![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекция трудностей учебной деятельности
у младших школьников
Кмоменту поступления ребенка в школу формирование учебной деятельности только начинается. Эффективность данного процесса зависит от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебном работы школьника. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе — формализм. Ребенок будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Но это знание не применяется на практике. Когда младший школьник сталкивается с реальной ситуацией, то прибегает к житейским представлениям. Это происходит потому, что в школах не организуется деятельность применения полученных знаний на практике. Определим ряд основных задач, решение которых способствует органичному развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности. • Перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение, поэтому важно помочь ему обрести себя, научить его самостоятельно отвечать за свои поступки. • Ребенок должен научиться различать игровое и учебное задание, понимать, что учебное задание, в отличие от игрового, обязательно. • Ученик должен усвоить, что каждый человек умеет учиться, для этого ему необходимо изменить себя, чтобы стать таким, как все современные взрослые люди. • Необходимо сформировать у ребенка соответствующий учебной деятельности мотив, например интерес к какому-либо предмету. • Необходимо развивать произвольность и научить управлять ребенка своим поведением, прививать ребенку умение слушать и последовательно выполнять указания взрослого. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, т. е. в самообучение. Цель обучения — изменить ученика. Г. А. Цукерман предположила, что специфика учебного взаимодействия ребенка и взрослого состоит в появлении учебной инициативы школьника. По ее теории, он сам указывает взрослому на противоречия между условиями задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок. Среди основных направлений коррекционной работы с трудностями учебной деятельности, согласно А. Ф. Ануфриеву и С. Н. Костроминой42, можно выделить следующие: • Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве; • низкий уровень развития внимания; • низкий уровень развития памяти; • низкий уровень развития мышления; • низкий уровень развития речи; • несформированность приемов учебной деятельности.
_____________________________ 42 Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Кейс преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство «Ось — 89», 2003. Работа по первым пяти направлениям представлена нами в предыдущем параграфе «Развитие познавательной сферы...», поэтому в данном параграфе будет уделено внимание рассмотрению возможностей формирования приемов учебной деятельности у младшего школьника. Формирование учебных умений происходит в ходе правильно организованных занятий. Эти умения можно рассматривать как элементы учебной деятельности, которые развиваются и совершенствуются на последних этапах обучения.
|