![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы и заключения. 1. Смерть в современной психологии осмысляется как кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека.⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
1. Смерть в современной психологии осмысляется как кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. 2. Ф. Арьес считал, что установки человека в отношении смерти на определенном этапе исторического развития непосредственно связаны с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок: «прирученная смерть», «смерть своя», «смерть далекая и близкая», «смерть твоя», «смерть перевернутая». 3. Отношение к смерти в историко-культурной перспективе менялось по нескольким направлениям: 1) развитие индивидуального самосознания; 2) развитие защитных механизмов против сил природы; 3) трансформация веры в загробное существование; 4) трансформация веры в связь между смертью и грехом, страданием. 4. Многие исследователи считают, что психологически страх смерти не врожденное, а приобретаемое в ходе жизни свойство психики (считается, что для животных категория смерти не существует и животные смерти не боятся). 5. Приводя данные исследования умирающих больных, Э. Кюблер-Росс говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к собственной смерти: стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия. 6. Р. Моуди указывает, что пережитый опыт умирания производит на многих людей умиротворяющее воздействие. Они а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни. 7. Особый вопрос современности, имеющий нравственную подоплеку, – индивидуальное право человека на добровольную смерть и проблема эвтаназии (убийства из милосердия).
ЛИТЕРАТУРА
Абулъханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1994. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. Познание и врачевание от древности и до наших дней. М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура», 1995. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: ЛГУ, 1974. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации//Возрастная физиология. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1975. Арьес Ф. Возрасты жизни//Философия и методология истории. М., 1977. Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. Арьес Ф. Века детства. Обнинск, 1993 (или: Журнал практического психолога. 1997. № 1). Аръес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1999. Байярд Р., БайярдДж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. Балахонов А. В. Ошибки развития. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Изд-во международного фонда истории науки, 1991. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: КСП, 1996. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Бочаров В. В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. М.: Знание, 1991. Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. М.: Педагогика, 1985. Бурльер Ф. А. Старение и старость. М.: Мир, 1962. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. Валлон А. От действия к мысли. М.: Просвещение, 1957. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. Внешняя среда и психическое развитие ребенка/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. М.: Медицина, 1984. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1989. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса /Под ред. В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1975. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. Выготский Л. С. Кризис первого года жизни//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. Выготский Л. С. Кризис трех лет//Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. Выготский Л. С. Кризис семи лет//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. Выготский Л. С. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка//Собр. соч. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. Выготский Л. С. Раннее детство//Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до 7 лет. М., 1992. Гальперин П. Я., Запорожец, А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. М., 1995. Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества. Л., 1991. Головаха Е., Кроник А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: НПО «Образование», 1996. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм/К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др. М., 1989. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987. Джачнотт X. Дж. Родители и дети. М.: Педагогика, 1986. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург-ХХ! век, 1997. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Педагогика, 1975. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М., 1987. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз, 1998. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации//Вопросы психологии. 1993. № 4. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. М.: Прогресс, 1990. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. Изучение развития и поведения детей/Ред. Л. П. Липпситт, Ч. К. Спайкер. М.: Просвещение, 1966. Индивидуальные варианты развития младших школьников/Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой.М., 1973. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. Исследование развития познавательной деятельности/Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971. История зарубежной дошкольной педагогики/Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М.: Просвещение, 1986. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М.: Новости, 1991. Канунго М. Биохимия старения. М.: Мир, 1982. Карандашев В. Н. Жить без страха смерти. М.: Смысл, Академический проект, 1999г. Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. Минск: МГПИ им. М. Горького, 1993. Карандашев Ю. Н. Психология развития. Введение. Минск: Карандашев Ю. Н., 1997. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983. Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М., 1978. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. Клупт М. А. Время в жизни человека (демографический аспект). М.: Мысль, 1985. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М., 1988. Козлова Г. 3. Возрастные группы в научном коллективе. М., 1983. Козлова С. И., Семенова Е., Демикова Н. С., Блинникова О. Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. Л.: Медицина, 1987. Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе//Социологические исследования. 1978. № 3. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1989. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр; изд-во «Институт психологии РАН», 1997. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной активности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! М .: Мир, 1972. Лабиринты одиночества. Пер. с англ./Сост. Н. Е. Покровский. М.: Прогресс, 1989. Лаврин А. П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. М.: Московский рабочий, 1993. Лаврин Л. Тысяча и одна смерть. М.: Ретекс, 1991. Лангмейер И., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка//Проблемы развития психики. М., 1981. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры//Пробле-мы развития психики. М., 1981. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. Лич П. Ребенок от рождения до пяти лет. М.: Педагогика, 1985 (СПб.: Лениздат, 1993). Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия/Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. Лукоянов Е. Ю. Если вашему ребенку трудно учиться.М .: Знание, 1980. Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993. Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. М.: Медицина, 1992. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1983. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М.: Владос, 1998. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 1987. Матейчек 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. Миллер С. Психология игры. М.: Университетская книга, 1999. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. Моуди Р. Жизнь после жизни. М.; Рига, 1991. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. М., 1977. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: СПбГУ, 1999. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. Нарциссов Р. П. О материнстве. Пущино, 1985. Натанзон Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив.М., 1984. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М.: Наука, 1981. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. М.: Педагогика, 1992. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. Общение и формирование личности школьника/Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. Первый год жизни вашего ребенка/Сост. Л. Ф. Островская. М.: Педагогика, 1983. Перре-Клермон А. -Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. М., 1981. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. Покровская Т. И., Нарицына Р. М. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. Л.: Медицина, 1978. Помощь родителям в воспитании детей/Общ, ред. В. Я. Пилиповского М.: Прогресс, 1992. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987. Проблемы постнатального сомато-психического развития/Под ред. Г. К. Ушакова, Г. Гельнитца, Г. Эггерса. М.: Медицина, 1974. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/Под ред. В. В.Давыдова.М.: Педагогика, 1990. Психологические проблемы юности/Под ред. А. В. Петровского. М., 1969. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. Пэрну Л. Я воспитываю ребенка. СПб.: Лениздат, 1992. Развитие личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965. Развитие личности ребенка/Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. Развитие логической памяти у детей/Под ред. А. А. Смирнова.М.: Педагогика, 1976. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. Развитие общения у дошкольников/Под ред. М. И. Лисиной, А. В. Запорожца. М.: Педагогика, 1974. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983. Развитие психофизиологических функций у взрослых людей/Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М.: Педагогика, 1986. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: Спикс, 1994. Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста//Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. Сапогова Е. Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приокское книжное издательство, 1992. Сколько вам лет? Линия жизни глазами психолога/Под ред. А. А. Кроника. М.: Школа-Пресс, 1993. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986. № 6. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. 1991. № 2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. Спиваковская А. С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л., 1981. Степанова Е. И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. Субботский Е. В. Как рождается личность. М.: Знание, 1978. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. Талызина Н. Ф. Формирование учебной деятельности младших школьников. М., 1988. Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя, 2000. Толстых Н. Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста// Формирование личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1991. Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Педагогика, 1982. Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Педагогика, 1984. Феномен долгожительства/Отв. ред. С. И. Брук. М., 1982. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. М.: Педагогика, 1978. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Флинта, 1997. Флейвелл Д. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987, Формирование личности старшеклассника/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. Франус Э. Развитие младенца. Варшава: Наша ксегарня, 1961. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1990. Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Ленато, 1991. Фромм Э. Искусство любить//Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. Фромм Э. Человек для себя. М.: Прогресс, 1992. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? М., 1987. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс-Универс, 1993. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. История, физиология и психология проблемы смерти. М.: Энигма, 1997. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Прогресс, 1993. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей. СПб.: Петербург-ХХ век, 1996. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития. Принцип дифференциации. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996. Шванцара И. и колл. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. Шевцов А. А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб.: Тропа Троянова, 2000. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Янкова 3. А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983. Учебное издание
|