![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Посвящение в психологию развития: Вместо предисловияСтр 1 из 36Следующая ⇒
Е. Е. Сапогова Психология развития человека Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология»
АСПЕКТ ПРЕСС Москва 2001 УДК 159.9 ББК 88.37 С 19
Рецензенты: заведующая лабораторией ПИ РАО, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, проф. И. В. Дубровина доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Л. Ф. Обухова; заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ им. М. Танка, доктор психологических наук, проф. Ю. Н. Карандашев; Сапогова Е. Е. С 19 Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с. ISBN 5-7567-0154-0.
В предлагаемом оригинальном учебном пособии широко освещаются социокультурные, историко-этнографические, психобиологические и психологические аспекты развития человека. Особое внимание уделено общетеоретическим проблемам развития и анализу возрастных этапов в контексте культурного социогенеза. Для студентов психологических специальностей высших учебных заведений.
УДК 159.9 ББК 88.37 ISBN 5-7567-0154-0 «Аспект Пресс» 2001. Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress.ru Посвящение в психологию развития: Вместо предисловия
Наверное, для того, кто учится, нет книги важнее, чем учебник. Но любой учебник – текст универсальный и в чем-то безличный, а мне хотелось бы посвятить его всем своим студентам – и бывшим, и настоящим, и будущим. Мне приятно осознавать, что вместе с этой книгой кто-то впервые откроет для себя мир психологии развития, и я, хотя бы виртуально, смогу стать для него лоцманом, навигатором в столь увлекательном процессе. Много лет назад такую же функцию выполнили для меня лекции Д. Б. Эльконина на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и его замечательный учебник «Детская психология». Учебник – это не только собрание современных «знаний и заблуждений» по какой-то дисциплине, это еще и система отношений автора к отобранному для него материалу. Мне кажется, что психология человеческого развития – это совершенно особая сфера знания, поэтому я совсем не адресуюсь к случайному читателю: мне не хочется слишком уж занижать профессиональную планку и объяснять важные для меня вопросы тем, с кем можно обсуждать лишь простые темы. Мне хотелось бы, чтобы читатель, как и я, заинтересовался процессами развития, удивлялся бы постигаемым закономерностям, радовался бы самостоятельным микрооткрытиям и обобщениям, и, как результат, строил бы собственное понимание сущности человеческого развития. В то же время мне не хотелось уходить и от некоторых объяснительных и стилевых парадигм, присутствие которых и задает большому объему информации форму учебного пособия. Я выражаю признательность психологам, философам, этнографам, антропологам, эмбриологам, врачам, социологам и историкам, чьи идеи и работы были использованы в написании учебника и приведены в его тексте. Это – благодарность читателя и ученика, коллеги и единомышленника*. * Работа над пособием осуществлялась в 1998–2000 гг. при финансовой поддержке гранта Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 97-28-3. 1-213 Е. Е. Сапогова Тула, 2001 Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ Глава 1. Введение в психологию развития
|