![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризис трех лет. Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка
Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда - со сверстниками). К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что и находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству. На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика: · острый интерес к своему изображению в зеркале; · ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек отчетливо проявляется интерес к нарядам; мальчики же начинают проявлять озабоченность своей эффективностью (например, в конструировании) и остро реагируют на неудачу. Кризис 3-х лет относится к числу острых. Поведение ребенка в этом периоде почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Основные проявления периода называют семизвездием кризиса 3 лет. · Негативизм выражается в том, что ребенок выдает реакцию не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых и стремится сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. · Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. · Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. · Своеволие. Стремится все делать сам. · Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. · Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. · Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Кризис трех лет протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка: появляется позиция " Я сам", ребенок познает различие между " должен" и " хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении " могу": он должен научиться соотносить свое " хочу" с " должен" и " нельзя" и на этой основе определить свое " могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции " хочу" (вседозволенность) или " нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем " безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон). В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Вопросы для самоконтроля:
Дошкольное детство (1-7 лет) Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
|