Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Материя как философская категория.
Конкретизация понятия бытия тесно связана с понятием субстанция, с понятием материя. Понятие субстанция (нечто, лежащее в основе) - что лежит в основе бытия, т.е. субстанция - нечто, лежащее в основе всех изменений бытия. Как вы знаете, в антично философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как первооснова всего сущего (например, вода у Фалеса, атом у Демокрита, мир идей у Платона). В философии Нового времени выделялись две линии анализа субстанции: первая линия - онтологическая - связана с пониманием субстанции как предельного основания бытия и сводилась к описанию форм конкретных вещей (например, Бэкон - бытие есть вещь). Лейбниц вычленил множество простых и неделимых субстанций - монады; Декарт выделяет две субстанции - материальную, для которой характерна протяженность и духовную, которая характеризуется способностью к мыслительной деятельности, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа субстанции - гносеологическая. Это познавательное осмысление понятия субстанции, его необходимости для научного знания (Локком, Беркли, Гегель). Понятие субстанции рассматривается в философии со стороны ее внутреннего единства безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным изменениям, в которые и через которые она в действительности существует. Для современной науки субстанция - это только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстрат - носитель субстанции. Существуют три точки зрения на проблему субстанции: 1. монистическая, где весь мир, все многообразие чувственно воспринимаемых явлений сводится к одному началу (т.е. как единство многообразия). 2. дуалистическая - она утверждает существование в мире двух исходных начал - материальное и идеальное. 3. плюралистическая - плюрализм - философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Например, " теория трех миров" К. Поппера, который считает, что существует три роды бытия: мир знаний, существующий независимо от знающего субъекта; мир психических состояний и мир физических состояний. С тех пор, как философы стали осознавать, что природа существует независимо от человека, они пытались отыскать то общее, что присуще всем вещам, событиям, процессам. Как вы знаете, в античной философии поиск этого начала привел к понятию материя (лат. - вещество). В дальнейшем понятие материя отождествлялось с атомом, затем с телом (вес, масса покоя, непроницаемость и т.д.). Подобный подход был в умах философов и виднейших естествоиспытателей до конца 19 века. Материалистическая философия, понятие материи выступает как наиболее общее, фундаментальное понятие, в котором фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия. Хорошо объяснил, как образовалось данное понятие Ф.Энгельс в книге " Диалектика природы" (1894). Он писал: " Материя есть ничто иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие... Такие слова, как материя суть не более как сокращение, в котором мы охватываем сообразно их общим свойствам множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю... можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения". Таким образом, тот, кто признает объективное бытие, должен выработать философское понятие для обозначения этой объективной реальности. Это понятие называется материей. Современное определение материи было дано В.И. Лениным в работе " Материализм и эмпириокритицизм" (1909): " Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас". Понятие материи есть научная абстракция, отразившая в себе всеобщее свойство всех явлений - свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. В нем подчеркивается то, что материя первична по отношению к сознанию, что она существует вне и независимо от сознания, она познаваема. Поэтому материю можно познать лишь путем изучения отдельных объектов и предметов. Это бесконечное разнообразие объектов и систем, которые обладают своей структурностью, системой организации, многообразием свойств. Поэтому всякая научная теория мира неизбежно будет незамкнутой открытой для дальнейшего изучения. Современный материализм подчеркивает, что философское понятие материи нельзя связывать с веществом. Так, в конце XIX начале XX века в физике произошли открытия электрона (А. Томпсон - 1896 г.), рентгеновских лучей (Н. Рентген - 1895 г.), радиоактивности (Беккерель - 1897 г.). Новые открытия обнаружили ограниченность механистического взгляда на мир, что позволило в дальнейшем сделать вывод: естествознание откроет другие виды материи, углубит наше знание о строении мира, но не изменит философского определения материи как объективной реальности. Понятие материи тесно связано с понятием природы. Природа в широком смысле слова есть материя, т.е. все сущее, весь мир в многообразии его форм, существующих независимо от человека, развивается по свои законам. Изучение природы формирует научную картину мира как единого целого. В научную картину мира входит представление о структурной, системной организации природы, о различных формах движения материи, пространстве, времени, отражении, развитии.
|