Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальность, личность, сущность
Когда подчеркивается то общее, что есть у данного конкретного человека и всех других людей, принято использовать термин «индивид». Мы говорим о ребенке или о взрослом «индивид» и тем самым относим его к человеческому роду. Однако помимо сходства между отдельными представителями человеческого рода существуют межиндивидуальные различия. Когда употребляют термин «индивидуальность», имеют в виду как раз то, что данный конкретный человек отличается от других людей. Индивидуальность, это «своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах, темпераменте, характере, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида». Имея своей предпосылкой анатомо-физиологические задатки, индивидуальность человека складывается в процессе онтогенеза и зависит от воспитания и других условий, определяющих характер жизни и развития. Понятие «личность» в отечественной психологии применяется тогда, когда человек характеризуется «как субъект социальных отношений и социальной деятельности». Человек рождается с огромными потенциальными возможностями. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения, особенностей общения с близкими людьми, наконец, от собственной активности (деятельности). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для характеристики личности человека нужно ответить на три вопроса. Прежде всего, нужно выяснить, что он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности личности, потребностях, интересах, установках и идеалах. Вслед за этим, естественно, встает второй вопрос: что он может? Иными словами — каковы его способности, его возможности? И третий: что он есть, как реализует свои возможности? Это вопрос об устойчивых «стержневых» свойствах личности, а также о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни. Заключая краткую характеристику понятия личности, отметим вслед за Л.М. Фридманом, что личность человека «часто определяют как систему отношений этого человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру и к другим людям выражается в его взглядах, в его поведении, а самое главное — в его деятельности. Отношение же человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел видеть себя». Таким образом, личность складывается в результате формирования мотивационной сферы и самосознания. Как видим, широко применяемые в психологии понятия «индивидуальность» и «личность», с одной стороны, достаточно четко отличаются друг от друга, а с другой — во многом перекликаются. Формально понятие «индивидуальность» представляется шире понятия «личность». В то же время все характеристики человека, которые можно отнести только к индивидуальности (физические особенности, черты темперамента и т.п.), отражаются и на его личностных особенностях. А.Н. Леонтьев справедливо указывал, что наличие у человека тяжелого физического недостатка ничего не говорит о том, как сложится под влиянием этого фактора его личность. Фактом, однако, является то, что данный недостаток тем или иным образом, в ту или другую сторону повлияет на развитие личности, поскольку на отношения с окружающими этот недостаток так или иначе влияет. С другой стороны, прижизненно формирующиеся особенности индивидуальности обусловлены системой отношений с социальным окружением: человек развивается как человек только в обществе людей. Профессия, увлечения, мода и другие социогенные факторы формируют и физические особенности (например, телосложение, походку и т.п.), и функциональные характеристики, и многое другое. Тесная переплетенность понятий «индивидуальности» и «личности» представляется вполне естественной: ведь речь идет об индивидуальности именно человека, которая, как и его личность, формируется только в социальной среде. В отличие от понятий индивидуальности и личности понятие сущности применяется в психологической литературе не так широко. Вместе с тем оно позволяет выявить важнейшую сторону индивидуальности человека и наиболее емко охарактеризовать самый главный параметр личности — ее направленность. Слово «сущность» омонимично, как и «сущий», от которого оно происходит. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, последнее означает «имеющийся, существующий», а также «истинный, самый настоящий». Соответственно этому под сущностью понимается либо само содержание (существующее, сущее) предмета или явления, либо самое главное, основное, истинное, настоящее в его содержании. В философии и психологии понятие «сущность» обычно трактуется во втором значении. Такое понятие заложено, в частности, в определение сущности человека, данное К. Марксом: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду», «она есть совокупность всех общественных отношений». Более общее и полное определение приводит Э.В. Ильенков: «Сущность каждого индивида, относящегося к «данному «роду», заключается... в той совершенно конкретной системе взаимодействующих между собой индивидов, которая только и делает каждого из них тем, что он есть». Как следует из приведенных определений, сущность рассматривается как главная, основная характеристика именно рода индивидов, что же касается каждого из них, то она дана как потенциальное, но не обязательно наличное, реализованное качество. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «сущность выступает как внутренняя основа изменений, как основа определений единичного, существующего, из которой при соотнесении с изменением условий могут быть выведены все изменения». Сущность рассматривается им в трех аспектах: «...прежде всего, сущность как основание всех изменений вещи, явления в процессе ее взаимодействия с другими, затем сущность как устойчивое в вещах в процессе их изменения... и, наконец, сущность в аспекте возможного и действительности». В соответствии с данным пониманием сущность человека как «рода» индивидов определяется присущим ему уровнем развития психики и соответствующим характером связей с миром. Как было показано (§ 5 главы 2), сущностными для человека связями с миром являются те стороны жизни, которые связаны с любовью и близкими к ней предметными чувствами (увлеченностями, непреходящими глубокими интересами, привязанностями). Как и все другие связи с миром, любовь и близкие ей чувства, с одной стороны, представляют собой феномены психического отражения, а с другой — определяют и организуют соответствующие единицы жизни, единицы деятельности. Напомним, что характерная черта сущностных связей состоит в слиянии воедино потребности, ее предмета (мотива) и связующей их деятельности. Потребностью (и соответственно мотивом) становится в этих связях и сам процесс деятельности. Отражением указанного слияния является, в частности, такое широко применяемое обращение к любимому человеку, как «любовь моя!». Отношение, чувство и организуемая им деятельность (общение) выступают здесь слитыми с самим объектом любви. Сущностность разнообразных проявлений любви и эквивалентных ей предметных чувств вытекает и из рассмотренной выше роли этих связей с миром в процессе антропогенеза. Человек как явление, как «род» индивидов сформировался на основе созданной им системы знаний, на основе познания сути, сущности предметов и явлений. Последнее, как было показано, возможно лишь посредством тех деятельностей, которые организуются указанными предметными чувствами. Концепция сущностности любви (и соответственно близких ей чувств) лежит в основе философии христианства, она обоснована в работах Н. Кузанского, B.C. Соловьева, В.П. Флоренского, П. Тейяра де Шардена, Э. Фромма, С.Л. Рубинштейна и других философов и психологов. Выше (глава 2) мы уже цитировали.замечательное выражение П. Тейара де Шардена: «Любовь соединяет сутью». По существу, оно является самым емким определением феномена любви. Приведем не менее замечательные слова С.Л. Рубинштейна: «В настоящей любви другой человек существует для меня... не как носитель определенной функции, которая может быть использована соответствующим образом, а как человек в полноте своего бытия. Человека любят не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или порицание других людей, который может быть случайным, и не за его заслуги, а за него самого, за его подлинную сущность». Аналогичное отношение к объекту любви как к одной из высших для себя ценностей, сущность которой созвучна, родственна своей собственной сущности, свойственно и всем другим проявлениям любви — привязанности к родным местам и отчему дому, любви к своему делу (призвание), любви к природе, музыке и т.п., многообразным непреходящим глубоким интересам и увлечениям и т.д. Сущностный характер любви и близких ей чувств определяет (как было показано выше во 2-й главе) две их основные особенности: разделенность и непреходящесть. Так называемая безответная любовь — не любовь в полном смысле слова, поскольку не соединяет с предметом любви сутью. Собственно любовь, сущностное чувство, по определению соединяет с объектом любви сутью, и в этом единении дает знание сути предмета любви. Знание сути объекта любви является важнейшим свойством самого чувства, показателем его полноты и разделенности. Безответная любовь основана не на знании, а на вере, вере в будущее сущностное единение с ее объектом. Судьба чувства, его устойчивость в этом случае целиком определяется силой веры и в конечном итоге — характером именно субъекта любви. Равным образом не является в полном смысле слова любовью, взаимное, но временное чувство: то, что соединяет сутью, не может быть преходящим. И в случае преходящести, и в случае неразделенности правомерно говорить не о любви, а о влюбленности. Ввиду социогенности психики человека его сущность не дается ему от рождения. Она развивается (раскрывается) в процессе жизни и связана с познавательной стороной деятельности, детерминирована ею. Каждая возникающая сущностная связь с миром становится одной из «единиц» сущности. Но обрести ту или иную сущностную связь, «единицу» своей сущности, возможно лишь путем чувственно-практического познания отвечающей ей стороны жизни. Например, увлеченность живописью или музыкой при всех задатках может появиться лишь при доступности когнитивного освоения соответствующих единиц мира.
|