![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация природных ювелирных камней Е. Я. Киевленко
На производстве наиболее удобна технологическая классификация, разработанная ВНИИювелирпромом, которая основана на признаке единства (или сходства) методов обработки камня. В ней все ювелирные и поделочные камни разделены на три типа: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные, которые, в свою очередь, по прозрачности, твердости (по шкале Мооса) и другим свойствам подразделяются на подтипы и группы (таблица 3). Однако для экспертизы данная классификация наименее удобна, поскольку не учитывает стоимостные характеристики. Так, например, к типу I - ювелирные камни - отнесены драгоценные камни высокой стоимости (алмазы, корунды, бериллы) и поделочные камни сравнительно низкой стоимости (флюорит, гематит, пирит, апатит, обсидиан зеленый, жадеит, кахолонг, халцедоны и ряд других). Таблица 3
Облагораживанием называют специальную обработку природных ювелирных камней, в результате которой под влиянием ряда физико-химических воздействий происходит улучшение некоторых потребительских характеристик (цвета, прозрачности, интенсивности окраски и др.). Использование в ювелирном деле облагороженных камней не считается фальсификацией, однако продавцы обязаны оповещать покупателя о применении в реализуемом изделии облагороженных камней и о методе облагораживания. Цена облагороженного камня, как правило, ниже, чем сравнимого с ним по качеству природного необработанного. Облагораживание камней предполагает использование определенных технических приемов, с помощью которых можно повысить потребительские свойства природного камня. Наиболее распространенные методы – термическая и радиационная обработка, лазарное сверление, «залечивание» трещин, промасливание, парафинирование, нанесение покрытия, окрашивание или обесцвечивание. Выбор того или иного способа облагораживания в большой мере определяется видом драгоценного камня. Кроме облагораживания, в ювелирном деле существует понятие имитации, когда драгоценные камни в ювелирных изделиях заменяются другими материалами. Однако, если имитацию выдают за натуральный природный самоцвет при совершении сделок купли-продажи, это является одним из видов фальсификации, то есть подделки. Можно выделить несколько способов имитации: 1. Выдача менее ценных самоцветов за более драгоценные. 2. Изготовление имитаций драгоценных камней из стекла (стразы). 3. Изготовление имитаций драгоценных камней из пластических масс. 4. Изготовление составных ювелирных камней. 5. Изготовление реконструированных ювелирных камней. Имитацию производят с помощью природных материалов, поэтому ее следует отличать от искусственного выращивания синтетических камней – заменителей натуральных. Слово “синтетический” означает, что минералы синтезированы в лабораторных условиях из их химических составляющих. Синтетическая разновидность камней, встречающихся в природе, имеет тот же химический состав, что и природный камень, за исключением небольшого различия в содержании примесей. Кроме того, к синтетическим, относят и материалы, полученные искусственно, но не имеющие аналогов в природе. Примером может служить фианит. Одним из классификационных признаков для синтетических камней служит способ их получения. К отдельной группе отнесен культивированный жемчуг, выращиваемый в результате искусственного внедрения в тело устрицы-жемчужницы инородного предмета. Ассортимент ювелирных изделий очень велик. Основными признаками, по которым изделие может быть отнесено к группе ювелирных, являются: o художественная или эстетическая ценность, o наличие в составе изделия драгоценных металлов (сплавов) и (или) ювелирных камней, o использование техники ювелирного дела. Наибольшей удельный объем среди ювелирных изделий занимают личные украшения. Украшения могут быть разделены на нательные и украшения для одежды. Нательные, в свою очередь, могут подразделяться на украшения для головы (серьги, клипсы, диадемы), украшения для шеи и груди (бусы, колье, цепочки, кулоны, медальоны), украшения для рук и ног (кольца, браслеты, цепочки). Далее каждая подгруппа может быть разделена с использованием различных классификационных признаков: более узкое назначение, используемый металл или сплав, материал вставки и методы ее обработки (огранки), способ производства, модельно-конструктивные особенности изделия и т.д.. В конечном итоге, на последнем уровне классификации окажутся конкретные изделия с признаками, которые отличают каждое наименование от всех других изделий (артикул). К потребительским свойствам ювелирных товаров относят: o декоративно-эстетические свойства. Они могут быть охарактеризованы следующими показателями качества: цвет, прозрачность, внешний вид, дефектность, цельность, кристалломорфологические признаки и др.; o физико-химические свойства: оптические, механические и химические характеристики; o технологические: масса, размерность, форма, характер огранки, пропорции и др.
|