нейробиологии мы имеем дело с запутанной на первый взгляд ситуацией: сети нервных клеток, с помощью которых мы воспринимаем самих себя как личностей, служат — в своем качестве систем зеркального отражения — одновременно и для того, чтобы создавать в нас представления о других людях.

В системе зеркальных нейронов сталкиваются представления, которые сложились у нас о себе, и наши представления о других людях. Зеркальные нейроны являются тем нейрональным форматом, в котором мы воспринимаем или отображаем в виде представлений как самих себя, так и других людей. Принцип действия зеркальных нейронов показывает, каким образом мы понимаем этих людей. Восприятие другого человека происходит благодаря тому — можно было бы также сказать — ведет к тому, что в нас самих активизируется что-то ему соответствующее. Зеркальные нервные клетки срабатывают и тогда, когда мы сами совершаем какое-то действие, и тогда, когда мы видим, как это действие совершает другой человек. Они срабатывают и тогда, когда у нас возникают физические ощущения, связанные с определенной ситуацией, и тогда, когда мы (со)переживаем человеку, находящемуся в аналогичном положении. Они срабатывают и когда мы сами испытываем эмоции, например радость или страх, и тогда, когда видим человека, испытывающего такие эмоции. Однако активизация зеркальных нейронов — это не единственное следствие такого явления, как резонанс. Эта активизация может изменить наше физическое и эмоциональное состояние. Хорошее (или плохое) настроение близкого человека может стать причиной нашего собственного хорошего (или плохого) настроения. Радость, боль, страх или отвращение другого человека может вызвать в нас самих радость, боль, страх или отвращение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал