Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Киргизия

(Начало в № 68)

23 июля все вместе выехали на «УАЗике» в сторону пос. Джеты-огуз. Больного посадили в кабину. Остальные сели в кузов. Своей пятой точкой я прочувствовал, что в России даже «направления» имеют больше оснований считаться дорогами, чем то место, по которому мы ехали. Во-первых, ехали большей частью в воде, во-вторых, камни на дороге были по полметра высотой. На переезде через реку штаны подо мной замочило. Нет, не от страха. Просто машина занырнула явно ниже ватерлинии, и вода попала в кузов. Потом машина окончательно засела посредине реки. Нас вынесли на плечах наши перевозчики-переносчики к берегу, и мы стали наблюдать прелюбопытную картину.

- 12 -

В машину впрягли двойку лошадей. Погоняя их верхом, киргизы начали вытаскивать машину на берег. Две лошадиные силы не справились. Потом к машине привязали ещё одну веревку. К лошадиным силам добавились людские. Вытащили! Мой фотоаппарат остался в машине. Потому я этот аттракцион не снимал. Было досадно, но как потом выяснилось, напрасно я расстраивался. На берегу Иссык-Куля моему фотоаппарату «приделали ноги». Так что снял бы - не снял бы я тогда – какая разница...

Метров через 800 добрались до юрты у р.Телеты зап., где разделились на две команды. Виктор с Лёней и Валей поехали дальше в больницу, а наша четвёрка отправилась вслед за ними пешкодралом. Договорились созвониться в Караколе, а если не получится, то встретиться там в условном месте в условное время. Ближайшим пунктом нашего назначения был санаторий Джеты-огуз. Это место известно тем, что в своё время в окрестностях проходили подготовку наши первые космонавты. В условиях среднегорья физические нагрузки быстро приводят организм в хорошую физическую форму. Вот только мозоли... Будь они неладны! На подходе к санаторию Игорь даже снял свои берцы и пошёл дальше в сланцах. Прошли мы 15 км. По пути разок потрапезничали, посетили пещеру за 40 сом. Сделали там фото для «Одноклассников». А вообще-то пещера больше подходит для хранения пива. Для экскурсий слабовата... В дороге договорились с повстречавшимся таксистом, что он отвезёт нас от Джеты-огуз до Каракола за 600 сом. В Джеты-огуз выяснили, что местные отвозят в Каракол за 80 сом. Но это без рюкзаков. Да и где их искать... В общем, поехали с таксистом. По нашей просьбе сначала он отвёз нас к местной достопримечательности – к скалам Семи быков, по-киргизски Джети-огуз. Там были очередные фотосессии и закупки мёда.

Ещё в Джети-огуз мы созвонились с Лёней. Узнали, что у Виктора выявили двустороннюю пневмонию, начали лечение. Приехав в Каракол (бывший Пржевальск), нашли гостевой дом, в котором Лёня снял для нас всех комнаты. Хозяин дома Саламат предложил истопить назавтра баню, приготовить шурпо и шашлыки. Мы согласились, а в тот день пошли поесть ашлямфу – среднеазиатское блюдо, слегка напоминающее нашу окрошку. Говорят, что по-настоящему её умеют готовить только в Караколе, да и то лишь

в трёх местах. Не уверен, что мы попали в одно из этих мест. Блюдо интересное, острое, дешёвое, но на любителя. Кое-кто из нашей кампании потом отведал его на рынке. Там оно, по их словам, было вкуснее.

На следующий день ездили на городской пляж у посёлка Пристань. К пляжу подходит аппендикс от оз. Иссык-Куль. Вода почти такая же, как и у пляжа в центральной части озера. Солоноватая и прохладная. Я ожидал, что она будет холоднее. В Суре температура воды практически такая же.

После пляжа на такси за 40 сом поехали в музей Пржевальского (2 км от пляжа). Перед посещением обошли парк с музеем вокруг, полакомились абрикосами, растущими вдоль решётки парка. Потом зашли внутрь, посмотрели памятники Пржевальскому и Карасаеву (первому киргизскому лексикологу и лексикографу), посетили музей Пржевальского. Там есть одна интересная картина. Если посмотреть на неё слева, то группа изображённых на ней людей и животных, идёт относительно наблюдателя вперёд-

- 13 -

вправо, а если посмотреть справа, то кажется, что группа меняет направление движения: идёт вперёд-влево (эффект как на известном плакате «А ты записался добровольцем?»). Есть там и много другого интересного.

Вечером была баня. Хозяин обещал, что уши будут заворачиваться, но жа́ ра очень долго не было. Только под конец мы перестали жалеть о решении попариться в Киргизии. Баня похожа на русскую. Видимо, из-за дефицита дерева полы в парной сделаны бетонными. Вода в котёл поступает автоматически.

25 июля. Утром собрали свои пожитки, договорились на остановке, чтобы нас довезли до пос. Каджи-Сай, расположенного на южном берегу Иссык-Куля. Стоимость проезда - 1500 сом. В Каджи-Сае нашли жильё за 300 сом в сутки. В 5 минутах ходьбы от Иссык-Куля. Саша с Людмилой решили пожить отдельно от нас в более шикарных условиях за 400 сом. Что ж... Дело молодое! А нам было предоставлено две комнаты с телевизором, столовая и сад с абрикосами. Абрикосы можно было есть бесплатно. Поэтому реальная цена нашего проживания сразу снизилась минимум на треть.

Иссык-Куль в районе Каджи-Сай производит гораздо более грандиозное впечатление, нежели около Каракола. Во первых, он здесь шире. Другого берега не видно. Вода чистейшая. Дно видно даже на глубине, гораздо больше человеческого роста. Правда смотреть там особенно нечего. Около берега на ширине 10 м на дне есть камни, а потом – песок. Живности никакой. Дайвингом здесь заниматься вряд ли интересно.

В один из дней побывали на Солёном озере. По сравнению с Мёртвым морем чуть менее солёное и маслянистое. Есть целебные грязи. Как говорят, чёрная – для здоровья, а серая – для красоты. Я извазюкался в чёрной. Подождал, пока высохнет, и смыл. Хуже не стало. А трём из нас после озера поплохело. Хозяйка нашего приюта предупредила, чтобы мы ничего на озере из провианта не покупали и не ели, потому что гости её соседей недавно поели там, и им было очень плохо. Мы послушались, но это не спасло. Не понятно, что подействовало. Все купались. Все мазались грязью. Причем я покрыл себя ею всего, а Лёня только больное колено. Мне – ничего, а его ночью сильно мутило. Брату пришлось ещё менее сладко. И это при всём при том, что обоим грех жаловаться на желудок.

Из местных достопримечательностей ещё посетили ущелье Сказок. Красотища! Под воздействием ветров и воды скалы приобрели причудливые формы. Дополнительную красоту придаёт разноцветная окраска скал. Это место – просто мечта для мальчишек, которым нравится бегать по крышам гаражей. Да и нам, достаточно взрослым, здесь было интересно и посмотреть, и покарабкаться по склонам. Водителем и экскурсоводом по «Сказке» был хозяин жилья Саши и Людмилы дядя Юра. Возрастом лет за 70, но бегает по скалам на зависть иным молодым. Он русский. Несмотря на гонения в начале 90-х, остался здесь жить. Рассказывал, что работал на заводе, который когда-то выпускал полупроводниковые приборы. Их за бесценок скупали немцы, меняли маркировку и продавали втридорога. Продукция ценилась за свою чистоту. Ещё поведал о том, что

- 14 -

озеро Иссык-Куль за последние 50 лет в районе Каджи-Сай отступило метров на 50. Здесь не бывает снега. Поэтому сюда зимой приезжают тренироваться легкоатлеты.

Виктор наш окреп. Даже сходил в центр пос. Каджи-сай за 2 км от нашего дома. Там на рынке к нему попытались пристать местные гопники. Виктор на словах объяснил, кто он и что будет с теми, если они не успокоятся. Сказал, видимо, достаточно убеди-тельно. Гопники ретировались. Кстати, о борьбе. На пляже смотрели соревнования по национальной борьбе на поясах. Интересно. Правила я не успел понять. Хотел было сфотографировать одну из схваток, но тут-то и обнаружил пропажу фотоаппарата. А у нашего Саши свистнули нож на кухне. Оставил его буквально на 5 минут. Вернулся – нет ножа. Люди, будьте бдительны! Чистикова и Ко обчистили в Киргизии (не в этом году) гораздо сильнее. На обратном пути они ехали группой на машине и остановились возле кафе перекусить. Пока ели, машину вскрыли, утащили несколько рюкзаков.

На Иссык-Куле мы прожили 5 дней. 30 июля уехали в Бишкек, бросили вещи в камеру хранения ж/д вокзала и пошли гулять по городу. Начали с Ошского рынка. Цены на продукты такие же, как в Караколе и Каджи-Сае. А вот сувениры раза в два дешевле. После рынка разделились. Я прошёлся пешком до Центра. Зашёл в ЦУМ. В центре очень много памятников знатным киргизам. Есть несколько памятников и не киргизам. Ни одного памятника киргизке я не заметил. Интернет мне подсказал, что один памятник всё-таки есть. Он поставлен актрисе. Ради справедливости надо сказать, что ещё есть скульптура женщины-матери в композиции Памятника Победы.

Город в центре чист и ухожен. На окраинах я не был. Сказать ничего не могу. Люди относятся к нам благожелательно. Может, осознали, что напрасно в своё время гнобили русских, и теперь хотят вернуть к себе наше хорошее расположение...

В 8 часов вечера все встретились на вокзале. К этому моменту Лёня зафрахтовал такси. За 600 сом нас доставили до аэропорта «Манас». Напоследок в местном кафе мы с Виктором попотчевались блюдами восточной кухни. До начала регистрации провели время на улице, на лавочках возле кафе. Кроме Игоря. Он спал в здании аэропорта.

Потом прошли через контрольный пункт. Валю замели. Она положила в свой рюкзак полторашку камней с берега Иссык-Куля. Контролёр заподозрила, что таким образом Валя пытается провезти насвай. В конечном счёте пропустили с камнями.

Добрались до Домодедово без приключений. От Домодедово до Пензы нас довёз Эдуард. По пути, видимо, для прикола он остановился у кафе «Восточная кухня». Я взял лагман. Вкусно. Ничуть не хуже, чем в Киргизии. Нам бы ещё воду в Суре чистую, как в Иссык-Куле... Про горы я даже не мечтаю!

Отличное путешествие получилось! Дороговато, но за удовольствия приходится платить!

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал