Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По состоянию на 15 мая 2011 годаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Подготовлен для системы КонсультантПлюс КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2010 N 193-ФЗ " ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 мая 2011 года Е.В. ТИХОНОВА, М.Е. СТАРОСТИН, О.В. ЛАЗАРЕВА Авторы:
Тихонова Е.В. - кандидат юридических наук, медиатор, председатель Коллегии медиаторов при Тамбовской областной торгово-промышленной палате, генеральный директор Центра правовых примирительных процедур, третейский судья Третейского суда при Тамбовской областной торгово-промышленной палате, доцент кафедры правовых дисциплин ГОУ ВПО " Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина" филиал в г. Тамбове, доцент кафедры правовых дисциплин НОУ ВПО " Российский Новый Университет" филиал в г. Тамбове.
Старостин М.Е. - юрист Некоммерческого Партнерства " Центр Альтернативного Разрешения Споров".
Лазарева О.В. - юрист, аспирант кафедры Гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского Государственного Университета.
В Комментарии проводится анализ закрепленных законодателем норм, призванных обеспечить правовую регламентацию проведения процедуры медиации. Даются определения основных понятий столь нового для российского права института, как медиация. Авторы раскрывают содержание статей указанного Закона с теоретической и с практической точки зрения, используя материалы судебной и юридической практики, а также современные статистические данные. В Комментарии приводятся образцы оформления необходимых документов. Комментарий будет полезен для органов исполнительной власти, юристов, правозащитников, научных работников и преподавателей, аспирантов, руководителей организаций всех форм собственности, а также всех интересующихся проблемами альтернативных способов разрешения споров в нашей стране. При подготовке Комментария использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 15 мая 2011 г.
Список сокращений
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ; ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ); ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ; ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ; Конституция РФ - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993); НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ); СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ; СРО - саморегулируемая организация; ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ; ТПП - Торгово-промышленная палата; УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ; УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
Введение
Комментируемый Закон был принят 27 июля 2010 года и согласно ст. 20 вступил в силу с 1 января 2011 года. Его принятие повлекло внесение ряда изменений в другие законодательные акты. Данным Законом установлено, что для разрешения возникшего правового спора стороны могут обратиться к посреднику - независимому лицу - медиатору. Принятие комментируемого Закона связано с дальнейшим развитием и созданием правовых условий альтернативных способов урегулирования споров. Таким образом, наряду с основными существующими у нас в стране двумя внесудебными способами альтернативного разрешения споров: прямые переговоры сторон конфликта и третейские процедуры, - официально с 1 января 2011 г. введен в действие признаваемый во всем мире третий способ - урегулирование споров с участием посредника (медиация). Отметим, что институт разрешения споров с участием посредника, известный во всем мире как медиация, появился более пятидесяти лет назад в США и за прошедшее время утвердился не только там, но и в Канаде, Германии, Австрии, Франции, Великобритании и многих других странах < 1>. При этом существует значительный положительный зарубежный опыт применения процедуры медиации. Так, Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 24 июня 2002 года был принят Типовой закон " О международной коммерческой согласительной процедуре" < 2>. -------------------------------- < 1> Большова А.К. О примирительной процедуре с участием посредника // Журнал российского права. 2008. N 5. < 2> Типовой закон ЮНСИТРАЛ " О международной коммерческой согласительной процедуре". Принят Комиссией ООН по праву международной торговли 17 - 28 июня 2002 г. // Третейский суд. 2003. N 1. С. 127 - 137; N 2. С. 132 - 140; N 3. С. 133 - 139.
Как свидетельствует мировая практика, медиация - это эффективный, быстрый и мирный способ разрешения спора, который позволяет не только соблюсти интересы спорящих сторон, но и сохранить их отношения на будущее. В нашей стране, как отмечают Л.В. Ковальчук и Т.В. Салова, легальная основа для применения медиации существовала еще с 2002 года < 3>, с момента принятия АПК РФ. Данным Кодексом было введено понятие посредника - лица, оказывающего содействие в урегулировании спора. При этом была закреплена обязанность судей разъяснять сторонам их право до разрешения спора в суде обратиться к посреднику (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ). С принятием комментируемого Закона именно он становится правовой основой для применения процедуры медиации. Положения данного Закона разрабатывались с учетом уже упомянутого Типового закона, но, в отличие от него, принятый Закон закрепляет более широкую сферу применения медиации. -------------------------------- < 3> Ковальчук Л.В. и Салова Т.В. Медиация: общая характеристика и правила проведения // Сайт Арбитражного суда Магаданской области. URL: https:// magadan.arbitr.ru/ node/ 22438 (дата обращения 01.05.2011).
Законодательная инициатива о принятии комментируемого Закона принадлежала Президенту России. Государственная Дума рассмотрела законопроект, внесенный 11 марта 2010 года, в трех чтениях за одну весеннюю сессию и приняла Закон за девять дней до начала своих летних каникул. Одобрение Совета Федерации также было получено весьма оперативно. В пояснительной записке к уже принятому законопроекту отмечалось, что процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения; медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору, он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта, - в этом заключается основная задача медиатора. Таким образом, принятый Закон призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота. Закон о медиации состоит из 20 статей и закрепляет основные принципы проведения процедуры урегулирования споров с участием медиаторов, требования к лицам, желающим стать медиаторами, и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, порядок заключения и исполнения соглашений о применении и о проведении процедуры медиации. Многие ученые-правоведы возлагают на принятый Закон большие надежды, но оправдаются ли они? Ответ на этот вопрос может дать только практика его применения и время. Необходимость принятия данного Закона вызывала достаточно много споров по поводу его целесообразности. Сторонники одной позиции считают, и с ними следует согласиться, что медиация обладает рядом преимуществ, таких, как оперативность, конфиденциальность, неформальность. Выделяют еще такое преимущество, как экономичность (времени и финансовых затрат, в том числе судебных расходов), однако об этом можно говорить при условии, что стороны реально будут исполнять достигнутое медиативное соглашение. Другие считают, что к медиатору будет обращаться незначительное количество спорящих сторон и медиация незначительно разгрузит суды. Действительно, если обратиться к статистическим данным Высшего Арбитражного Суда РФ < 4>, то в 2009 году по сравнению с 2008 годом рассмотрено на 92, 2% больше дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (2008 год - 1754 дела, 2009 год - 3372 дела). -------------------------------- < 4> Информация с сайта ВАС РФ. URL: https:// www.arbitr.ru/ press-centr/ news/ totals/ (дата обращения 01.05.2011).
Это свидетельствует о том, что с фактическим исполнением решений третейских судов как одного из внесудебных способов альтернативного разрешения споров имеется немало трудностей. Медиация также может не принести ожидаемого эффекта. Несмотря на противоречивые отзывы, можно с уверенностью сказать, что принятие комментируемого Закона является значимым событием. У спорящих сторон появился еще один инструмент для разрешения возникших конфликтов, признанный на государственном уровне. Принятие комментируемого Закона неизбежно влечет принятие дополнительных нормативных правовых актов, а также внесение изменений в ныне действующее законодательство. Федеральным законом от 27.07.2010 N 194-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации (он также вступил в силу с 2011 г.).
27 июля 2010 года N 193-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)
|